ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
25 февраля
15:14
КУЛЬТУРА
статья
24 февраля
17:16
ОБЩЕСТВО
статья
23 февраля
21 февраля
08:08
КУЛЬТУРА
статья
20 февраля
19 февраля
19:27
КУЛЬТУРА
репортаж
18 февраля
17 февраля
17:00
ОБЩЕСТВО
статья
16 февраля
15 февраля
14 февраля
17:59
ОБЩЕСТВО
статья
13 февраля
14:33
ОБЩЕСТВО
статья
11:30
ОБЩЕСТВО
статья
12 февраля
14:00
КУЛЬТУРА
статья
11 февраля
16:47
КУЛЬТУРА
репортаж
16:28
КУЛЬТУРА
статья
31 января
28 января
27 января
24 января
23 января
13:26
ОБЩЕСТВО
20 января
16 января
12:00
ОБРАЗОВАНИЕ
статья
15 января
10 января
17:00
ОБРАЗОВАНИЕ
статья
08 января
07 января
05 января
04 января
12:00
КУЛЬТУРА
статья
26 декабря
23 декабря
15 декабря
13 декабря
12 декабря
21:00
ОБРАЗОВАНИЕ
статья
09 декабря
08 декабря
04 декабря
29 ноября
26 ноября
24 ноября
21 ноября
17 ноября
14 ноября
13 ноября
12 ноября
10 ноября
03 ноября
01 ноября
30 октября
27 октября
20 октября
06 октября
29 сентября
28 сентября
26 сентября
22 сентября
19 сентября

Искусство в блокадном Ленинграде

27 января, 15:00

С чем у каждого из нас ассоциируется блокада Ленинграда? С мужеством и героизмом, с отважным подвигом наших предков и теми ужасами, через которые им пришлось пройти. Мы видели фотографии, слышали рассказы, читали книги — но всё это лишь отдалённо передаёт то, что пережили жители блокадного города.

Каждый день они проявляли не только невероятную силу духа и героизм, но и способность творить и сохранять ценности мирового искусства. Ведь самое страшное для народа — это потеря его культуры, исторической памяти и языка. Давайте узнаем, каким было искусство в те самые 900 дней. 

 

Музыка героизма

Одним из наиболее выдающихся произведений искусства того времени является Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Она была создана в условиях осаждённого города и стала символом сопротивления и веры в лучшее будущее.

В августе 1941 года Шостаковичу предложили эвакуироваться, но он отказался: «Я полезнее здесь». Приближение врага вызывало у композитора не страх, а желание сопротивляться. Шостакович продолжил работать над симфонией на одном дыхании.

Первое исполнение симфонии состоялось 9 августа 1942 года в исполнении оркестра Ленинградской филармонии под управлением Карла Элиасберга. Это произошло прямо в блокадном Ленинграде. Симфония транслировалась по радио и через громкоговорители, установленные на улицах города. Это событие стало ярким примером триумфа человеческого духа над ужасами войны.

Среди других известных произведений того времени стоит отметить песню Бориса Гольца «Светит в небе звёздочка высоко». Её часто передавали по блокадному радио, а ноты были напечатаны на почтовых открытках.

Нельзя не вспомнить и о подвиге Александра Каменского, который почти всю блокаду провёл в бомбоубежище Театра им. Пушкина. В это время он писал небольшие фортепианные и вокальные произведения, посвящённые теме войны. В основном они предназначались для участников воинской самодеятельности. Среди них — походный марш «К победе» для духового оркестра, а также песни «Красная армия — армия победы», «Балтийцы», «Клятва мести», «Гвардейский марш», «За Ленинград» (1942), «Жди меня», «Марш ленинградской милиции», «Ленинград — Сталинграду» (1943), «Песня о дружбе» (1944) и «Героический партизанский марш».

Александр Данилович был награждён медалями «За оборону Ленинграда» (1943) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).

В 2014 году благотворительный фонд «Классика» организовал концерт «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни», на котором звучала музыка, написанная в осаждённом городе и ранее никогда не исполнявшаяся.

«Мы брали пожелтевшие листки, видели даты 1941, 1942 года, видели музыку людей, которые умирали от голода, и мы сидели и плакали,  мужики…» — рассказывает музыкальный руководитель проекта, Художественный руководитель Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова Евгений Волков.

