Искусство в блокадном Ленинграде
С чем у каждого из нас ассоциируется блокада Ленинграда? С мужеством и героизмом, с отважным подвигом наших предков и теми ужасами, через которые им пришлось пройти. Мы видели фотографии, слышали рассказы, читали книги — но всё это лишь отдалённо передаёт то, что пережили жители блокадного города.
Каждый день они проявляли не только невероятную силу духа и героизм, но и способность творить и сохранять ценности мирового искусства. Ведь самое страшное для народа — это потеря его культуры, исторической памяти и языка. Давайте узнаем, каким было искусство в те самые 900 дней.
Музыка героизма
Одним из наиболее выдающихся произведений искусства того времени является Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Она была создана в условиях осаждённого города и стала символом сопротивления и веры в лучшее будущее.
В августе 1941 года Шостаковичу предложили эвакуироваться, но он отказался: «Я полезнее здесь». Приближение врага вызывало у композитора не страх, а желание сопротивляться. Шостакович продолжил работать над симфонией на одном дыхании.
Первое исполнение симфонии состоялось 9 августа 1942 года в исполнении оркестра Ленинградской филармонии под управлением Карла Элиасберга. Это произошло прямо в блокадном Ленинграде. Симфония транслировалась по радио и через громкоговорители, установленные на улицах города. Это событие стало ярким примером триумфа человеческого духа над ужасами войны.
Среди других известных произведений того времени стоит отметить песню Бориса Гольца «Светит в небе звёздочка высоко». Её часто передавали по блокадному радио, а ноты были напечатаны на почтовых открытках.
Нельзя не вспомнить и о подвиге Александра Каменского, который почти всю блокаду провёл в бомбоубежище Театра им. Пушкина. В это время он писал небольшие фортепианные и вокальные произведения, посвящённые теме войны. В основном они предназначались для участников воинской самодеятельности. Среди них — походный марш «К победе» для духового оркестра, а также песни «Красная армия — армия победы», «Балтийцы», «Клятва мести», «Гвардейский марш», «За Ленинград» (1942), «Жди меня», «Марш ленинградской милиции», «Ленинград — Сталинграду» (1943), «Песня о дружбе» (1944) и «Героический партизанский марш».
Александр Данилович был награждён медалями «За оборону Ленинграда» (1943) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).
В 2014 году благотворительный фонд «Классика» организовал концерт «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни», на котором звучала музыка, написанная в осаждённом городе и ранее никогда не исполнявшаяся.
«Мы брали пожелтевшие листки, видели даты 1941, 1942 года, видели музыку людей, которые умирали от голода, и мы сидели и плакали, мужики…» — рассказывает музыкальный руководитель проекта, Художественный руководитель Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова Евгений Волков.
Летопись подвига
В блокадном Ленинграде продолжали выходить книги. В городе работали более десяти издательств и несколько типографий: отделения Государственного политического издательства и Гослитиздата, Медгиз, Лениздат, издательство Академии наук, фабрика детской книги, а также передвижные типографии Ленинградского фронта. В период блокады Ленинграда было выпущено около двух тысяч наименований книг и брошюр, общий тираж которых составил более 23 миллионов экземпляров. Особенно активно издавалась художественная литература, в том числе произведения великих русских поэтов и писателей: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Льва Толстого, Тургенева, Куприна, Тренёва, Лажечникова, Шекспира, Данте, а также известных детских авторов, таких как Чуковский, Маршак, Ахматова и Берггольц.
Также выходили книги, посвящённые вопросам выживания в условиях блокады. Они содержали ценные советы и рекомендации, как строить убежища от бомб и снарядов, сбрасывать зажигалки с крыш и сохранять тепло в домах.
