Санкт-Петербург: Виктор Соловьев - о первых шагах в бизнесе и нюансах командной работы на старте
Генеральный директор компании Zolle Виктор Соловьев поделился с нами советами о том, как правильно развить предпринимательский потенциал, дал несколько рекомендаций для тех, кто по-прежнему занимает пассивную позицию, опасаясь трудностей, связанных с открытием собственного дела, рассказал где получить необходимые знания и практические навыки, а также дал наставления о том, как не упустить возможности, которые открыты перед вами уже сейчас.
Какие вопросы Вы бы посоветовали задать себе прежде, чем окунуться в бизнес и его изучение?
Человек должен сам сформировать свою картину мира. И чем быстрее он правильно поставит вопрос, из разряда: «А что мне нужно узнать и где получить технологию? Как стать эффективным и успешным в бизнесе?», тем качественнее сформирует свой набор критериев, свои кейсы, свою широту взглядов, и начнет делать всё сам.
«Есть ли технология, по которой можно из любителя стать профессионалом, удовлетворенным плодами своего труда, который имеет признание, деньги и успех? Чего я хочу? Какая картина моего успеха?» – всё это правильные вопросы.
Есть интересный принцип: глупый гонится за деньгами, умный – за знаниями, чтобы деньги гнались за ним, а третий – мудрый, который думает о том, как создать обмен пользы на деньги. Понятно, что ключевая идея – это человек, который имеет хорошие намерения качественно сделать что-то интересное для кого-то или для себя. Второй момент – у него есть знания, как это продвинуть, как это обеспечить с выгодой для себя в продаже.
У меня есть пример моего товарища, который строит скейт-парки. И создавать он их начал будучи школьником. Самый первый скейт-парк был сделан для себя и своих друзей, но сделан с запасом: то есть всё было продумано так, чтобы на этой площадке могли кататься и другие люди. И со временем это перешло в его коммерческую деятельность: из хобби он стал предпринимателем на любимом деле, которым зарабатывает. Сейчас у него большая компания с приличными оборотами. Это один тип людей. У них один подход, то есть они видят пустоту на рынке и хотят закрыть её, создать лучший продукт, поэтому берут и делают. То есть это от любви к делу и от того, что человек не может не делать: он хочет, он видит, и со временем он набирается опыта.
Есть те, которые пытаются перебирать разные ниши, прямо как в спорте: человек попробует свои силы в волейболе, хоккее, теннисе и тут: «Ооо, балет!». И начинает заниматься балетом, прогрессировать там. То есть сначала у человека много времени уходит на то, чтобы понять «кто я?» и «что я хочу делать?». Это тоже иногда стратегия.
Некоторые приходят чисто с целью заработать. Они учатся механикам быстрого извлечения выгоды с рынка. И они такие: «Так, ну вот маркетплейсы! В этой истории пустота на рынке! Значит не хватает обучающих программ!». И он начинает делать то, что сейчас актуально рынку, то есть его задача как коммерса – монетизировать.
Поэтому финально я бы свел человека к следующему: важно определить, что природно тебе дается легче и что ты можешь делать без денег по принципу. То есть понятно, что деньги – это отражение твоей ценности, помноженной на правильный маркетинговый рычаг. Но по сути, человек должен понять, что результат его деятельности – это следствие вовлеченности, помноженной на количество проб и ошибок. То есть всё упирается в количество часов, посвященных тому, чтобы пройти дальше остальных, стать профессионалом. А профессионал – это тот, кто совершил максимум ошибок в одной узкой ниши. Поэтому человек должен понимать, в какой ниши он готов совершить максимальное количество ошибок. Если он осознает, что ему это направление уже природой предопределено, у него в этом деле есть больше сил и энергии, то он быстрее получит от этого результат.
Как Вы посоветуете бороться с психологическими барьерами, страхами и научиться рисковать в бизнесе?
Научиться рисковать можно только рискуя. Ровным счетом, как научиться ходить можно только пробуя. То есть механически посмотреть и изучить, как это делают другие. Конечно, ребенок в окружении людей, которые ходят, считает это нормальной картинкой, поэтому нет идеи, что у него этого не получится. Так и начинающий предприниматель должен, в первую очередь, видеть других предпринимателей, которые наошибались, но остались целы. То есть он предполагает, что они наошибались, но видит их целый бизнес, а это значит, что всё, скорее всего, сложилось у них в итоге правильно.
Поэтому, первое – я должен видеть людей, дошедших до результата, второе – я должен набивать шишки, пробовать, не сдаваться. Вопрос заключается только в умении анализировать эти ошибки, потому что к этому сводится принцип роста. Уметь анализировать ошибки – это ключ.