 

Летопись подвига

В блокадном Ленинграде продолжали выходить книги. В городе работали более десяти издательств и несколько типографий: отделения Государственного политического издательства и Гослитиздата, Медгиз, Лениздат, издательство Академии наук, фабрика детской книги, а также передвижные типографии Ленинградского фронта. В период блокады Ленинграда было выпущено около двух тысяч наименований книг и брошюр, общий тираж которых составил более 23 миллионов экземпляров. Особенно активно издавалась художественная литература, в том числе произведения великих русских поэтов и писателей: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Льва Толстого, Тургенева, Куприна, Тренёва, Лажечникова, Шекспира, Данте, а также известных детских авторов, таких как Чуковский, Маршак, Ахматова и Берггольц.

Также выходили книги, посвящённые вопросам выживания в условиях блокады. Они содержали ценные советы и рекомендации, как строить убежища от бомб и снарядов, сбрасывать зажигалки с крыш и сохранять тепло в домах. 

В период блокады многие писатели не переставали творить, несмотря на ужасные условия. Одним из таких авторов была знаменитая поэтесса Ольга Берггольц, которая работала на Ленинградском радио и читала свои стихи жителям города. Ее поэзия стала голосом Ленинграда, выражая чувства и переживания горожан. Стихотворение «Февральский дневник» описывает жизнь в блокаду и передает всю тяжесть испытаний, выпавших на долю ленинградцев.

Помимо Ольги Берггольц, часто вспоминают еще одну поэтессу — Татьяну Гнедич. Эта талантливая женщина родилась в дворянской семье, занималась переводами и преподавала английский язык. Она была первой, кто перевел на русский язык «Дон Жуана». Ее стихи периода блокады — это размышления о том, как сохранить человечность в окружающем аду и как вернуть частичку прошлой жизни.

В 1944 году против нее сфабриковали дело, арестовали и дали 10 лет лагерей. В одиночной камере у нее не было книг, и она переводила тексты по памяти. Однажды к ней все же подселили соседку. Гнедич возмутилась, но ей ответили: «Никто не может выдержать в одиночной камере более полутора лет». Она сказала просто: «Нам с Байроном никто не нужен».

Ещё один писатель, работавший в городе в годы блокады, — Всеволод Азаров, который служил в соединениях балтийских подводников и штурмовиков, был военкором флотских газет в Кронштадте, участвовал в операциях Балтийского флота, писал стихи и очерки и читал их на передовой.

Елена Рывина (1910–1985) — ленинградская поэтесса, современница Анны Ахматовой. С середины 1930-х годов она сотрудничала с ленинградскими газетами и журналами, а в годы Великой Отечественной войны — с газетой «На защиту Ленинграда». Также Елена Рывина входила в группу писателей при Политуправлении Ленинградского фронта.

Несмотря на то что Елена Рывина нечасто публиковала свои произведения, она всю жизнь писала талантливые стихи, полные страсти и убежденности. Её лирические стихи находили отклик в сердцах читателей.

В городе Пушкине, где Елена провела годы своей юности с 1919 года, есть посвящённые ей стенды в Городском историко-краеведческом и школьном музеях.

К сожалению, жизнь Елены Рывиной оборвалась трагически: она попала под электричку в Комарово. Поэтесса была похоронена в Пушкине.

 

Картины войны

Художники также не остались безучастными к происходящему. Они создавали произведения, в которых запечатлели ужасы войны и подвиги защитников города. В блокадном Ленинграде живопись была представлена в виде натурных зарисовок, отражающих жизнь горожан, которые противостояли трудностям военного времени. Нередко в этих работах можно увидеть образы страдания и печали. 

К батальной живописи относятся картины, на которых запечатлены сцены сражений и событий, происходивших во время битвы за Ленинград и военных действий партизан. Художники часто получали официальные заказы на создание «военных портретов», и многие бойцы приезжали позировать прямо с фронта, получив краткосрочный отпуск.

Петербург, затем Петроград и Ленинград — эти города всегда были главными героями графических пейзажей Анны Остроумовой-Лебедевой. Не стал исключением и период блокады. Несмотря на свой семидесятилетний возраст, художница не покинула город и продолжила работать, устроив себе кабинет в ванной комнате, где было тише и безопаснее.