В период блокады многие писатели не переставали творить, несмотря на ужасные условия. Одним из таких авторов была знаменитая поэтесса Ольга Берггольц, которая работала на Ленинградском радио и читала свои стихи жителям города. Ее поэзия стала голосом Ленинграда, выражая чувства и переживания горожан. Стихотворение «Февральский дневник» описывает жизнь в блокаду и передает всю тяжесть испытаний, выпавших на долю ленинградцев.
Помимо Ольги Берггольц, часто вспоминают еще одну поэтессу — Татьяну Гнедич. Эта талантливая женщина родилась в дворянской семье, занималась переводами и преподавала английский язык. Она была первой, кто перевел на русский язык «Дон Жуана». Ее стихи периода блокады — это размышления о том, как сохранить человечность в окружающем аду и как вернуть частичку прошлой жизни.
В 1944 году против нее сфабриковали дело, арестовали и дали 10 лет лагерей. В одиночной камере у нее не было книг, и она переводила тексты по памяти. Однажды к ней все же подселили соседку. Гнедич возмутилась, но ей ответили: «Никто не может выдержать в одиночной камере более полутора лет». Она сказала просто: «Нам с Байроном никто не нужен».
Ещё один писатель, работавший в городе в годы блокады, — Всеволод Азаров, который служил в соединениях балтийских подводников и штурмовиков, был военкором флотских газет в Кронштадте, участвовал в операциях Балтийского флота, писал стихи и очерки и читал их на передовой.
Елена Рывина (1910–1985) — ленинградская поэтесса, современница Анны Ахматовой. С середины 1930-х годов она сотрудничала с ленинградскими газетами и журналами, а в годы Великой Отечественной войны — с газетой «На защиту Ленинграда». Также Елена Рывина входила в группу писателей при Политуправлении Ленинградского фронта.
Несмотря на то что Елена Рывина нечасто публиковала свои произведения, она всю жизнь писала талантливые стихи, полные страсти и убежденности. Её лирические стихи находили отклик в сердцах читателей.
В городе Пушкине, где Елена провела годы своей юности с 1919 года, есть посвящённые ей стенды в Городском историко-краеведческом и школьном музеях.
К сожалению, жизнь Елены Рывиной оборвалась трагически: она попала под электричку в Комарово. Поэтесса была похоронена в Пушкине.
Картины войны
Художники также не остались безучастными к происходящему. Они создавали произведения, в которых запечатлели ужасы войны и подвиги защитников города. В блокадном Ленинграде живопись была представлена в виде натурных зарисовок, отражающих жизнь горожан, которые противостояли трудностям военного времени. Нередко в этих работах можно увидеть образы страдания и печали.
К батальной живописи относятся картины, на которых запечатлены сцены сражений и событий, происходивших во время битвы за Ленинград и военных действий партизан. Художники часто получали официальные заказы на создание «военных портретов», и многие бойцы приезжали позировать прямо с фронта, получив краткосрочный отпуск.
Петербург, затем Петроград и Ленинград — эти города всегда были главными героями графических пейзажей Анны Остроумовой-Лебедевой. Не стал исключением и период блокады. Несмотря на свой семидесятилетний возраст, художница не покинула город и продолжила работать, устроив себе кабинет в ванной комнате, где было тише и безопаснее.
В своих «Автобиографических записках» Анна Остроумова-Лебедева писала: «Я часто работала в ванной комнате. Ставила на умывальник чертежную доску, на неё чернильницу. Впереди на полочке — коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче сосредоточиться и направить мысли в нужное русло. <…> Я хочу остаться. Твердо хочу остаться, несмотря на все ужасы, которые ждут впереди. Голова кружится от усталости и слабости, но я скрываю своё состояние и упорно пишу, внутренне терзая себя за низкое качество работы».
Иван Билибин, известный своими работами в области книжной иллюстрации и театра, получил признание как в России, так и за её пределами. Художник провёл в эмиграции 16 лет, но в 1936 году решил вернуться в родной Ленинград. Здесь он продолжал заниматься творчеством, преподавать и работать в театре.
