28 мая
25 апреля
24 апреля

Ученые: ранняя Солнечная система содержала "неестественные" изотопы

06 марта, 16:27

Химический анализ одного из древнейших метеоритов показал, что в материи новорожденной Солнечной системы присутствовал кюрий – сверхтяжелый элемент, отсутствующий в природе из-за короткого периода полураспада, что говорит о необычном характере его "производства" внутри сверхновых, пишут ученые в журнале Science Advances.
"Наше открытие особенно важно по той причине, что оно показывает, что все тяжелые элементы, рождающиеся и рождавшиеся в ходе взрывов сверхновых, формируются в ходе одного и того же процесса, друг вместе с другом, что, как мы считали раньше, было абсолютно невозможным", — заявил Николас Дофас (Nicolas Dauphas) из университета Чикаго (США).
Дофас и его коллеги Франсуа Тиссо (Francois Tissot) и Лоуренс Гроссман (Lawrence Grossman) выяснили, что Солнечная система в юности содержала в себе сверхтяжелые изотопы металлов, не встречающихся в природе, изучая особые "временные капсулы", так называемые кальций-алюминиевые включения, в образцах древнейших метеоритов, когда-либо падавших на Землю.
Звездная топка
Как объясняют ученые, недра Солнца и других светил способны производить относительно легкие химические элементы в практически неограниченных количествах, "склеивая" более легкие ядра в более тяжелые. Однако, начиная с железа-56 и никеля-62, температуры и давления в ядре светил становится недостаточно для того, чтобы формировать более тяжелые элементы.
Тем не менее, они все же существуют, и присутствуют в породах Земли, других планет и даже звезд в достаточно больших количествах. Их источником, как сегодня считают астрономы, являются сверхновые, в ходе вспышек которых достигаются температуры и давления, необходимые для "производства" урана, актиния и прочих радиоактивных элементов.
Ученых, по словам Дофаса, давно интересовало то, как эти элементы образуются внутри умирающих звезд и то, какие из них присутствовали в ранней Солнечной системе, сформировавшейся, как сегодня считают астрогеологи, из пыли и газа, рожденных в ходе взрыва сверхновой неподалеку от нас.
Ученые раскрыли загадку "тяжелого кислорода" в юной Солнечной системе
Ключом к ответу на этот вопрос является кюрий-247 – один из самых тяжелых изотопов во Вселенной, обладающий достаточно коротким периодом полураспада – всего 15,6 миллиона лет. Ученых интересует то, как много этого вещества содержалось в ранней Солнечной системе – его количество напрямую указывает на то, каким путем формировались тяжелые элементы в престарелых звездах, и отличался ли этот процесс для разных групп тяжелых элементов.
Данный элемент, как объясняет Дофас, распадается в уран-235. Соответственно, минералы, сформировавшиеся в ранней Солнечной системе, если она содержала в себе кюрий-247, будут содержать в себе больше урана-235 по отношению к другим его изотопам, чем современные земные породы.

Источник: РИА новости