27 января
19 декабря
18 декабря
17 декабря
16 декабря

Мир: Астрономы нашли планету, где идут дожди из рубинов и сапфиров

13 декабря, 11:53

Так художник представил себе планету HAT-P-7b, в атмосфере которой идут дожди из сапфиров

13 декабря – Молодёжные новости. Ночью в атмосфере экзопланеты HAT-P-7 b идут дожди, "капли" в которых представляют собой кристаллы рубинов и сапфиров, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

"Нам удалось проследить за тем, как свет отражается от атмосферы HAT-P-7b, и понять, что она постоянно меняется. На ее ночной стороне формируются облака, которые транспортируются сильными ветрами в сторону дневной стороны, где они испаряются. Скорость ветра часто резко меняется, поэтому многие облака формируются и потом исчезают. Это первый пример существования погоды на газовом гиганте вне Солнечной системы", — заявил Дэвид Армстронг (David Armstrong) из университета Уорика (Великобритания).

Планета HAT-P-7b, или Kepler-2b, стала одной из первых планет, которые были открыты или чье существование было подтверждено орбитальным телескопом "Кеплер". Это типичный "горячий юпитер" – газовый гигант, который вращается очень близко к светилу. Из-за этого температура атмосферы Kepler-2b превышает 2500 градусов Цельсия на "солнечной" стороне, и примерно 1300 градусов на "ночной" стороне.

Открытие "горячих юпитеров" впервые поставило ученых перед фактом, что атмосфера на таких планетах может состоять из крайне экзотических материалов. К примеру, за последние годы были открыты планеты со свинцовыми и стеклянными облаками, а также воздухом, состоящим из испаренных металлов и горных пород, потоки которого дуют в некоторых случаях со сверхзвуковой скоростью.

Так как HAT-P-7b удалена от нас примерно на тысячу световых лет, ее атмосферу и другие свойства невозможно изучать напрямую. Поэтому ученым приходится раскрывать их тайны, ориентируясь на то, как меняется ее яркость, расположение и "узор" линий спектра и другие свойства ее свечения под действием погоды и прочих факторов.

В этом отношении Армстронгу и его коллегам повезло – орбитальный телескоп "Кеплер" беспрерывно следил за HAT-P-7b на протяжении первых четырех лет работы, что позволило астрономам детально изучить вариации в яркости, спектре и других характеристиках "горячего юпитера".

Наблюдения раскрыли неожиданную вещь – оказалось, что самая яркая (и горячая) точка в атмосфере HAT-P-7b постоянно двигалась, а не стояла в том месте, которое прямо "смотрит" на звезду и получает от нее больше всего тепла. Это указало на то, что в воздухе "горячего юпитера" бушуют мощные шторма, пригоняющие относительно холодные воздушные массы и облака с ночной стороны планеты.

Облака, как предполагают авторы статьи, состоят из корунда – минерала, составляющего основу рубинов, сапфиров и многих других драгоценных камней. Соответственно, такие облака, если они задерживаются на ночной стороне, где это соединение может существовать в жидкой форме, могут насыщать нижние слои атмосферы HAT-P-7b "рубиновыми" и "сапфировыми" каплями.

Подобные "драгоценные облака", как считают ученые, формируются на границе между дневной и ночной стороной HAT-P-7b, где температуры достаточно низки для конденсации сапфиров и рубинов из паров корунда.

Оттуда они переносятся мощными ветрами на освещенную сторону планеты, где быстро закрывают атмосферу, повышая ее отражательную способность, что ведет к ее резкому охлаждению. В результате, ветра ослабляются и транспортировка облаков с ночной на дневную сторону прекращается. Облака постепенно испаряются, и цикл их рождения и уничтожения повторяется заново.

Конечно, человечество вряд ли когда-либо сможет попасть в атмосферу таких планет и "собрать" подобные драгоценные капли. С другой стороны, открытие таких облаков и их взаимосвязи с ветрами говорит о том, что сложные погодные системы могут существовать даже в самых экстремальных условиях. Это важно для поисков разумной и неразумной жизни при анализе ее возможных следов в атмосферах далеких планет.