В своих «Автобиографических записках» Анна Остроумова-Лебедева писала: «Я часто работала в ванной комнате. Ставила на умывальник чертежную доску, на неё чернильницу. Впереди на полочке — коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче сосредоточиться и направить мысли в нужное русло. <…> Я хочу остаться. Твердо хочу остаться, несмотря на все ужасы, которые ждут впереди. Голова кружится от усталости и слабости, но я скрываю своё состояние и упорно пишу, внутренне терзая себя за низкое качество работы».

Иван Билибин, известный своими работами в области книжной иллюстрации и театра, получил признание как в России, так и за её пределами. Художник провёл в эмиграции 16 лет, но в 1936 году решил вернуться в родной Ленинград. Здесь он продолжал заниматься творчеством, преподавать и работать в театре.

С началом блокады Билибин не покинул город, хотя ему неоднократно предлагали уехать. В ответ на предложение наркома просвещения Владимира Потемкина он сказал: «Из осаждённой крепости не бегут. Её защищают».  

Среди последних работ Билибина — иллюстрации к былине «Дюк Степанович». Несмотря на тяжёлую болезнь и физическое истощение, художник продолжал работать над ними до последнего дня: «Работа продолжается… Книга должна выйти, когда наступит победоносный мир. Книга о нашем эпическом и героическом прошлом…».

Билибин работал в осаждённом Ленинграде до самой смерти — он ушёл из жизни 7 февраля 1942 года.

Михаил Бобышов также создавал свои произведения в условиях осаждённого города. До февраля 1942 года он жил и работал в блокадном Ленинграде, вместе с жителями города переживая все тяготы первой зимы блокады. В период войны художник был свидетелем многих событий, происходивших в городе, и создал серию графических работ под названием «Героический Ленинград» (Оборона города). После снятия блокады серия получила новое название — «Ленинград в дни войны и победы».

В феврале 1942 года Михаил Павлович Бобышов был эвакуирован в Самарканд, откуда переехал в Москву, где преподавал в художественном институте. После освобождения города от блокады он вернулся в Ленинград и продолжил работу над ленинградской серией, а также над серией картин «Москва в дни победы».

В 1955 году Михаил Бобышов был удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а в 1961 году — почётного звания «Народный художник РСФСР».

 

Театр в блокаду

Даже в самые трудные годы войны театры не прекращали свою работу. Спектакли, которые они ставили, служили мощным источником вдохновения для солдат и гражданского населения. Одним из самых известных театров того времени был Большой драматический театр имени Горького.

В августе 1941 года, по решению правительства СССР, театр был эвакуирован в город Киров (бывшая Вятка). Там коллективу предоставили недавно построенное здание местного театра. В Кирове театр продолжал свою деятельность, ставя спектакли на патриотическую тематику. Среди них были такие шедевры, как «Фронт» А. Корнейчука, «Русские люди» и «Парень из нашего города» К. Симонова, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьёва, «Полководец Суворов» И. Бехтерева и А. Разумовского и многие другие.

В начале 1943 года, после прорыва блокады Ленинграда 18 января, театр вернулся домой. Здание театра на Фонтанке, 65, продолжало функционировать во время войны, однако крыша над основной сценой была повреждена, а в потолке верхнего репетиционного зала образовалась большая дыра. Не хватало рабочих для ремонта, не было уборщиц и кочегаров, и большая часть работ по восстановлению театра легла на плечи актёров и постановочной группы.

27 марта 1943 года Большой драматический театр возобновил свою работу спектаклем по героической комедии А. Гладкова «Давным-давно».

Другой известный театр блокадных лет — Театр Музыкальной комедии. Продолжал свою работу с начала блокады и до самого её конца, став единственным ленинградским театром, который проработал каждый её день. В годы блокады Театр музыкальной комедии в Ленинграде поставил 15 премьер. Только за первые полгода с начала блокады были поставлены спектакли «Ева», «Принцесса долларов», «Марица», «Три мушкетёра», «Продавец птиц», «Любовь моряка». 