Вы бы посоветовали начинать путь в развитии собственного дела самостоятельно или в команде единомышленников? Какие нюансы стоит учесть?
Я точно советую всегда делать с кем-то. На старте, как ни крути, с одной стороны страшно, с другой – веселее делать вместе с другими людьми. Здесь важно уяснить, что в командной работе мы учимся понимать себя и свою уникальность. Только в кооперации, в командной игре мы способны раскрыть свой потенциал, потому что наши друзья, сотрудники, партнеры уберут то, что у нас не получается, и помогут сфокусироваться на наших сильных сторонах. Так получится быстрее достигнуть прогресса, выйти на результат.
Есть даже такой термин, что бизнес – это отношения. И это история о том, что я должен уметь выстраивать отношения с клиентами, с сотрудниками, с партнерами внутри бизнеса, с поставщиками, с государством и так далее. Поэтому уметь выстраивать отношения – это база. Но невозможно начать их выстраивать, если я не тот, с кем хочется взаимодействовать. А захотят со мной взаимодействовать только тогда, когда я проявлю харизму, покажу свою уникальность и буду делать дело с куражом.
Поэтому если говорить про нюансы, то важно уметь показать людям, какой ты есть. Всем будет наплевать на ваш внешний вид, особенности голоса, речь и прочее, если видно, как вы горите своим делом. Это влюбляет. Но к такому состоянию невозможно прийти, если человек расфокусирован и делает то, что забирает у него энергию, а не дает.
Можете ли Вы опровергнуть стереотипы о бизнесе, которые часто пугают людей на старте? С какими столкнулись Вы?
Так как я очень рано начинал, то особо стереотипов не было. Я набивал свои шишки, много обучался, читал о тех сильных компаниях, принципы которых не поменяются следующие несколько тысяч лет, условно, пока цивилизация живет. То есть это история правильных базовых вещей.
Убеждения, которые меня тормозили…Это были мысли, связанные с заработком на любимом деле. Я считал так: ты либо занимаешься любимым делом и на нем зарабатываешь, либо идешь зарабатывать не на любимом деле. А вот что на любимом деле можно заработать много – у меня такой идеи не было. И в какой-то момент я понял, что меня это сильно тормозит, потому что где-то уперся в потолок и не перестраивал подход, а просто продолжал копать. Это меня сильно ограничивало, когда мои друзья зарабатывали много денег. Зато я занимался любимым делом, пока они жертвовали своей энергией. Но это как бы оправдание. А потом я понял, что, оказывается, это моя узкость. И таких моментов было много.
Где Вы бы посоветовали обучиться бизнесу? Или универсальный метод обучения — это метод проб и ошибок?
Я считаю, что должен быть баланс. Учиться не менее важно. Все равно если у тебя нет академической базы, то ты не сможешь построить что-то хорошее. Бизнес – это история, в которой есть узкоспециализированные знания: по найму, по построению финансовой модели, по структуре компании, по умению делать маркетинговую воронку и так далее. То есть всё это нужно понимать. Поэтому необходимо учиться и, что важнее, уметь применять по итогу. Просто учиться и складывать теоретические знания в стопку – как мы выходим из универа и понимаем, что жизнь только начинается и полученные знания нам не нужны – это, конечно, не очень хорошо. А вот уметь применять те самые знания, навыки и в моменте понимать, что тебе необходимо сделать в определенной ситуации – это очень важно.
А как понять, что дело, в которое ты вкладываешь деньги принесёт прибыль?
Чтобы пересечь океан, нужно не побояться упустить берег из виду. То есть ни ты, ни кто-либо другой не знает, сколько потребуется попыток. У меня в окружении несколько тысяч предпринимателей: у кого-то долги в миллиард с чем-то, а у кого-то быстрые результаты от первого дела. То есть пути вообще разные.
Точно могу сказать, что должны быть здоровый оптимизм и вера в будущее, но в то же время – отсутствие розовых очков. Человек, который не видит реальной картины, не имеет критического взгляда – убьется. Мы ведь в лабиринте находимся: когда люди начинают, то они даже не знают объем своего незнания.
Это история о том, как важно принять свой путь. «Человек-марафонец» гонится за целью, но он ритмично бежит и получает удовольствие от процесса, а «человек-спринтер», который планирует за год успеть добиться всего, по итогу разрушается. Если это твой путь, то неважно, сколько времени он займет. Это важно понять и принять. Только тогда человек преодолеет все, потому что не будет страха перед неизвестным, и он будет получать кайф от того, что делает: исследование себя, сотрудников, рынка.
