15 декабря
14 декабря
ОБЩЕСТВО
13 декабря

Томская область: Научный коллектив ТПУ запатентует открытые им свойства уникального вещества, способного защитить мозг от инсульта

14 декабря, 17:23

14 декабря – Молодёжные новости. Ученые Лаборатории изучения механизмов нейропротекции Томского политехнического университета совместно с коллегами из США работают над исследованием и совершенствованием препарата, который защитит головной мозг пациентов от последствий инсульта. Сейчас научный коллектив ТПУ работает над тем, чтобы запатентовать открытые им свойства уникального соединения и получить грант на дальнейшие исследования. Цель ученых — создать в будущем новое лекарство для более эффективной профилактики и лечения нарушений мозгового кровообращения.
Речь идет о новом оксиме, являющемся органическим соединением двойного действия: донатора оксида азота (NO) и ингибитора c-Jun N-терминальной киназы (JNK).

Соединение способствует выделению оксида азота, который играет важную роль в жизнедеятельности организма. В стенках кровеносных сосудов оксид азота вырабатывается эндотелиальными клетками. В свою очередь, «эндотелиальный» oксид азота участвует в контролировании сосудистого тонуса, регуляции кровообращения и артериального давления в нашем организме.

Проведя серию экспериментов, ученые выявили, что у мышей, получивших терапевтическую дозу этого препарата, отмечается снижение  (по сравнению с мышами, его не получившими) неврологических нарушений и размеров зон некроза в пораженной части головного мозга уже через 48 часов после ишемии-реперфузии.

В дальнейшем с помощью этого агента можно будет не только лечить последствия ишемии и инсульта, но и помогать снижать риски их возникновения у пациентов с сосудистыми заболеваниями.

«Сейчас нами подана заявка на патент. Продолжать исследования и синтезировать аналоги этого соединения мы намерены в России, на базе Томского политехнического университета. Также мы намерены подать заявку на грант РНФ, чтобы продолжить изучать новые свойства уникального вещества», — рассказывает Игорь Щепеткин, ведущий научный сотрудник Лаборатории изучения механизмов нейропротекции ТПУ, являющийся также старшим научным сотрудником отделения микробиологии и иммунологии Университета штата Монтана (США).

Дальнейшая задача ученых — усовершенствовать лекарственные свойства уникального соединения. Над этим сейчас работают химики Томского политеха.
«Любое биологически активное вещество всегда имеет побочные действия или нежелательные свойства. Например, наше соединение обладает низкой растворимостью в воде, тогда как желательно, чтобы лекарство было водорастворимым для введения в организм пациента. В связи с этим возникает необходимость оптимизации его структуры и получения производных (аналогов) на основе такого соединения, которые обладали бы и высокой биологической активностью, и свойствами, подходящими для успешного применения. Сейчас мы занимаемся получением таких аналогов», — рассказывает Андрей Хлебников, профессор кафедры биотехнологии и органической химии ТПУ.

Для того, чтобы решить проблему растворимости изучаемого вещества, ученые ТПУ проводят его синтез на молекулярном уровне. «В частности, внедрение дополнительного атома азота в структуру молекулы нашего вещества позволило повысить его растворимость в воде более чем в три раза», — говорит ассистент кафедры химической технологии редких, рассеянных и радиоактивных элементов ТПУ Василий Соболев.

Окончательной целью научного коллектива станет разработка лекарства на основе нового оксима. «Это долгий путь, поскольку на создание новых лекарственных препаратов не только в России, но и в США, да во всем мире уходят годы. Требуются многоступенчатые исследования, лабораторные и клинические испытания. Но мы к этому готовы, поскольку результатом нашей работы станет усовершенствование лечения одного из опаснейших и распространенных сегодня заболеваний — инсульта», — говорит Дмитрий Аточин, руководитель Лаборатории изучения механизмов нейропротекции ТПУ, научный сотрудник Центра сердечно-сосудистых исследований и Отдела кардиологии Главного госпиталя Массачусетса (Гарвардская медицинская школа).

Информация и фото предоставлены пресс-службой Томского политехнического университета