ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
24 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
12 февраля
11 февраля
10 февраля
09 февраля
08 февраля
06 февраля
05 февраля
04 февраля
03 февраля
02 февраля
01 февраля
31 января
30 января
29 января
28 января
27 января
26 января
25 января
24 января
23 января
22 января
21 января
20 января
19 января
18 января
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Справедливый и с чувством юмора: ученые СПбГУ узнали, каким школьники видят идеального учителя

17 августа, 13:30

 

17 Августа - Молодежные новости. Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета выяснили, как старшеклассники оценивают качество обучения в школе и какими профессиональными навыками, на их взгляд, должен обладать учитель. В трехгодичном проекте «Портрет учителя в зеркале портрета ученика» приняли участие около трех тысяч старшеклассников из 50 регионов страны.

Масштабное исследование, результаты которого опубликованы в журнале «Человек и образование», позволило педагогам СПбГУ составить представление о том, какие образовательные потребности есть у современного поколения школьников.

Один из аспектов проекта касался оценки школьного учителя. Ученые предложили более 700 старшеклассникам ответить на вопросы о том, кому они готовы доверить свое образование: итоги анкетирования позволили специалистам составить портрет идеального педагога. Учитель, по мнению ребят, должен уметь убеждать и понятно объяснять материал — так ответили 91 % опрошенных. Кроме того, школьников привлекают люди с чувством юмора (66 %), и, наконец, они ценят педагогов, которые справедливо относятся ко всем ученикам, объективно оценивают их результаты и аргументируют оценки без эмоций (66 %).

«Проблема в том, что перечисленные качества остаются в тени базового педагогического образования и даже системы повышения квалификации. В основном студентов-педагогов учат, как проводить традиционный урок. Однако в сознании учеников такая форма обучения перестает быть главным ресурсом школьного образования. Почти 70 % подростков считают, что занятия, которые они выбирают сами, дают им больше, чем обязательные уроки. Причем речь идет не о слабоуспевающих школьниках, а о тех, кто осознанно ставит перед собой цели и имеет серьезные амбиции в плане учебы», — отметил соавтор исследования, доцент СПбГУ Леонид Илюшин.

Еще одна проблема российских школ — визуальная среда, в которой проходит обучение. Как показало исследование, подростки считают, что текстовый дизайн их образовательного учреждения скучный: это касается плакатов, карт, объявлений на видеопанели и пр. Ученые СПбГУ предложили старшеклассникам представить, какие мотивирующие надписи они хотели бы видеть на стенах своего образовательного учреждения. Варианты ответов, предложенные в анкете, можно условно разделить на две группы высказываний: позитивные («Будь счастлив! Это просто») и тревожные («Хотеть недостаточно, нужно действовать!»).

«Нас удивило, что более половины опрошенных выбрали вторую группу высказываний. По-видимому, имеет место своего рода "отзеркаливание" (принятие) позиции взрослых, которые используют учебную тревожность, страх неудачи и заниженную самооценку как ресурс мотивации. В школе создается атмосфера, которая не позволяет развивать установку на саморазвитие и непрерывное образование в течение всей жизни», — отметил доцент СПбГУ Леонид Илюшин.

Что касается развития самосознания современного школьника, то эксперты отмечают, что в российских школах наблюдается две противоположные тенденции. С одной стороны, подростки стремятся сделать свое образование более эффективным. Ребята все чаще задумываются о том, для чего они учатся, зачем выполняют домашние задания. Школа при этом выступает активным конкурентом «внешних» занятий в борьбе за основные ресурсы ученика — личное время, внимание и самостоятельную интеллектуальную активность. В этой борьбе ученик оказывается объектом ежедневного манипулирования со стороны взрослых и к окончанию школы ощущает «школьную усталость»: избегает интеллектуальной нагрузки и познавательной активности.

«Детям в школе часто говорят, что знания пригодятся им в будущем: на контрольной, на ЕГЭ, во взрослой жизни. Таким образом, некоторые педагоги обесценивают настоящий момент, сиюминутность. Ребенок уже не живет "здесь и сейчас", он все время чего-то ждет — в этом уязвимость всей системы школьного образования», — заключает соавтор исследования, доцент СПбГУ Анастасия Азбель.

Работа над проектом «Портрет учителя в зеркале портрета ученика» продолжается, однако полученные результаты уже использованы в целой серии методических рекомендаций для педагогов. Кроме того, опыт, накопленный учеными СПбГУ, активно применяется в ряде образовательных программ для школьников: на Петербургском международном образовательном форуме, Всероссийском детско-молодежном форуме «Наноград» Школьной лиги Роснано и смене «Литературное творчество» ОЦ «Сириус».

 

Информация предоставлена пресс-службой СПбГУ

Фото: интернет

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро