Санкт-Петербург: «С возрастом приходит понимание, что все, что отдал – твое»
2 февраля – Молодежные новости. Герои статьи – три волонтера. Один учит детей волшебству с помощью красок, другая находит общий язык с собаками, а третья отдает частичку себя, в которой сильно нуждаются пострадавшие люди. МИР расскажет, почему они это делают, и как благотворительность меняет жизни и сознание людей.
Действующие лица:
- Петербургский художник Valerius - творит волшебство в сказочном жанре и верит, что все совпадения не случайны.
- Активистка Анастасия – студентка, спортсменка и просто красавица, которая находит время помогать приютам.
- Донор Елена – человек долга, регулярно жертвует 450 миллилитров самой недостающей группы крови.
Как давно ты занимаешься благотворительностью?
Анастасия: Занимаюсь этим я примерно с апреля 2018 года. Как раз тогда я стала веганом и заинтересовалась темой защиты животных. Я состояла в группе, где люди делились веганскими рецептами, и там был пост о приюте в Пушкине, который будет рад любой помощи волонтеров. Это частный приют, в его группе ВК два куратора периодически публикуют посты типа: «В четверг едем выгуливать песиков, кто хочет – присоединяйтесь». Я написала девушке куратору, и она ответила: «Встречаемся на вокзале и едем». Так и случился мой первый опыт в Пушкине. Туда просто приезжаешь, берешь собаку и выгуливаешь, если у тебя есть ресурс по времени, по силам. Если хочется попробовать - можно просто подписаться на приют «Друг», у них в субботу прогулки, они выставляют истории в Инстаграм в четверг об этом. Очень важно писать им заранее, потому что они готовят собак к прогулке. С собаками вообще быть волонтером легко, ведь в большинстве приютов они сидят в вольерах, им хочется погулять, побегать, и когда ты приезжаешь, они бегут такие радостные, и ты понимаешь, что и собаке классно, и тебе классно.
Наверное, у тебя есть сильная внутренняя мотивация? Расскажи про нее.
Valerius: Года три назад меня попросили сотрудничать с одним хосписом на Куракиной Даче. Я стал с ними рисовать на их праздниках, устраивать мастер-классы. Там есть дети и больные, и здоровые. Потом меня попросили помочь хоспису в Ольгино. Там было все по-другому. Я приехал и влюбился в это место и в этих детей. Было ощущения, что это не хоспис, а сказочный замок. Это такой мини-отель, в котором восемь номеров, большие холлы и очень удобное помещение для рисования и мастер-классов. Там живут дети с родителями, получающие помощь и лечение в медицинских центрах. Сейчас я там бываю раз в две недели. Хотелось бы чаще.
Режиссер Владимир Кинок, который снял фильм «Путь невидимых чудес» про мое творчество, спросил: «Зачем тебе это, скажи?». В фильме я про это говорю и понял это в мастер-классах, что у меня есть наработанная особенность - показать, что многие вещи не страшны, не нужно бояться. Я научился в простой сжатой форме доносить людям, что этот мир чудесный, волшебный. Ведь Эйнштейн говорил, что эту жизнь можно жить только двумя способами: считать, что чудес не бывает, или знать, что они происходят каждый день. Я так живу и в каждый день вкладываю максимум. Свою философию я рассказываю и детям, и взрослым. Не стесняюсь говорить об этих вещах. Я пытаюсь отдать внимание и любовь детям, с которыми работаю. У меня много друзей, которые продолжают в меня верить и помогать делом, советом. Я получаю эту помощь и ощущаю поддержку. Я это раздаю, часто и щедро, и так происходит обновление.
А ты гордишься тем, что делаешь? Или наоборот воспринимаешь это как само собой разумеющееся?
Елена: Я не задумывалась о том, чтобы стать донором, пока моего папу в один момент не положили в больницу, и ему предстояла сложная операция. Его ждало переливание, и врачи нам сказали, что нужно прийти и пополнить запасы крови. Мама взяла своих знакомых, и я пошла с подругой. Оказалось, в этом нет ничего страшного и даже не больно, нет никакого плохого самочувствия, даже наоборот на следующий день я почувствовала себя очень классно. Я продолжила сдавать, потому что мне понравилось само ощущение после сдачи. Я думала, что у меня самая распространенная группа крови, а оказалось, куда бы я не зашла, всегда есть недобор. Ежедневно у нас происходят какие-то аварии, ежедневно кому-то требуется помощь, требуется кровь. Поэтому, сдача крови для меня само собой разумеющееся дело. Чувства гордости нет. Если ты здоров, то почему бы и не сдать.
Ты встречался с какими-нибудь сложностями? Приведи несколько примеров.
Анастасия: Самая главная сложность - то, что приюты расположены в отдаленных местах, чтобы собаки не мешали своим лаем и запахом. Если ты приезжаешь в приют в Пушкин, у тебя нет машины, ты минут 30 идешь до этого приюта пешком. Это целое путешествие. Было бы идеально, если бы была какая-то суперорганизация, которая развозила всех людей по приютам: «В воскресенье все гуляем с собаками!». В Пушкине мне часто попадались собаки, которые бежали вперед, как сумасшедшие, и были очень быстрыми, я не поспевала за ними. Очень важно сообщить людям, которые дают собаку, есть ли у тебя опыт или нет. Если нет, то можно просто сказать: «Можно мне такую собаку, которая не тянет, не прыгает». Из сложностей еще бывает такое, что собаки ищут что-то на земле и съедают, потому что у них нет намордников. Люди ведь часто кидают на землю и не смотрят, а собака может съесть, и ей потом будет плохо.
Можешь выделить какие-то главные плюсы, ради которых ты продолжаешь?
Valerius: Мне клево там. Я приезжаю, и я для них - праздник, и они для меня - праздник. Я спрашиваю ребенка: «Какие у тебя планы дальше? Вот ты вылечишься, кем ты хочешь быть?». Говорю с ними без скидок на возраст. Мне с ними хорошо. В моей истории благотворительность не есть благотворительность, это есть необходимая для меня вещь. Я счастлив, что научил их чему-то, что они запомнят на всю жизнь. Я говорю: «Теперь на хлеб вы заработаете всегда, обеспечите открытками бабушек и дедушек, и много чего другого». Техника, которую я использую, очень явная. Рисунок вырезается ножичком на картоне, дети ничего не подозревают, а потом втирается краска и рисунок проявляется, как на фотографии при печати. Они так удивляются. Это чудо простых вещей. Я подсел на эту историю.
Анастасия: Из возможных вариантов помощь приютам я выбрала еще из-за ощущений. Когда я туда приезжаю, гуляю с собакой, я чувствую заряд энергии и уезжаю оттуда наполненной. Это, наверное, какая-то смесь из ощущений: ты чувствуешь, что сделал хорошее дело, что ты отдаешь, но все равно больше получаешь. А что еще? Тут мне хочется рассказать о приюте «Друг», в котором есть программа дрессировки собак. В приют к молодым щенкам приезжают люди, которые уже давно дрессируют собак, и делают это на волонтерской основе. А еще приезжают такие, как я - ничего не знают. Я уже гуляла с собакой, но как скомандовать стоять или дать лапу, я не знала. А тут получилось, что меня стали учить. Обычно ты к кинологу приходишь, платишь ему деньги, а тут никто никому ничего не платил, но каждый получил выгоду. Я с одного занятия получила много эмоций и знаний. Мне объяснили, как это все работает.
Елена: Я не понимаю людей, которые боятся сдавать кровь, там все стерильно. Это ведь одни плюсы твоему организму: обновляется кровь, клетки, улучшается кожа и волосы. Тебя поют вкусным сладким чаем с печеньем и отправляют на сдачу. Ты лежишь, отдыхаешь какое-то время, о тебе заботятся и потом снова кормят вкусным. Потом ты обязательно берешь деньги за сдачу крови. Первый раз я не хотела брать, но медсестры сказали мне, что это обязательно, потому что они отчитываются за поступившую кровь. Плюс еще на работе дают оплачиваемый отпуск один день, это тоже плюс.
Тебе удалось с кем-нибудь познакомиться на волонтерстве?
Анастасия: Когда я ездила в Пушкин, я писала другим волонтерам, и мы потом встречались на фестивалях. Еще я познакомилась с людьми, которые содержали приюты. Узнала, как они их создали, как сейчас у них все проходит, какая им помощь нужна. С ними интересно поговорить, я сталкивалась только с добрыми и открытыми людьми, вежливыми и готовыми к диалогу. В один приют я ездила, чтобы выбрать себе собаку, я была готова ее взять. Я доехала на автобусе, и после меня встретила женщина на машине, сотрудница приюта, в дороге мы разговаривали. Она спрашивала: «Как вы живете? Какой у вас ритм жизни? Будет ли у вас время на собаку?», но она не наседала. Когда мы приехали, все прошло в спокойной и доброй атмосфере.
Как тебе кажется, насколько значимо то, что ты делаешь?
Valerius: Помогая детям, я не чувствовал какую-то свою особую значимость, но я чувствовал значимость каждого дня. Я понимал, что все приходит, и все уходит. Ко мне и родители, и дети относятся очень душевно. Есть девочка, мама которой молодая женщина с состарившимся лицом. Когда я вижу, как эта женщина приходит и раскрашивает большую раскраску, я замечаю, что ей становится легче, она в это время отвлекается, не думает. Я подключаю родителей к рисованию, ведь они тоже в душе дети. В пространстве сказочных картин нет зла, там происходят чудеса, которые сложно объяснить логикой и наукой.
Ты планируешь продолжать этим заниматься?
Анастасия: Мне очень интересно этим заниматься. Будет потеплее, и я поеду в приют «Друг», практиковаться в дрессировке, и по субботам буду выгуливать собак. А в моей мечте, в идеальной системе мира, если я была бы предпринимателем. и у меня были бы деньги, чтобы вкладывать их в волонтерство, я бы создала приют с кураторами, где у каждой собаки был бы попечитель, который приезжал бы к ней в удобный день недели, помогал бы физически и материально, искал бы для нее хозяев.
Иногда кажется, что ты не можешь ничего отдать миру. Часто не хватает ни времени, ни сил, и материальные возможности не позволяют. А затем случаются события, которые переворачивают твое видение и вынуждают задуматься о ближнем. И вот ты уже едешь помогать приюту, собираешь деньги, чтобы осчастливить ребенка, попадаешь в волонтерское движение. И внезапно осознаешь, что на свете есть более важные вещи. Это открытие приносит радость нахлынувших чувств любви и приверженности к чему-то большему, скрытому в благодарной улыбке. Творите маленькие чудеса, и они вернуться к вам троекратно.
Текст и фото: Марго Соколова
***
Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий.