ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
04 декабря
03 декабря
02 декабря
01 декабря
30 ноября
29 ноября
28 ноября
27 ноября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Архангельская область: Студенты САФУ и ВШЭ представили свои проекты, посвященные Соловкам

11 ноября, 09:55

 

11 ноября - Молодежные новости. 

Участники Летней школы САФУ-ВШЭ на Соловках, которая проходила в августе этого года, представили свои проекты. Студенты САФУ работали на архипелаге уже в шестой раз, а совместно с НИУ «Высшая школа экономики» образовательный интенсив проходит пятый год. 

Соловецкая летняя школа САФУ организована Фондом развития САФУ и реализуется на средства гранта Агентства по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области. Проект проводится при партнерской поддержке Соловецкого музея-заповедника и Товарищества северного мореходства. Руководит образовательным мероприятием кандидат философских наук, заместитель директора по развитию и проектной деятельности Интеллектуального центра — научной библиотеки САФУ Светлана Тюкина. 

Студенты-экологи под руководством доцента кафедры биологии, экологии и биотехнологии высшей школы естественных наук и технологий Веры Рудаковой занимались изучением водной системы Соловецкого архипелага, включая акваторию Белого моря, исследованием методов контроля природных и сточных вод. Они проанализировали состав и свойства природной воды, оценили деятельность населения в рамках природоохранного законодательства. Группа отметила, что на данный момент не проводится регулярный мониторинг состояния природных водоемов, а последние серьезные исследования проводились в конце 90-х годов. К тому же, на архипелаге нет очистных сооружений, поэтому сточные воды сбрасываются прямо в природные водоёмы, и не все места, где это происходит, зафиксированы.

Согласно данным, полученным в ходе анализа проб, наивысший уровень мутности у воды, отобранной в губе Кислая. Это говорит о высоком уровне загрязненности. Наиболее загрязненная морская вода у выхода из бухты Благополучия. В большинстве изученных студентами пресных водоемах не обнаружено микробиологическое загрязнение, что они связывают с наличием достаточно высокой концентрации частиц серебра в воде.

Будущие учителя физики и информатики, участники инженерно-педагогической мастерской под руководством директора Интеллектуального центра Александра Гильдебранта разработали и уже провели лекцию, посвященную озерно-канальной системе архипелага. Студенты продолжают работу над циклом интерактивных занятий и комплексом расчетных задач по физике на материале, раскрывающем инженерную историю Соловков. Также они составляют предложения по восстановлению и приспособлению здания ГЭС в образовательных целях.

Студенты из ВШЭ проанализировали международный опыт энергоснабжения островных территорий и предлагают более развёрнуто использовать на Соловках ветровую и солнечную энергетику. Еще одна группа из ВШЭ представила проект, связанный с историей узкоколейной железной дороги на Реболду, существовавшей во времена Соловецкого лагеря особого назначения. Студенты предлагают внести этот комплекс в выявленные объекты культурного наследия и разработать новый экскурсионный маршрут, раскрывающий историю реболдинской дороги.  Третья группа студентов ВШЭ, основываясь на исследованиях, опросах, обосновывали необходимость уже обсуждаемой экспертами изменения для Соловецкого  архипелага категории статуса ЮНЕСКО на «Культурный ландшафт». 

Свои исследования продолжила группа социологов во главе доцентом кафедры философии и социологии высшей школы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации Ольгой Руссовой. В этом году студенты брали глубинные интервью, пытаясь понять, человек влияет на место или место на человека, а также выявляли, отличается ли восприятие Соловков как уникального места у туристов и местных жителей. Большая часть опрошенного населения не хочет уезжать, отмечают социологи. Однако существуют и проблемы, одна из которых — приезжающие исследователи не делятся с местными жителями информацией о результатах своих изысканий. Особенно населению интересны исследования о состоянии экологии. Местных жителей волнуют и транспортные проблемы, а также отсутствие рабочих мест, низкие зарплаты и высокие цены. Некоторые респонденты отмечали недостаток культурной жизни и проблемы с вывозом мусора.

А культурологи-музыковеды под руководством заведующей сектором «Арктик-фонд» Интеллектуального центра САФУ Анны Ширяевой занимались исследованием музыкальной культуры на Соловках. Они собрали, объединяли, классифицировали имеющуюся информацию о музыкальном наследии, связанном с архипелагом. Группа сфокусировалась на музыкальной культуре эпохи Соловецкого лагеря особого назначения и авторской песне. Исследования группы в феврале будут представлены на «Днях Аркиики» и  выложены на сайте «Арктик-фонда».

Студенты направлений информационных технологий во главе со старшим преподавателем кафедры информационных систем и технологий высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем Марией Корзиной совместно с коллегами из Соловецкого музея-заповедника работали над созданием виртуальной экскурсии по экспозиции «Соловецкая школа юнг», она будет доступна для всех желающих на сайте музея. 

Совместная группа музейщиков и филологов, организованная специалистом Центра сохранения историко-культурного наследия Арктики Интеллектуального центра Ольгой Поляковой, представила выставку о судьбах репрессированных сотрудников и студентов архангельских вузов. Сейчас известна судьба 129 репрессированных, но как отмечают авторы проекта, список постоянно пополняется. Среди репрессированных сотрудников — писатель Олег Волков, профессор Вениамин Лебедев, первый директор музея АЛТИ Николай Воронцов, пострадала и семья первого директора АЛТИ Василия Горохова.  Особое внимание на выставке уделено коллегам, отбывавшим срок в Соловецком лагере особого назначения.

На защите проектных групп Летней школы члены экспертной комиссии, среди которых был заместитель директора Соловецкого музея-заповедника Олег Волков, отметили высокий уровень работ, их практикоориентированность и необходимость продолжения исследований и разработок тем. Сразу начались обсуждения направлений на будущий год и возможностей расширения числа партнёров школы.

 

Источник: САФУ