Санкт-Петербург: Мы то, что мы слушаем
28 сентября – Молодёжные новости. Мелодии сопровождают нас повсюду. Сегодня многие даже не замечают, насколько часто они слышат мотивы песен за день. Музыка стала неотъемлемой частью жизни любого человека. Мы слушаем её в машине, дома, в магазине, через наушники, колонку или просто в рекламе перед просмотром фильма. Никто не задумывается над тем, как сильно она влияет на наше мышление и желания. Уже долгие годы ведутся исследования о воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Почему мы реагируем на музыку в рекламе?
В научной статье Керзиной Е.А. и Покатиловой Е.Н. “Воздействие музыки на поведение потребителей” упоминается, что ещё с 1950-ых годов ведутся исследования влияния музыки на покупателей в магазинах. Нежная и спокойная мелодия заставляет их дольше рассматривать товары. Более энергичная – настраивает на быстрые и порой необдуманные покупки.
Музыкальный маркетинг – уже давно стал одним из сильнейших инструментов влияния на человека, а в совокупности с яркими видеороликами приобретает новый уровень. По данным статьи М.И. Шадури «Доминирующий канал восприятия информации и его влияние на успеваемость обучающихся” у человека существует 3 канала восприятия информации: зрительный, тактильный, звуковой. По результат исследований 72% - визуалы, 6% - аудиалы 22% - кинестетики. При грамотной подаче информации через нужный канал можно добиться максимального понимания её у человека. Однако процент восприятия можно повысить, если совмещать понемногу каналы между собой. Именно так в маркетинге создается более целостный образ продукта за счет сюжета, картинки и радостной песни.
Например реклама– «Тантум Верде» с Тимати. Подвижная музыка, популярный исполнитель в кадре и запоминающиеся строки «Это Тантум Верде форте…» до сих пор звучат в голове. Признайтесь, вы их пропели? Сама реклама вышла в 2017 году. А зеленый фон и Тимати в очках и кольцах даже спустя 6 лет напоминает, какой спрей поможет нам от боли в горле при простуде.
Уличная реклама и её воздействие
По данным Научно-образовательного журнала для студентов и преподавателей «StudNet»(№4/2020). Уровень шума в 20–30 дБ практически безвреден для человека и считается естественным звуковым фоном. Допустимая граница громких звуков примерно 80 дБ. Зачастую мы встречаем на улицах людей с колонкой и рупором. Они читают рекламный текст, а на фоне их голоса играет тематическая музыка. Мы автоматически обращаем на них своё внимание. Так происходит из-за более высокого уровня шума, который мы не можем игнорировать и пытаемся найти неприятный источник звука. Именно этим можно также объяснить популярность рок-музыки. В статье Б.А. Оборина “Рок - «Тяжелый, черный и смертельный» этот жанр музыки описывается как “ядерный заряд”. Резонансные частоты влияют на психику человека, вызывают панику и страх, стирают границы дозволенного.
Этим воспользовался бренд автомобилестроительной компании Jaguar в 2017 году. В рекламе новой модели машины E-pace использовали трек Chelsea Wolfe - Carrion Flowers. Песня своим мотивом побуждает приобрести автомобиль и стать более свободным. Скажем так разрушить границы своей рутинной жизни и стать владельцем крутого авто.
Вирусная реклама
Использование конкретного музыкального жанра влияет и на привлечение определенной аудитории. По данным опроса о музыкальных предпочтениях россиян Медиахолдинга Rambler&Co совместно с аудиосервисом СберЗвук В категории 18-24 лет наибольшей популярностью пользуются жанры классика (14%), рок (12%). В рекламах мы часто встречаем классические композиции. Например в новогодней рекламе M&M’s 2007 используется «Танец феи драже» из балета «Щелкунчик». Продавцы привлекают внимание к вкусным конфетам, которые можно подарить близким на праздник.
А что насчёт популярных песен? Когда мы слышим знакомую песню наш мозг с большой вероятностью обратит внимание на объект, из которого доносится мелодия. Компания МегаФон несколько раз использовал этот приём. Например в 2020 году Эдуарт Шарлот в рекламе “Прозрачность с приложением” исполнил куплет, очень схожий с мотивом песни группы Звери “Всё, что касается”. Тем самым привлекая внимание аудитории, которая в 2004 году слушала исполнителей.
Ковалева Татьяна - эксперт в области управления проектами, маркетинге и партнёрстве с опытом более 7 лет. Руководитель отдела мероприяти и связей с общественностью ОМОО «МИР».
«Музыка очень связана с воспоминаниями так же, как и визуальная часть рекламы. Важно грамотно определить целевую аудиторию, на которую мы работаем. Кто она, когда росла, в какое время, кто были тогда кумиры и так далее. Если это какая-то семейная история, например в новогодней рекламе кока колы. Музыка помогает им прочувствовать праздник, вспомнить семейное застолье. Соответственно музыка должна быть проводником к воспоминаниям, чтобы человек действительно вдохновился и захотел купить продукт.»
Именно так работают маркетологи уже многие годы. Согласитесь, что реклама бренда Coca-Cola с Сантой за рулем грузовика уже долгие годы ассоциируется у вас с Новым Годом? Красный цвет, праздничные огни и веселая мелодия о скором торжестве до сих пор вызывает яркие эмоции как в детстве.
«Для поколения 90-х и нулевых, эта реклама – один из символов нового года»
«У меня новогоднее настроение и ожидание нового года всегда начинались с этой рекламы, когда в ноябре месяце её начинали показывать по телевизору.»
Именно такие комментарии можно встретить под видео рекламы на платформе Youtube.
Музыка – невероятный инструмент, который каждый использует по-своему. Она дополняет нашу жизнь своими запоминающимися мелодиями, помогает оставить в памяти самые значимые моменты с близкими. Её разнообразие помогает найти каждому что-то уникальное для себя. Прочувствовать определенные эмоции, реакции, вещи, людей. Сегодня музыкальные мотивы сопровождают нас повсюду. Наверное, поэтому наша жизнь наполнена яркими воспоминаниями.
Текст: Дарьяна Верхоламова
Фото: Freepik