Представим базовую ситуацию: у молодого человека есть идея, но нет денег на её реализацию. Как найти инвесторов, если ещё не заявил о себе?
Есть множество способов и инструментов по привлечению инвесторов. В моем окружении встречается разный опыт, но вновь повторюсь: всю идет изнутри. Заниматься привлечением инвестиций всегда легко тогда, когда ты искренне веришь в свое дело. Только тогда у тебя не будет проблем, и в тебя вложатся нормальные ребята.
Первый этап финансирования любой идеи начинается со стадии FFF (Friends, Family, Fools — Друзья, Семья, Дураки). То есть оттуда мы берем первые деньги. Но даже в таком случае финансы приходят к нам только тогда, когда мы горим делом. Эта история работает, когда мы обоснованно уверены в своих действиях, потому что у нас есть результаты, либо же у нас есть розовые очки. И то, и другое надо иметь, в какой-то степени, но вопрос в том, что чем больше мы приближены к реальности, тем легче нам дадут денег. Если вы предлагаете метод средства как-то приумножить, то другой человек будет готов рискнуть какой-то частью своих.
Но я считаю, что лучше всего идти по другому пути. То есть сначала пытаться свои компетенции дорастить до того, чтобы прийти к тому, у кого уже есть бОльшая сила, и помочь ему. По принципу: чтобы заработать миллион, помоги кому-то три заработать. Возьмите на себя ответственность внутри компании другого человека, проявите навыки, чтобы руководитель дал больше зарплаты, заметьте неоптимальности в работе, чтобы открыть свою с четким пониманием, как делать не станете.
Большинство компаний предпринимателей ломаются, потому что те не поняли главных законов, а когда ты в более тепличных условиях посмотрел, что срабатывает, почему именно такие закономерности работают, то ты уже можешь начинать надстраивать свое. Не надо изобретать велосипед: лучше взять чужой и улучшить его. Есть даже такое выражение, что рынок платит не за талант, а за характер. Проявить характер – это значит иметь намерение броситься в неизвестность, но невозможно этого сделать, если ты не понимаешь продукт, клиентов, рынок. Поэтому надо набивать руку за счет понимания природы покупателя, а для этого нужна какая-то практическая база. Чем больше практики, тем проще двигаться.
Каким должен быть проект, чтобы Вы вложили в него деньги?
Есть разные направления, по которым мы оцениваем проекты, в которые мы инвестируем деньги.
Первое – это оценка самого человека: его морально-этические ценности, взгляды, его энергия, готовность делать, IQ (то есть его мозги), знания, умение добиваться результата, его прошлый опыт, удачливость. Второе – рынок. То есть какой это рынок: растущий, падающий, какая фаза, выясняем что с ним происходит на данном этапе. Далее – это продукт, бизнес-модель, то есть понимание, может ли этот продукт масштабироваться, быть устойчивым. Существует множество факторов, но в основном профессиональные инвесторы смотрят на предпринимательский дух, готовность играть большую игру.
Большие проекты – это пять-семь лет. То есть человек должен быть готов за этот временной промежуток менять подход, меня взгляды, менять себя. Увидеть марафонский потенциал в человеке – это отдельная особенность.
На какие ниши в предпринимательской деятельности Вы бы посоветовали обратить своё особенное внимание молодежи?
Не хочу давать общего ответа, по типу: «Ну вот, смотрите: есть маркетплейсы, реклама, трейдерство…». Я считаю, что сначала человеку нужно задаться вопросом о том, по каким критериям выбирать нишу.
Есть видео Оскара Хартманна и других крутых ребят с опытом, которые инвестируют большие деньги, и которые могут научить вас полезным вещам, могут что-то подсказать. Что могу сказать я? Надо изначально смотреть на тот рынок и бизнес, которые существуют уже вне нашей среды, и которые можно было бы сюда принести. То есть, допустим, здесь у нас отсутствует рабочая модель, а там она давно работает. Есть большая вероятность, что она здесь приживется, поэтому надо увидеть, присмотреться и попробовать!
Но опять же, важно идти по зову души и сердца. Если дело перерастает в любимое, в удовольствие, в свой икигай (заниматься любимым делом, зарабатывать деньги, помогать людям, раскачивать профессионализм), то, как говориться, водичка быстро дырочку найдет.
Из рационалиста и того, кто любит свое дело, выживает второй. Потому что он не может не делать, так как любит то, чем занимается, и по определению разбирается в этом лучше остальных. Других просто сдувает, потому что они не нашли сил определиться с нишей из-за исключительного интереса к деньгам.
Текст: Стася Нечаева