С началом блокады Билибин не покинул город, хотя ему неоднократно предлагали уехать. В ответ на предложение наркома просвещения Владимира Потемкина он сказал: «Из осаждённой крепости не бегут. Её защищают».
Среди последних работ Билибина — иллюстрации к былине «Дюк Степанович». Несмотря на тяжёлую болезнь и физическое истощение, художник продолжал работать над ними до последнего дня: «Работа продолжается… Книга должна выйти, когда наступит победоносный мир. Книга о нашем эпическом и героическом прошлом…».
Билибин работал в осаждённом Ленинграде до самой смерти — он ушёл из жизни 7 февраля 1942 года.
Михаил Бобышов также создавал свои произведения в условиях осаждённого города. До февраля 1942 года он жил и работал в блокадном Ленинграде, вместе с жителями города переживая все тяготы первой зимы блокады. В период войны художник был свидетелем многих событий, происходивших в городе, и создал серию графических работ под названием «Героический Ленинград» (Оборона города). После снятия блокады серия получила новое название — «Ленинград в дни войны и победы».
В феврале 1942 года Михаил Павлович Бобышов был эвакуирован в Самарканд, откуда переехал в Москву, где преподавал в художественном институте. После освобождения города от блокады он вернулся в Ленинград и продолжил работу над ленинградской серией, а также над серией картин «Москва в дни победы».
В 1955 году Михаил Бобышов был удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а в 1961 году — почётного звания «Народный художник РСФСР».
Театр в блокаду
Даже в самые трудные годы войны театры не прекращали свою работу. Спектакли, которые они ставили, служили мощным источником вдохновения для солдат и гражданского населения. Одним из самых известных театров того времени был Большой драматический театр имени Горького.
В августе 1941 года, по решению правительства СССР, театр был эвакуирован в город Киров (бывшая Вятка). Там коллективу предоставили недавно построенное здание местного театра. В Кирове театр продолжал свою деятельность, ставя спектакли на патриотическую тематику. Среди них были такие шедевры, как «Фронт» А. Корнейчука, «Русские люди» и «Парень из нашего города» К. Симонова, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьёва, «Полководец Суворов» И. Бехтерева и А. Разумовского и многие другие.
В начале 1943 года, после прорыва блокады Ленинграда 18 января, театр вернулся домой. Здание театра на Фонтанке, 65, продолжало функционировать во время войны, однако крыша над основной сценой была повреждена, а в потолке верхнего репетиционного зала образовалась большая дыра. Не хватало рабочих для ремонта, не было уборщиц и кочегаров, и большая часть работ по восстановлению театра легла на плечи актёров и постановочной группы.
27 марта 1943 года Большой драматический театр возобновил свою работу спектаклем по героической комедии А. Гладкова «Давным-давно».
Другой известный театр блокадных лет — Театр Музыкальной комедии. Продолжал свою работу с начала блокады и до самого её конца, став единственным ленинградским театром, который проработал каждый её день. В годы блокады Театр музыкальной комедии в Ленинграде поставил 15 премьер. Только за первые полгода с начала блокады были поставлены спектакли «Ева», «Принцесса долларов», «Марица», «Три мушкетёра», «Продавец птиц», «Любовь моряка».
В период Великой Отечественной войны был создан театр, объединивший деятелей искусства. С октября 1941 года он получил название агитационного взвода Ленинградского Дома Красной Армии имени Кирова, а в конце 1943 года вошёл в состав городского театра.
25 июля 1941 года состоялась премьера первой программы под названием «Прямой наводкой». В репертуаре театра были спектакли разных жанров: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, литературно-музыкальные композиции «Александр Невский», «Суворов» и «Кутузов».
Выступления в театрах блокадного Ленинграда проходили с перерывами из-за воздушных тревог и артиллерийских обстрелов. В театре не было своего бомбоубежища, поэтому зрители и актёры укрывались в соседнем здании Филармонии.
Человек с кинокамерой
Даже в тяжёлые дни блокады кинематограф не прекращал свою работу. В павильонах «Лентехфильма» создавались учебные короткометражные фильмы, предназначенные как для широкой публики, так и для солдат. Среди них были фильмы, посвящённые тактике ведения боя.
Операторы запечатлевали на плёнку повседневную жизнь города: процесс выпечки хлеба, тушение пожаров, вызванных попаданиями снарядов в здания, замерзающих людей на улицах, горожан, несущих воду из Невы. Также создавались киноматериалы о действиях войск, защищавших Ленинград. Эти хроники демонстрировались жителям города на больших экранах.
Всего в блокадном Ленинграде работало около двух десятков кинотеатров: «Октябрь», «Художественный», «Аврора», «Баррикада», «Форум», «Спартак», «Гигант», «Ударник» и другие. Также кинопоказы проводились в Доме культуры промкооперации, Володарском ДК, ДК имени Ленина и Первой пятилетки.
Фильмы снимались прямо в городе, несмотря на нехватку ресурсов и постоянные обстрелы. Одним из таких фильмов стал документальный фильм «Ленинград в борьбе», который показывал повседневную жизнь города в условиях блокады.
В 1941 году, в условиях оккупации, была основана Ленинградская объединённая киностудия, которая объединила два творческих коллектива — Ленкинохронику и Лентехфильм. В 1946 году Лентехфильм был переименован в Леннаучфильм.
Слияние двух студий стало результатом технического и творческого взаимодействия, что позволило им продолжить свою работу в блокадном Ленинграде. За время существования студии было создано около 120 короткометражных и полнометражных фильмов, которые можно условно разделить на четыре категории:
1. Фильмы-инструкции, созданные по заказу политуправления армии и промышленных ведомств. Среди них выделяются работы А. Преснякова «Как тушить зажигательные смеси» (1944) и «Как засеять огород» (1944), а также В. Гребнева «Ленинградцы! Будьте готовы к противохимической обороне» (1943).
2. Пропагандистские и информационные выпуски Ленкиножурнала и сюжеты для Союзкиножурнала.
3. Короткометражные фильмы, среди которых выделяются картина Николая Комаревцева «В тылу врага» о партизанах Ленинградской области, «Город переднего края Колпино» Алексея Погорелого (1943) и «Алиментарная дистрофия и авитаминозы» Николая Галкина (1943).
4. Полнометражные фильмы, из которых особое место занимает «Ленинград в борьбе», основанный на съёмках блокадных событий осени 1941-го — весны 1942-го.
Последним фильмом Объединённой киностудии стал «Великая победа под Ленинградом» Николая Комаревцева, вышедший в 1944 году. Он рассказывал о снятии блокады и прославлял Сталина.
29 марта 1944 года студию расформировали, и два коллектива вновь начали работать как самостоятельные единицы.
Практически все киносеансы были аншлаговыми. Несмотря на сложности военного времени и то, что кинопоказы нередко прерывались из-за воздушных тревог, жители блокадного Ленинграда продолжали посещать кинотеатры.
Жизнь музеев в блокадном Ленинграде
В период блокады Ленинграда музейная деятельность была направлена на сохранение и спасение произведений искусства.
С первых дней войны в Эрмитаже закипела работа по спасению культурных ценностей. Сотрудники музея были не в силах справиться в одиночку, и на помощь пришли художники, артисты, учёные и студенты, которые не были призваны в армию.
До 8 сентября, когда город оказался полностью блокирован немецкими войсками, было отправлено два поезда, эвакуировав около двух миллионов предметов — почти треть коллекции.
Научные сотрудники, экскурсоводы, художники, реставраторы, профессора и аспиранты — все те, кто не был призван на фронт, ежедневно возвращались на свои рабочие места, даже если им приходилось работать в подвалах разрушенного и обстрелянного музея, где на стенах оставались лишь обгоревшие квадраты вместо живописных полотен.