В период Великой Отечественной войны был создан театр, объединивший деятелей искусства. С октября 1941 года он получил название агитационного взвода Ленинградского Дома Красной Армии имени Кирова, а в конце 1943 года вошёл в состав городского театра.

25 июля 1941 года состоялась премьера первой программы под названием «Прямой наводкой». В репертуаре театра были спектакли разных жанров: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, литературно-музыкальные композиции «Александр Невский», «Суворов» и «Кутузов».

Выступления в театрах блокадного Ленинграда проходили с перерывами из-за воздушных тревог и артиллерийских обстрелов. В театре не было своего бомбоубежища, поэтому зрители и актёры укрывались в соседнем здании Филармонии.

 

Человек с кинокамерой

Даже в тяжёлые дни блокады кинематограф не прекращал свою работу. В павильонах «Лентехфильма» создавались учебные короткометражные фильмы, предназначенные как для широкой публики, так и для солдат. Среди них были фильмы, посвящённые тактике ведения боя.

Операторы запечатлевали на плёнку повседневную жизнь города: процесс выпечки хлеба, тушение пожаров, вызванных попаданиями снарядов в здания, замерзающих людей на улицах, горожан, несущих воду из Невы. Также создавались киноматериалы о действиях войск, защищавших Ленинград. Эти хроники демонстрировались жителям города на больших экранах.

Всего в блокадном Ленинграде работало около двух десятков кинотеатров: «Октябрь», «Художественный», «Аврора», «Баррикада», «Форум», «Спартак», «Гигант», «Ударник» и другие. Также кинопоказы проводились в Доме культуры промкооперации, Володарском ДК, ДК имени Ленина и Первой пятилетки.

Фильмы снимались прямо в городе, несмотря на нехватку ресурсов и постоянные обстрелы. Одним из таких фильмов стал документальный фильм «Ленинград в борьбе», который показывал повседневную жизнь города в условиях блокады.

В 1941 году, в условиях оккупации, была основана Ленинградская объединённая киностудия, которая объединила два творческих коллектива — Ленкинохронику и Лентехфильм. В 1946 году Лентехфильм был переименован в Леннаучфильм.

Слияние двух студий стало результатом технического и творческого взаимодействия, что позволило им продолжить свою работу в блокадном Ленинграде. За время существования студии было создано около 120 короткометражных и полнометражных фильмов, которые можно условно разделить на четыре категории:

1. Фильмы-инструкции, созданные по заказу политуправления армии и промышленных ведомств. Среди них выделяются работы А. Преснякова «Как тушить зажигательные смеси» (1944) и «Как засеять огород» (1944), а также В. Гребнева «Ленинградцы! Будьте готовы к противохимической обороне» (1943).

2. Пропагандистские и информационные выпуски Ленкиножурнала и сюжеты для Союзкиножурнала.

3. Короткометражные фильмы, среди которых выделяются картина Николая Комаревцева «В тылу врага» о партизанах Ленинградской области, «Город переднего края Колпино» Алексея Погорелого (1943) и «Алиментарная дистрофия и авитаминозы» Николая Галкина (1943).

4. Полнометражные фильмы, из которых особое место занимает «Ленинград в борьбе», основанный на съёмках блокадных событий осени 1941-го — весны 1942-го.

Последним фильмом Объединённой киностудии стал «Великая победа под Ленинградом» Николая Комаревцева, вышедший в 1944 году. Он рассказывал о снятии блокады и прославлял Сталина.

29 марта 1944 года студию расформировали, и два коллектива вновь начали работать как самостоятельные единицы.

Практически все киносеансы были аншлаговыми. Несмотря на сложности военного времени и то, что кинопоказы нередко прерывались из-за воздушных тревог, жители блокадного Ленинграда продолжали посещать кинотеатры. 

 

Жизнь музеев в блокадном Ленинграде

В период блокады Ленинграда музейная деятельность была направлена на сохранение и спасение произведений искусства.

С первых дней войны в Эрмитаже закипела работа по спасению культурных ценностей. Сотрудники музея были не в силах справиться в одиночку, и на помощь пришли художники, артисты, учёные и студенты, которые не были призваны в армию.

До 8 сентября, когда город оказался полностью блокирован немецкими войсками, было отправлено два поезда, эвакуировав около двух миллионов предметов — почти треть коллекции.

