ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
19 ноября
18 ноября
17 ноября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: В РФ растет число школьников, увлеченных IT-технологиями

10 декабря, 13:31

 

В России растет число школьников, увлеченных IT-технологиями и вовлеченных в кружки по робототехнике и программированию. О слагаемых и перспективах этого процесса рассказали эксперты из разных регионов страны.

"Общее количество школьников, увлеченных IT и занимающихся в профильных кружках в школах, вузах и центрах детского творчества по стране не подсчитано. Всероссийская олимпиада собирает ежегодно около 2,5 тысячи участников со всей страны. Это дети с 5 по 11 класс и всех их объединяет сочетание таких качеств как тяга к знаниям, сила воли, умение ставить и достигать цели, а в основе этого лежат усидчивость и настойчивость", - сказала Лидия Перовская, координатор Всероссийской командной олимпиады школьников по программированию, академический менеджер кафедры компьютерных технологий Университета ИТМО.

Олимпиада 2016 года, уже в 17-й раз пройдет на площадке ИТМО 10-11 декабря. Олимпиада проводится практически по тем же правилам, что и мировой чемпионат по спортивному программированию ACM ICPC. Это командное соревнование, на решение задач командам из трех человек отводятся те же самые 5 часов, как и на студенческом чемпионате. Разница в том, что школьникам разрешают принести с собой любую учебную печатную литературу, но только не самописные конспекты, рассказала Перовская.

Многие участники школьной IT-олимпиады затем поступают в ведущие вузы в этой сфере и продолжают восхождение к вершинам программирования уже на студенческом чемпионате ACM ICPC, отметила она.

Перовская привела в пример Петра Митричева и Геннадия Короткевича. Оба - одни из лучших в мире специалистов по спортивному программированию, оба выступали на студенческом чемпионате, правда, Геннадий дважды стал обладателем кубка чемпионов, а Петру это в студенческие годы не удалось, но все равно он был в когорте лучших, а начинали оба именно на школьной IT-олимпиаде. И таких примеров, по ее словам, немало.

Развиваются и другие направления продвижения талантов. В частности, Уральский федеральный университет (УрФУ) второй год подряд выступает оператором по отбору талантливых ребят для научной смены президентского образовательного центра "Сириус". В Приморье одним из способов выявления юных талантов в области IT-технологий в этом году стал турнир по робототехнике Robotics Tournament, который впервые прошел в октябре этого года в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Всего в состязаниях приняли участие 30 команд школьников и студентов - за 24 часа они сконструировали и запрограммировали собственных роботов, которые вышли на полосу препятствий.

По словам декана факультета IT и программирования Университета ИТМО Владимира Парфёнова, определить способность и желание ребенка быть программистом раньше 5-6 классов, а лучше с 7-го, - не определить. "Малыши, конечно, и в более раннем возрасте интересуются роботами. А роботы без программирования - ничто, поэтому вход в IT-индустрию, конечно, для любого ребенка лежит через создание своего первого робота", - сказал он. В этом смысле робототехническое творчество и IT, на его взгляд, неразделимы.

"Со старших курсов компании охотятся за талантливыми программистами, с 4 курса уже все работают. Но даже в школе компании их примечают, помогают, знают их родителей, привычки и вкусы", - отметил декан, подчеркнув, что во время обучения программистов в вузах компании заботятся о том, чтобы им были созданы комфортные условия, направляют преподавателей, помогают вузам материально и буквально "рвут на части выпускников".

Ректор Томского политехнического университета (ТПУ) Пётр Чубик рассказал, что первому IT-классу, открытому в этом году в лицее ТПУ в организации учебного процесса активно помогают крупные представители IT-бизнеса, как "Лаборатория Касперского", "Mail.ru Group" и KUKA Robotics: предоставляют учебные курсы, методические материалы, проводят вебинары, видеолекции и конкурсы научных проектов для лицеистов.

Владимир Парфёнов сообщил, что в Петербурге около 500 IT-компаний, где работают около 40 тысяч программистов. Это примерно 5 часть российской IT-индустрии. "70 процентов IT-отрасли России сосредоточено в Москве и Петербурге, в Москве около половины, в Петербурге - около 20 процентов и еще треть распределена между сильными региональными центрами - Новосибирском и Екатеринбургом (примерно по 10 процентов), а дальше, например, в Нижнем Новгороде, идет резкое уменьшение", - уточнил он. При этом отрасль растет на 15-20 процентов в год, невзирая ни на какие кризисы, и испытывает острую нехватку квалифицированных кадров.

Вузы же, по оценкам Парфенова, обеспечивают лишь около половины потребности отрасли. "У меня есть точные данные по количеству абитуриентов, которых ведущие вузы и вузы второго уровня ежегодно принимают на учебу. Это свыше 3000 человек, 1700 - в группу из шести ведущих вузов: МГУ, СПбГУ, ВШЭ, МФТИ, ИТМО и МИФИ, и еще около 1500 принимают вузы второй группы, среди которых МВТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, ЛЭТИ и Новосибирский госуниверситет", - сказал он.

