05 августа
12 июля
11 июля
10 июля
09 июля

Мир: Ученые нашли в коже человека средство для заживления ран

14 июля, 17:10

Итальянские и американские ученые обнаружили в коже вещества, регулирующие заживление ран. Они могут стать основой для эффективных ранозаживляющих препаратов. Отчет о работе опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Сотрудники Итальянского технологического института в Генуе, Дерматологического института Сан-Галликано в Риме и Калифорнийского университета в Ирвине обнаружили в коже мышей гидролазу амидов жирных кислот (ГАЖК) — фермент, инактивирующий несколько классов биологически активных веществ. К этим веществам относятся этаноламиды полиненасыщенных жирных кислот, активирующие каннабиноидные рецепторы; этаноламиды насыщенных и мононенасыщенных жирных кислот, действующие на фактор транскрипции PPAR-α (рецептор альфа, активируемый пролифератором пероксисом), и амиды длинноцепочечных жирных кислот с таурином (N-ацилтаурины, NAT), физиологическая роль которых недостаточно ясна.

Локализация ГАЖК в коже навела ученых на мысль, что этот фермент может принимать участие в процессах заживления ран. Генетическое и фармакологическое блокирование ГАЖК подтвердило эту догадку — хирургические разрезы кожи у мышей заживали существенно быстрее, чем в обычных условиях. В эксперименте с культурами человеческих клеток оно стимулировало пролиферацию кератиноцитов и фибробластов — процесса, отвечающего за восстановление кожи.

Поскольку фермент действует за счет инактивации биологически активных соединений, исследователи провели поиск той его мишени, которая отвечает за ранозаживление. Хроматографическая масс-спектрометрия липидных экстрактов кожи с последующим статистическим моделированием показала, что искомые вещества — это N-теракозаноилтаурин, или NAT(24:0), и N-эйкозаноилтаурин, или NAT(20:0).

Дальнейшие эксперименты показали, что содержание этих веществ в краях свежей раны резко снижается по сравнению с неповрежденной кожей и восстанавливается в процессе заживления. Обработка краев раны синтетическими NAT(24:0) и NAT(20:0) вызывала у мышей дозозависимое ускорение заживления. Эти же вещества, добавленные в культуру человеческих кератиноцитов и фибробластов, стимулировали процессы, соответствующие ранозаживлению.

Скрининг действия NAT на различные молекулярные сигнальные пути кожи показал, что его действие связано с фосфорилированием рецепторов к эпителиальному фактору роста и повышением внутриклеточной концентрации кальция — процессами, ключевыми для заживления.

По мнению исследователей, препараты, блокирующие ГАЖК, и синтетические аналоги NAT(24:0) и NAT(20:0) могут стать перспективными средствами для лечения хронических незаживающих кожных повреждений, таких как пролежни, диабетические язвы и раны у пациентов с иммуносупрессией.

Информация и фото предоставлены информационным агенством