Научные сотрудники, экскурсоводы, художники, реставраторы, профессора и аспиранты — все те, кто не был призван на фронт, ежедневно возвращались на свои рабочие места, даже если им приходилось работать в подвалах разрушенного и обстрелянного музея, где на стенах оставались лишь обгоревшие квадраты вместо живописных полотен.

Экскурсоводы проводили экскурсии в залах, где вместо картин были пустые рамы. Они компенсировали отсутствие картин, используя всю свою фантазию, язык и знания, чтобы рассказать об искусстве.

Снаряды взрывались и рядом со зданием Эрмитажа, нанося музею огромный ущерб.

Из воспоминаний П. Ф. Губчевского: «…Случилось это через неделю после прорыва блокады. Поздно вечером 25 января сброшенная «юнкерсом» фугасная бомба весом в тонну разорвалась на Дворцовой площади. Зимний дворец, его колоссальное здание, фантастичное по плотности массива, колыхнулось как утлый челн в бурном море. Чудовищную силу взрывной волны приняли на себя все эрмитажные здания. Взрывная волна, пройдя через Висячий сад, ворвалась в Павильонный зал и вышибла здесь уцелевшие стекла даже в окнах, обращенных на Неву. Десятки оконных проемов вновь зазияли пустотой. Ночью разыгралась пурга. Вихревые порывы ветра задували в залы мокрый снег, устилая полы белой пушистой пеленой... Утром стало таять, а к вечеру ударил мороз. Мокрый снег смерзся с битым стеклом, образовав на полах сплошную ледяную кору. Все мы принялись спасать от этого губительного настила фигурные паркеты и мозаичные полы. Мне достался Павильонный зал. Толстый слой бугристого льда, смешанного с осколками стекла, покрывал здесь чудесную мозаику, вделанную в пол перед входом в Висячий сад. В моих руках был железный ломик, и я знал, что под моими ногами. Сантиметр за сантиметром я осторожно скалывал лед и стекло…». 

В первые дни войны сотрудники Русского музея незамедлительно приступили к важной миссии — спасению и сохранению произведений искусства. Уже в первую неделю было снято со стен, извлечено из рам и подготовлено к эвакуации свыше 7500 произведений. Особенно сложной задачей оказалось упаковка крупноформатных картин, таких как «Последний день Помпеи» Брюллова, «Медный змий» Бруни и «Заседание Государственного совета» Репина.

Сотрудники, оставшиеся в музее, не останавливались на достигнутом. Каждый день они обходили здание, регистрировали все повреждения в специальном журнале, незамедлительно сообщали о них и по мере возможности устраняли.

Кроме того, музеи не забывали о культурно-просветительской работе, организуя экскурсии, лекции и методические занятия для самых разных слоев населения — рабочих, военнослужащих, школьников и студентов.

Чтобы защитить музейные коллекции от бомб и фугасов, в Исаакиевском соборе окна были заложены кирпичами и мешками с песком. В общей сложности в соборе хранилось более 120 тысяч музейных ценностей. Ящики с экспонатами стояли штабелями высотой до 6 метров, и передвигаться между ними можно было только в полной темноте по узким проходам. В таких условиях — во тьме и морозной сырости — музейщики продолжали свою работу: проверяли состояние картин и других экспонатов, выносили их на свежий воздух для просушки и проветривания, а при необходимости даже реставрировали.

В июле 1944 года Русский музей вновь открыл свои двери для посетителей: в нескольких залах открылась выставка произведений художников Ленинградского фронта. А в октябре 1945 года поезд с Урала доставил обратно в Ленинград эвакуированные коллекции.

 

Искусство в блокадном Ленинграде играло особую роль. Оно не только развлекало и помогало отвлечься от суровых реалий, но и служило мощным источником поддержки и вдохновения для жителей города. Художники, музыканты, поэты и актёры своим творчеством поддерживали в людях веру в будущее и силы для борьбы за свободу и независимость своей страны.

Тот факт, что люди не утратили интерес к прекрасному, является свидетельством того, что Санкт-Петербург не зря называют культурной столицей. Это пример мужества для будущих поколений, о котором необходимо помнить и рассказывать.

Автор: Арина САНГИНОВА

Фото: Culture.ru, LifeJournal, iz.ru