ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
15 сентября
14 сентября
13 сентября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Знаменитый режиссёр стал героем киноклуба Президентской библиотеки

26 июля, 20:04

 

26 июля – Молодежные новости.  В Президентской библиотеке состоялось заседание киноклуба при участии Международного фестиваля независимого кино «Чистые грёзы». Зрители посмотрели и обсудили два незаурядных фильма: «Один билет, пожалуйста» режиссёра Матисса Казы (Латвия) и «Сокуров» режиссёра Виктора Тихомирова (Россия).

Совсем неслучайно на заседании киноклуба Президентской библиотеки встретились именно эти два фильма – настолько пересекаются сложный художественный мир, тревога за будущее человечества, внутренние проблемы их героев. Один из них создаёт искусство, другая им живёт… Место действия фильма Матисса Казы – Нью-Йорк, Бродвей, где на каждом углу – какой-нибудь знаменитый театр. Героиня ленты – 78-летняя уроженка Индии Ники Кокрейн, которую автор называет самой страстной любительницей театра в мире. Но цены на билеты высокие, а Ники хочет бывать там каждый день. По крайней мере, так она делает вот уже 25 лет и не собирается изменять привычке. Остаётся одно: добывать вожделённые бесплатные билеты, используя множество обходных манёвров. Её унижают, выталкивают из очереди, она терпит и – садится наконец в зрительское кресло – затем, чтобы после десятков пустых просмотров увидеть «бриллиант».

Выпускница Оксфорда и Гарварда умеет отличить подлинное от подделки на сцене. А вот построить собственную жизнь не получается. Дочь босса одной из международных корпораций сегодня практически бомж… Перед тем как уйти в финальных кадрах в синие волны океана, она подводит черту: «Считаю себя философской личностью, не духовной. Пытаюсь понять суть человеческой природы. Мы ведь, возможно, как утверждает наука, единственные разумные существа во Вселенной, но достойные ли мы носители разума?.. Почему нет подъёма к просветлению, а во всём ощущается упадок, падение нравственного начала?..»

Фильм «Сокуров» посвящён режиссёру Александру Николаевичу Сокурову, киномастеру с мировым именем, но при этом человеку чрезвычайно замкнутому, закрытому от вторжения в свой внутренний мир. Однако Виктору Тихомирову удалось разговорить его, поймать драгоценные моменты, когда культовый режиссёр рассуждает о своём понимании любви, жизни, творчества.

Лента бессюжетна и очень красива, почти так же, как авторское кино самого Сокурова. Хотя внимательная камера Наума Аврумова и Павла Медведева вовсе не «блистательный Санкт-Петербург». Бесконечные громады замкнутых дворов, стёршиеся ступени старого подъезда, по которым спускается и поднимается известный режиссёр, студия Виктора Тихомирова – с картинами на стенах, чашками недопитого кофе, портретом Ленина советских времён в торце коридора…

«Город пышный, город бедный» – Александр Сокуров любит его избранные места, поэтому в кадре не раз появляется  пересечение улиц в районе Летнего сада. И камера, и герой фильма любуются этим уголком города, но грустный закадровый голос Сокурова поясняет: «Надо родиться в этом городе, знать, какой ценой он возводился на топких берегах, как уцелел под блокадой; надо бы им наслаждаться, как получается это у тысяч приезжих людей. У меня как-то не получается…» Отсюда традиционный и такой органичный минор во всех его лентах, связанных с городом.

«С идеальным отношением к жизни нельзя что-то создавать, – продолжает свой монолог Сокуров. – Без противоречий, пронизывающих жизнь, нет художественной ткани. Она должна быть создана почти по математическому расчёту». Соотношение количества теней и солнечных бликов, по Сокурову, выражает сущность художника.

Разобраться с природой творчества режиссёра помогают его друзья. «Любое произведение искусства мы оцениваем по количеству искусства, – говорит художник Владимир Шинкарёв. – У Сокурова всё – искусство».

Его фильмы хорошо известны далеко за пределами России. Произведения Бернарда Шоу, Гёте, Достоевского – вот уровень размышлений о жизни, которые берёт к рассмотрению режиссёр.  «Для меня в своё время было большим подарком чтение взахлёб большой литературы, – продолжает Сокуров, – это был целый мир – его надолго хватит для воплощения кинематографических идей».

Он делает это настолько нетривиально, по-своему, что это позволило другу режиссёра, кинокритику Олегу Ковалову сказать о Сокурове: «Это человек, которого невозможно остановить в поисках чего-то самого важного в кино и в жизни. Мы об этом не сказали, а он сказал».

«Во времена засилья массовой культуры, – уверен Виктор Тихомиров, – очень важно поддержать по-настоящему глубокое авторское независимое кино, что и делает фестиваль Чистые грёзы. Александр Николаевич Сокуров считается режиссёром для элиты, но лично я так не считаю, вот почему мне захотелось привлечь внимание зрителей к этой сложной личности. Фильмы Сокурова, удостоенные международных наград, говорят сами за себя. Жизнь выдвинула его в первые ряды бойцов за справедливость, правду, наши непреходящие ценности – и он отстаивал их, опираясь на гуманистические и христианские начала. Бескорыстный, неподкупный, бескомпромиссный человек, большой художник».

 

Информация предоставлена пресс-службой Президентской библиотеки