"Разница между группами вузов - в баллах ЕГЭ, и она значительная. Средний балл по ЕГЭ в группу "высшей лиги" - 276, а на наш факультет IT и программирования Университета ИТМО проходят 100-балльники по всем предметам. В вузы второй группы проходной балл на специальности IT на 30 баллов меньше", - пояснил собеседник агентства.

Он подчеркнул, что в сумме эти абитуриенты-студенты и питают отрасль, а те молодые люди, которые обучаются программированию в других вузах, например, в Институте водного транспорта, и тому подобным - не востребованы. "В IT-компаниях есть очень четкий алгоритм приема на работу, профпригодность выясняется в 5 часов, почти как на школьной олимпиаде и студенческом чемпионате. В других отраслях надежно определить квалификацию сложнее. Например, невозможно быстро установить, умеет ли претендент проектировать завод, а вот владеет ли он программированием, выясняется быстро, и либо ему говорят "до свиданья", либо дают зарплату в 100 тысяч рублей, что для молодого специалиста 22 лет очень неплохо", - отметил Парфёнов.

Во Владимирской области технопарк "Кванториум-33", созданный на базе Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой, находится на старте расширения. "В технопарке занимаются 80 детей, в начале 2017 года их количество планируем увеличить до 300, ребята из районов области будут дважды в неделю посещать занятия на школьных автобусах", - уточнил руководитель проекта Валентин Пономарев. В течение 2017 года "Кванториум-33" объединит до 1000 детей, обсуждается создание филиальной сети. Всего в технических объединениях Владимирской области занимаются более 10 тысяч 82 обучающихся, из них - в 249 организациях дополнительного образования детей - 3291 обучающихся (33%), в 449 организациях общего образования - 6791 обучающихся (67%).

В Татарстане гордятся лучшим в стране показателем охвата школьников детским техническим творчеством. "14,7 процентов - это лучший показатель по России. Самые младшие воспитанники кружков - дети 5 лет", - рассказала замминистра образования и науки Татарстана Лариса Сулима. Основу системы технического творчества детей республики составляют 9 профильных учреждений дополнительного образования детей (8725 чел.), 63 многопрофильных УДО, в которых занимаются 18495 детей, АНО "Кванториум" (420 чел.), что составляет 13,9 % всех детей, занятых в системе дополнительного образования Республики Татарстан.

В 2016 году благодаря проектам областного Дворца молодежи и Института развития образования в Свердловской области почти на 60% увеличилось число детей, занимающихся техническим творчеством. На сегодняшний день в регионе работает 68 базовых площадок, ресурсных центров развития технического творчества учащихся, также более 100 школ участвуют в сетевом проекте "Инженерная галактика", созданы восемь студенческих конструкторских бюро, которые поддержаны 20 промышленными предприятиями. 

В Томске в ближайшее время откроется первый детский технопарк, где будут заниматься около 1 тысячи детей в год, затем появятся его филиалы в глубинке, рассказал замгубернатора со социальной политике Чингис Акатаев. В технопарке будут развивать 8 направлений: робототехника, космические технологии, биотехнологии, информационные технологии, промышленный дизайн, дополненная и виртуальная реальность, геоинформационные технологии и аэротехнологии.

Кроме мастерских и лабораторий, будут цеха общего пользования с высокотехнологичным оборудованием, медиабиблиотека, зона отдыха. Оборудование и специалистов для занятий предоставят вузы и инновационные компании. Например, разработчик робототехнических комплексов с беспилотными автомобилями предоставит такой комплекс технопарку бесплатно, и школьники смогут научиться работе с техническим зрением - так называемыми "глазами робота".

В Приморье расширят сотрудничество Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) со Всероссийским детским центром "Океан", где в 2019 году планируют открыть школу-интернат на 200 мест для одаренных детей, деятельность которой будет координировать ДВФУ, рассказал представитель университета.

В Комсомольске-на-Амуре задачу по созданию детского технопарка взяли на себя даже не региональные, а мунициальные власти. "Технопарк "Кванториум" будет единственным на Дальнем Востоке и первым муниципальным детским технопарком, обычно ответственность за финансирование таких проектов берут власти региона, но в Комсомольске-на-Амуре это будет муниципалитет", - отметила руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе Ольга Курилова. 

Кроме 400 детей, которые будут заниматься в "Кванториуме" на регулярной основе, еще 3 тысячи школьников будут приезжать из соседних муниципальных районов. Как сообщила министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова, к участию в проекте в течение 2017 года присоединятся пять районов края - Комсомольский, Солнечный, Амурский, Ванинский и Советско-Гаванский.

 

Информация и фото предоставлены ТАСС

 

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро