«Сокровища» петербургской художницы. Алёна Васильева о том, как создается искусство
Алена Васильева — выдающийся живописец и искусствовед из Северной столицы, основным творческим методом которого является работа на пленэре. С 4 по 8 февраля в рамках XХXIV Международной ювелирной выставки «JUNWEX ПЕТЕРБУРГ 2026» художница представила экспозицию «Сокровища Поднебесной», посвященную природной красоте Китая. С этой страной неразрывно связан творческий путь Алены Александровны. За реализацию международных художественных проектов между Россией и Китаем мастер была награждена Золотой медалью Российской академии художеств.
«Алена Александровна, расскажите, интерес к изобразительному искусству у вас появился ещё в детстве или развивался годами?»
«Конечно, все пошло с детства. Моя мама занималась со мной рисованием. Она, как и я, в юности была увлечена изобразительным искусством, но связала свою жизнь с другой сферой деятельности. С первыми учителями в художественной студии (куда я ходила ещё до поступления в первый класс) и в художественной школе мне тоже очень повезло. Влюбленные в искусство педагоги воодушевили на творчество».
«Вы занимаетесь пленэрной живописью — работаете на природе, под открытым небом. Как подбираете локацию для создания этюда?»
«Это самое интересное. Когда я нахожусь в Петербурге и знаю, что завтра у меня «пленэрный день», я заранее, с вечера, подготавливаю все необходимое и продумываю, куда мне пойти писать этюд, и уже на месте выбираю выразительный ракурс. Часто готовлюсь заранее — делаю зарисовки, изучаю книги и публикации про облюбованный город или ландшафт. Например, для создания серии картин для моей недавней выставки «Ораниенбаум. Коллекция впечатлений», я много читала про великолепную усадьбу А. Д. Меньшикова, ставшую затем императорской резиденцией, и каждый день ходила на этюды, для чего даже поселилась рядом с парком. Во время обычных прогулок я также часто замечаю какие-то сюжеты и намечаю, что могла бы нарисовать. Иногда возвращаюсь в эти места.
Мне всегда хочется создавать произведения, отражающие характерные особенности места — чтобы серию из нескольких холстов объединял общий замысел. Поскольку я не только художник, но и кандидат искусствоведения, моя работа комплексна — найти и запечатлеть репрезентативные точки, которые рассказывали бы и про красоту местности, и про ее историю».
«Почему вы выбрали именно пейзажную живопись?»
«Окружающий нас мир прекрасен и удивителен: постоянно меняются цвет неба, положение солнца и облаков… Очень хочется все это запечатлеть. Мы живем в городе, ездим в транспорте и чаще смотрим на дорогу или на витрины: порой мы не видим и не замечаем великолепие природы и городских пейзажей. Своими работами мне хочется подарить радость и побудить посмотреть на красоту окружающего мира. Находясь в интерьере, картины становятся своеобразным «окном» в природу, в небо».
«А как относитесь к созданию картин с фотографии?»
«Человеческий глаз воспринимает пейзаж панорамно, а фотография фиксирует, ограничивает одним кадром. Опираясь лишь на фотографию, художник «привязывается» к готовому изображению, «вырезанному» из окружающего мира.
Когда я рисую с натуры, я свободно компоную и кадрирую, объединяя ближние и удаленные фрагменты пейзажа в холсте — создавая своего рода собирательный образ одного места, но образ характерный. Это сравнимо с портретным скетчем, в котором фиксируются точные, присущие именно этому человеку черты. Тоже самое и в пейзаже»
«Насколько для вас важна точность передачи каждой детали пейзажа?»
«Конечно, когда я пишу этюд, я вольна что-то пропустить, не заметить, от чего-то отказаться или передвинуть. Я пользуюсь этим. Невозможно изложить все подробности, да и в этом нет необходимости — передать характер и образ намного важнее».
«Расскажите подробнее про техники, в которых работаете».
«В юности я любила писать акварелью, и это повлияло на последующее творчество: сейчас я больше работаю маслом, но холсты, как часто замечают зрители и художественные критики, сохраняют прозрачную светоносность акварели. Вместе с тем мне нравится и фактура. В моих работах легкое прозрачное письмо сочетается с пастозным мозаичным нанесением краски».
«Вы когда-нибудь пробовали себя в других видах искусства?»
«Я закончила факультет изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена. И его прелесть была в том, что обучаясь, мы могли попробовать разные материалы и художественные техники. Мы делали гобелены, офорты, скульптуры. Это дало понимание, какой материал мне ближе, чувство свободы и желание экспериментировать. Например, я занимаюсь росписью по фарфору».
«Почему для сотрудничества и творческой деятельности выбрали именно Китай?»
«В нашей жизни бывают счастливые случайности. Я 17 лет работала на факультете изобразительного искусства, который закончила. С открытием магистратуры к нам приехали учиться сложившиеся китайские художники: деканы, заведующие кафедр. Это были уникальные люди: они учили русский язык и свободно говорили на нем, путешествовали по нашей стране и писали этюды. Я вела у них научно-исследовательскую работу и многое узнала об истории и искусстве Китая. Позже делегация предложила мне сделать выставку в Китае, в городе Циндао. Это было удивительно! Огромный зал с моими работами и сотни зрителей, интересующихся искусством. Затем меня стали приглашать на различные выставки. Удалось воплотить и мой личный авторский проект – выставки моих картин состоялись в музеях Пекина и Шанхая. Каждый раз, приезжая в Китай, я рисовала или писала этюды – так собралась целая коллекция картин о Китае, часть которой я и представила на этой выставке».
«Алёна Александровна, благодарю Вас за интересный рассказ о своей профессии! Из диалога мне удалось узнать, что работа художника включает в себя не только создание произведения, но и комплексное исследование окружающего мира, а передача образа и характера местности намного важнее описания деталей ландшафта».
Алиса-Александра Макарова
Фото из личного архива Алёны Васильевой