Экскурсоводы проводили экскурсии в залах, где вместо картин были пустые рамы. Они компенсировали отсутствие картин, используя всю свою фантазию, язык и знания, чтобы рассказать об искусстве.
Снаряды взрывались и рядом со зданием Эрмитажа, нанося музею огромный ущерб.
Из воспоминаний П. Ф. Губчевского: «…Случилось это через неделю после прорыва блокады. Поздно вечером 25 января сброшенная «юнкерсом» фугасная бомба весом в тонну разорвалась на Дворцовой площади. Зимний дворец, его колоссальное здание, фантастичное по плотности массива, колыхнулось как утлый челн в бурном море. Чудовищную силу взрывной волны приняли на себя все эрмитажные здания. Взрывная волна, пройдя через Висячий сад, ворвалась в Павильонный зал и вышибла здесь уцелевшие стекла даже в окнах, обращенных на Неву. Десятки оконных проемов вновь зазияли пустотой. Ночью разыгралась пурга. Вихревые порывы ветра задували в залы мокрый снег, устилая полы белой пушистой пеленой... Утром стало таять, а к вечеру ударил мороз. Мокрый снег смерзся с битым стеклом, образовав на полах сплошную ледяную кору. Все мы принялись спасать от этого губительного настила фигурные паркеты и мозаичные полы. Мне достался Павильонный зал. Толстый слой бугристого льда, смешанного с осколками стекла, покрывал здесь чудесную мозаику, вделанную в пол перед входом в Висячий сад. В моих руках был железный ломик, и я знал, что под моими ногами. Сантиметр за сантиметром я осторожно скалывал лед и стекло…».
В первые дни войны сотрудники Русского музея незамедлительно приступили к важной миссии — спасению и сохранению произведений искусства. Уже в первую неделю было снято со стен, извлечено из рам и подготовлено к эвакуации свыше 7500 произведений. Особенно сложной задачей оказалось упаковка крупноформатных картин, таких как «Последний день Помпеи» Брюллова, «Медный змий» Бруни и «Заседание Государственного совета» Репина.
Сотрудники, оставшиеся в музее, не останавливались на достигнутом. Каждый день они обходили здание, регистрировали все повреждения в специальном журнале, незамедлительно сообщали о них и по мере возможности устраняли.
Кроме того, музеи не забывали о культурно-просветительской работе, организуя экскурсии, лекции и методические занятия для самых разных слоев населения — рабочих, военнослужащих, школьников и студентов.
Чтобы защитить музейные коллекции от бомб и фугасов, в Исаакиевском соборе окна были заложены кирпичами и мешками с песком. В общей сложности в соборе хранилось более 120 тысяч музейных ценностей. Ящики с экспонатами стояли штабелями высотой до 6 метров, и передвигаться между ними можно было только в полной темноте по узким проходам. В таких условиях — во тьме и морозной сырости — музейщики продолжали свою работу: проверяли состояние картин и других экспонатов, выносили их на свежий воздух для просушки и проветривания, а при необходимости даже реставрировали.
В июле 1944 года Русский музей вновь открыл свои двери для посетителей: в нескольких залах открылась выставка произведений художников Ленинградского фронта. А в октябре 1945 года поезд с Урала доставил обратно в Ленинград эвакуированные коллекции.
Искусство в блокадном Ленинграде играло особую роль. Оно не только развлекало и помогало отвлечься от суровых реалий, но и служило мощным источником поддержки и вдохновения для жителей города. Художники, музыканты, поэты и актёры своим творчеством поддерживали в людях веру в будущее и силы для борьбы за свободу и независимость своей страны.
Тот факт, что люди не утратили интерес к прекрасному, является свидетельством того, что Санкт-Петербург не зря называют культурной столицей. Это пример мужества для будущих поколений, о котором необходимо помнить и рассказывать.
Автор: Арина САНГИНОВА
Фото: Culture.ru, LifeJournal, iz.ru