ТИХАЯ ЖИЗНЬ ВЕЩЕЙ: натюрморты и матрёшки встретились в одном пространстве Петербурга
В «Обществе поощрения художеств» открылись сразу две выставки, которые словно разговаривают друг с другом – «Тихая жизнь вещей» и «Принцип матрёшки». Здесь можно увидеть, как бытовой предмет превращается в философский образ, а знакомая с детства матрёшка вдруг становится метафорой многослойного мира и внутренней глубины.
Такие разные и такие похожие, выставки удивительным образом перекликаются между собой. Создают особый диалог между народным искусством и академической традицией, между бытовым предметом и художественным образом.
Тихая жизнь вещей
В большом зале — два века живописи, почти двести натюрмортов из частных коллекций, которые десятилетиями хранились вдали от музейной суеты. Картины ленинградских мастеров середины XX века до сих пор редко можно увидеть: их писали не для выставок, а для себя, для дома, для внутреннего разговора с миром.
Эта выставка — как возможность замедлиться. Натюрморты здесь не просто «мёртвая природа»: яблоко, цветы, стакан с водой, — всё живое, наполненное светом и дыханием. Ленинградская школа живописи, выросшая из традиций Академии художеств, всегда отличалась искренностью и вниманием к простым вещам. Художники этого круга — ученики Репина и их последователи — говорили языком света и цвета, открывая в повседневном особую поэзию.
Анна Корнильева, доцент кафедры Академии Штиглица, отмечает:
«Картины из этой коллекции камерные, душевные, честные. Даже в маленьком натюрморте художник раскрывает целый мир. Это живопись без позы и без лишних слов».
Особое место в экспозиции занимает коллекция Аркадия Субботина — инженера Балтийского завода, собиравшего картины ленинградских художников с 1960-х годов. Он был другом многих из них, и его собрание стало почти личным дневником эпохи. Эти работы никогда не выставлялись, и теперь впервые можно увидеть, как в них оживает дух времени — тихий, внимательный, человеческий.
На выставке представлены работы Майи Копытцевой, Льва Русова, Лидии Миловой, Сильвии Кофман, Юрия Хухрова, Елены Скуинь, Веры Назиной и других художников. Их сюжеты просты: яблоки, чайник, букет, игрушка. Но за простотой — глубокое размышление о свете, времени и человеке.
Как говорит директор фонда «Общество поощрения художеств» Людмила Ермолина:
«Художник не просто пишет вазу или яблоко. Он пишет суть яблока, его “яблочность”. Стремится очистить предмет от всего наносного и дойти до сердцевины красоты».
Принцип матрёшки
Во второй части выставочного пространства — другая тишина. Вместо полотен — деревянные фигуры, роспись, линии, улыбки. «Принцип матрёшки» — это не о сувенирах, а о смыслах, спрятанных в дереве.
Коллекционер и искусствовед Яна Козлова представила часть своей уникальной коллекции — более ста экземпляров матрёшек из разных регионов России. Многие из них показываются впервые. Среди экспонатов — редчайшие экземпляры: старинные сергиево-посадские, строгие семёновские, солнечные полхов-майданские, изысканные абрамцевские. Есть и настоящие диковины: механическая московская матрёшка, способная двигаться, и складное пасхальное яйцо — предшественник привычной нам игрушки.
«Россия сама — как большая, сложная, многослойная матрёшка, — говорит Людмила Ермолина. — В её истории есть всё: византийская глубина, монгольская стойкость, европейский лоск, советский масштаб. Но если пройти через все эти слои, внутри останется одно — неделимое сердце, душа».
Матрёшка, как и натюрморт, — это способ понять жизнь через предмет. Разбирая её, ты словно читаешь книгу: каждая фигурка — новая глава. Внутри — всё, что важно: дом, память, женщина-мать, урожай, свет.
В экспозиции можно увидеть и современные авторские работы — яркие, живые, выполненные мастерами из Сергиева Посада, Семёнова, Вятки. Есть и тематические матрёшки: например, космонавт из наукограда Дубна, внутри которого спрятаны Белка, Стрелка и Лайка. Каждая фигурка — со своим лицом, своим характером, своим настроением.
«Матрешки — живые вещи, — говорит Яна Козлова. — Их не рисовали для витрин. Они жили в руках, в домах, в семьях. Поэтому старые экземпляры исчезают. Но когда смотришь на них, чувствуешь — они хранят нечто настоящее».
В отличие от других центров матрёшечного промысла Петербург не имеет собственной школы, что не помешало появлению удивительных мастеров. Авторский характер петербургской матрёшки нашел воплощение в работах таких мастеров, как Татьяна Олейникова и Екатерина Воронина. Их творения поражают высоким уровнем исполнения и изысканностью деталей.
Каждая из представленных матрешек — со своим лицом, своим характером и своей историей. Но объединяет их одно — принцип вложения. Это архетип нашего бытия: единство в многообразии.
«Важно, что на выставке много старых матрешек. За ними сейчас идет настоящая охота на рынке. Но с каждым днем выбор все меньше и меньше. Вещи исчезают. В первую очередь потому, что деревянная игрушка — предмет активного бытования, — отмечает искусствовед и коллекционер Яна Козлова. — Матрешек не рисовали для выставок, их не рисовали для витрин. Это всё живые вещи. Но в быту они, конечно, погибают».
На сегодняшний момент даже музеи не могут похвастаться значимыми коллекциями русской матрешки. Истинные сокровища хранятся в частных собраниях. Выставка даёт возможность познакомиться с одним из лучших из них.
Искусство видеть сердцевину
Обе выставки — две стороны одного взгляда. Натюрморт учит видеть глубину в тишине, матрёшка — искать суть в слоях. Они разговаривают друг с другом языком форм и фактур, цвета и света, но смысл у них общий: умение смотреть не глазами, а вниманием.
Проект открыт для посещения в «Обществе поощрения художеств» до 20 января 2026 года. Это пространство для тех, кто устал от шума и хочет просто послушать, как дышат вещи.
Жанна Данкиди
Фото: Валерия Азарочкина