26 января
18 декабря
17 декабря
16 декабря
15 декабря

Мир: Ученые нашли основную причину ожирения

27 июля, 16:11

Группа исследователей из Питтсбургского университета (США) обнаружила ген, повышающий риск ожирения на 30-40 процентов. Выявленный вариант гена является самым мощным из всех наследственных факторов, обнаруженных в организме человека до сих пор.

Команда ученых во главе со Стивеном МакГарви (Stephen McGarvey) провела исследования генома более пяти тысяч коренных жителей архипелага Самоа. Выбор пал на самоанцев, поскольку в этом регионе зафиксирован один из наиболее высоких показателей заболеваемости ожирением в мире.

Выяснилось, что примерно четверть исследуемых имеют конкретный вариант гена CREBRF, который способствует увеличению индекса массы тела на полтора процента. Например, для человека среднего роста весом в 82 килограмма дополнительная масса составит 4,6 килограмма.

CREBRF заставляет жировые клетки сохранять больше жира и выделять меньше энергии, отмечают исследователи. Это свойство эффективно в периоды нехватки пищи, однако при избытке продуктов оно приводит к появлению лишнего веса.

"Несмотря на то что мы нашли вариант гена с разумным биологическим механизмом, он (вариант CREBRF) — это лишь одна из множества причин высоких показателей индекса массы тела и заболевания ожирением среди самоанцев", — сообщил Стивен МакГарви.

Другие факторы заболевания — снижение физической активности коренного населения архипелага Самоа и изменение их рациона в рамках глобального тренда на употребление высококалорийной пищи.

Ученые связывают наличие гена с историей колонизации тихоокеанских островов: около 3500 лет назад предки самоанцев начали осваивать 24 главных островных группы Полинезии. Для этого им приходилось тратить много энергии — перемещаться с острова на остров, и выживать в новой среде. Проблема нынешнего населения архипелага Самоа в том, что такой ген им больше не нужен, и это, по мнению исследователей, объясняет наличие лишнего веса у подавляющего большинства самоанцев.

#добро  #наука  #здоровье