Россия: Факты рассказывают все, но радио делает это по-особенному
12 февраля - Молодёжные новости. С приходом в нашу жизнь новых технологий есть тенденция прощаться со старыми. Изобрели телевидение - попрощались с радио, изобрели стриминговые сервисы - попрощались с кино. Вот только прощаться с этими вещами рано, особенно с радио. Оно не просто живёт, но и всё больше трансформируется для настоящего живого общения со своим слушателем. Чтобы узнать, какие изменения сейчас претерпевает «театр воображения», мы поговорили с главным редактором радио «Комсомольская правда» в Петербурге Дмитрием Делинским.
Радио и подкасты - это разные жанры? Или сейчас это одно и то же?
Чисто жанрово, подкаст - некая история, упакованная специально под запросы интернета, чтобы её могли слушать в любой момент времени по запросу. Соответственно, она должна быть красиво сделана - с шумовым, музыкальным продюсированием. Хотя и существуют такие подкасты, которые делаются на коленке, они популярны из-за интересных тем или харизматичной подачи. Радио «Комсомольская правда» делает и то, и другое. Можно даже наблюдать некое взаимопроникновение: мы оформляем наши радиопрограммы, которые были сделаны именно для радио, как подкасты, и берём материал, который был сделан как подкаст, оформляем его для радио. Так что сейчас разницы, по большому счету, на текущий момент нет никакой. Хотя в радио есть живой разговор со слушателем, когда в каждую конкретную секунду времени разговаривает живой человек. В любом случае тому, который, допустим, едет в машине, или застрял у себя на даче с радиоприемником, нужно ощущение сопричастности, чтобы с ним разговаривали. Подозреваю, что в ближайшем будущем подкастового формата на радио станет больше: это технологичнее, интереснее и охват аудитории побольше будет. Просто рассказать факты - это все делают. Чтобы отличаться, нужно рассказывать факты интересно, используя сторителлинг. Подкасты в этом смысле выгодно отличаются от обычного радио, в котором лишь факты и комментарии.
Дала ли вынужденная изоляция толчок к бурному всплеску интереса к радио?
Да, безусловно. По прослушиванию опять же наших подкастовых программ могу сказать, что рост наблюдается в десятки раз. Живое радио люди тоже слушают намного активнее.
Что сейчас нужно знать человеку, который работает в радио?
Первое - денег здесь немного. Если цель - заработать, то лучше туда идти не стоит. Второе - на радио нужны харизматики. Это может быть человек даже с какими-то дефектами дикции: мало того, что это всё поправимо, это ещё может быть дополнительным элементом образа. Я знаю человека, который не выговаривал букву Р, но при этом был вполне популярным радиоведущим, и программа его называлась так, что ни одного звука Р не было. И псевдоним он себе выбрал тоже без этой буквы. Главное - харизма, чтобы человека было интересно слушать, чтобы ему доверяли.
А что делать тем, кто уже хочет записывать подкасты? Советы дают ребята из Дома молодежи Московского района «Пулковец», которые ведут собственную подкастовую рубрику: «Первое и самое важное - не пытайтесь записать качественный подкаст на телефон. Потом услышите шипение, расстроитесь, а переписать искренний и честный разговор с классным гостем уже не получится. Ну и второе - даже если что-то пошло не так, выпускайте! Аудитория многое готова простить за интересную беседу и полезные сведения».
Радио или подкаст - каждый выбирает сам. Одно остается неизменным: интерес человека к голосу другого человека. Пока так и остаётся, надежда есть не только для радио.
Текст: Антон Бучин
Фото: Pixabay