25 сентября
07 сентября
06 сентября
05 сентября
04 сентября

Москва: Внеземная жизнь может существовать в атмосферах "неудавшихся звезд"

03 декабря, 18:05

Восход солнца над группой планет

Астрономы из Великобритании предполагают, что в верхних слоях атмосферы коричневых карликов может существовать жизнь, говорится в статье, размещенной в электронной библиотеке arXiv.org.

"Для зарождения жизни не обязательно иметь землеподобную планету, обладающую твердой поверхностью. Еще в 1976 году Карл Саган предположил, что в верхних слоях атмосферы газовых гигантов могут существовать организмы-"паруса" и организмы-"воздушные мешки", питающиеся энергией солнца и парящие на потоках, исходящих из глубинных слоев планеты", — заявил Джек Йейтс (Jack Yates) из Эдинбургского университета (Шотландия).

Коричневыми карликами, первые из которых были найдены в 1995 году, астрономы называют переходные объекты между звездами и планетами. Масса таких "несостоявшихся звезд" (менее 7% от массы Солнца) слишком мала для возникновения термоядерной реакции в их недрах. Поэтому коричневые карлики постепенно угасают и остывают.

За последние годы ученые открыли ряд необычных черт коричневых карликов – наличие погоды на них, свинцовых и минеральных "облаков" и других свойств, что заставляет многих астрономов считать, что они на самом деле это очень крупные планеты, а не звезды.

В 2013 году, как рассказывает Йейтс, астрономы открыли необычный коричневый карлик – крайне холодную "неудавшуюся звезду" WISE 0855 в созвездии Гидры. Как выяснили ученые уже в этом году, ее поверхность и атмосфера настолько холодны, что в ней существуют густые водные облака и прочие явления, больше характерные для планет, чем для звезд. Кроме того, оказалось, что атмосфера коричневых карликов содержит все "элементы жизни", кроме фосфора, – кислород, водород, углерод, азот.

Это натолкнуло Йейтса и его коллег на мысль, что подобные звезды тоже могут быть очагами жизни, подобной "парусам" и "мешкам" Карла Сагана. Они проверили, возможно ли такое в принципе, используя те же уравнения и идеи, которые великий американский ученый применил  для формулирования своей гипотезы 40 лет назад.

Британских последователей Сагана интересовало, каких максимальных и минимальных размеров могут достигнуть организмы в атмосфере "неудавшейся звезды", чтобы не упасть в нижние слои атмосферы или не быть унесенными в открытый космос.

Как показали их расчеты, даже при полном отсутствии потоков воздуха, поднимающихся из глубинных слоев коричневых карликов, в их атмосфере смогут существовать микробы, по размерам примерно в 10 раз меньше типичных земных бактерий.

Если же в атмосферах коричневых карликов будут существовать мощные восходящие потоки воздуха, аналогичные тем, что есть на Юпитере и Сатурне, тогда в их атмосферах могут существовать более крупные существа, похожие описанных Карлом Саганом. Таким образом, можно предполагать, что жизнь в атмосферах "неудавшихся звезд" действительно может зародиться.

Почему это важно? По текущим оценкам астрономов, в нашей Галактике насчитывается около миллиарда коричневых карликов — гораздо больше, чем потенциальных двойников Земли и любых других планет. Только в окрестностях Солнечной системы их должно быть несколько десятков. Увидеть эти "неудавшиеся звезды" сможет телескоп "Джеймс Уэбб", который запустят в 2018 году, и другие новые обсерватории. Изучение спектра коричневых карликов, как заключает Йейтс, поможет найти следы жизни в их атмосфере или убедиться, что ее там нет.