ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
10 июля
09 июля
08 июля
07 июля
06 июля
05 июля
04 июля
03 июля
02 июля
01 июля
30 июня
29 июня
28 июня
27 июня
26 июня
25 июня
24 июня
23 июня
22 июня
21 июня
20 июня
19 июня
18 июня
17 июня
16 июня
15 июня
14 июня
13 июня
12 июня
11 июня
10 июня
09 июня
08 июня
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Стартует Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.»

21 ноября, 16:39

 

21 ноября - Молодежные новости. Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» давно стал неотъемлемой частью культурной жизни Петербурга. Нынешний год для него юбилейный - в десятый раз его организатор, Музей музыкального и театрального искусства во главе с директором Натальей Метелицей, знакомит петербуржцев с новой программой, куда входят конференции, творческие встречи, выставки и, конечно, балетные спектакли. Как и весь театральный мир, хозяева фестиваля обратились к двум событиям в истории русской хореографии: 110-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева и 130-летию со дня рождения Вацлава Нижинского, легендарного танцовщика и балетмейстера, звезды дягилевской труппы.

Свои спектакли покажут хореографы из Ирландии, США, Израиля, Японии, Великобритании. Балетный марафон открылся на сцене театра «Балтийский дом» спектаклем «Посвящение Нижинскому» в исполнении труппы «Балет Монте-Карло». Именно в Монте-Карло с 1911-го и до кончины Дягилева в 1929 году располагалась база «Русских сезонов», а затем - центр «Русского балета Монте-Карло». Сегодня здание театра украшает открытая в 1954 году памятная доска Сергею Дягилеву, на которой написано: «Русские балеты» ознаменовали появление большинства шедевров, блеск которых благодаря ему, его друзьям и соратникам, отразился на всех искусствах».

Спектакль «Посвящение Нижинскому» представил четыре новые хореографические версии шедевров «Русского балета» - «Дафнис и Хлоя», «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна» и «Петрушка», где главные партии исполнял Вацлав Нижинский. Таким образом, фестиваль соединил прошлое и настоящее, историческую память о поисках хореографов начала прошлого столетия и восприятие известных сюжетов современными балетмейстерами.

Либретто «Дафниса и Хлои» основано на вольной интерпретации романа греческого писателя II века н. э. Лонга. Хореограф балета Жан-Кристоф Майо по-своему услышал пленительную музыку Равеля и убрал из многонаселенного рассказа Лонга второстепенных персонажей - пиратов, пастухов, крестьян, - оставив лишь четырех героев: пасторальных Дафниса и Хлою и вполне земных Доркана и Ликэнион. Наивный Дафнис (Симон Трибуна) оказывается во власти страстной Ликэнион (Марианна Барабас), а трепетная Хлоя (Анжара Баллистерос) - в крепких объятиях Доркона (Матей Урбан).

Открывается балет удивительным по изяществу дуэтом Дафниса и Хлои: юные существа еще не знают, что такое любовь, но их томит непонятное, тревожное чувство. Адажио, в котором завязывается первый диалог, проходит без единого прикосновения героев друг к другу.

Совсем иначе построен дуэт Дафниса и Ликэнион: опытная в делах любви матрона преподает юному пастушку своеобразную школу воспитания чувств, ее движения и жесты полны уверенности, а пластика тела - чувственности и женственности. Нелегкое испытание проходит и Хлоя: крепкие руки Доркона легко вздымают ее в поддержках, утверждая силу мужской воли и энергии. Основываясь на школе классического танца, хореограф создал современное прочтение старинного сюжета.

Балет «Видение розы» на музыку Вебера поставил молодой немецкий хореограф Марко Гёке, которого нередко называют мистиком современного танца. И действительно, в его хореографии немало загадочного. Классический сюжет балета «Видение розы», сочиненного Михаилом Фокиным в 1911 году, он поставил как вызов канонам классического танца. От известного сюжета остался лишь намек: лепестки розы, обильно рассыпанные по планшету сцены, да цвет костюмов танцовщиков. Хореография двух персонажей - Девушки (Анисса Брюлей) и Розы (Даниеле Дельвеккио) напоминает вихрь, ворвавшийся в уютный домашний мир человека. На каждый такт музыки приходится несколько движений, рисунок рук исполнен дрожи, нервных конвульсий, всплесков. Музыка Вебера звучит как фон, танцовщики не пытаются попасть в ее ритмы, скороговорка пластики не дает возможности задуматься над смыслом происходящего. Героине Фокина такое видение розы могло присниться лишь в тревожном сне. Спорный спектакль. Но, как заметила Наталья Метелица, «...фестивальное искусство не может и не должно быть бесспорным».

Для балета Вацлава Нижинского «Послеполуденный сон фавна» на музыку Клода Дебюсси хореограф Йерун Вербрюгген выбрал иное название, использовав строчку из поэмы Стефана Малларме «Неужели я влюбился в сон?». Хореограф создает дуэт для Человека (Бенджамин Стоун) и Фавна (Алексис Оливейра). Это своеобразная дуэль между любовью и животной похотью. Человек бросает вызов Фавну, который старается соблазнить и покорить соперника. Балет сталкивает сильных героев в трагических конфликтах, которые сложнее простых любовных переживаний. Ничто в этом балете не является осязаемым, декорации создают зыбкую реальность сна, наваждения, из которого порой трудно освободиться.

Знакомый сюжет балета «Петрушка», поставленный Михаилом Фокиным и Александром Бенуа в 1911 году для труппы Дягилева, обрел сегодня в интерпретации хореографа Йохана Ингера звучание притчи об отчаяниях, раздумьях и торжестве протестующего духа. Действие разворачивается в разных временных плоскостях: здесь и народные гулянья на площади в день Масленицы, и кукольные представления балаганных актеров, и мир современной высокой моды, где куклами становятся манекены, подчиненные воле кутюрье. По приказу хозяина манекенов старательно одевают в костюмы Петрушки (Жоржи Оливейра), Арапа (Алексис Оливейра) и Балерины (Анна Блэкуелл), которые разыгрывают пантомиму о Петрушке, влюбленном в Балерину, и Арапе, сопернике Петрушки. Но когда спектакль закончился и с актеров скидывают пестрые наряды, они оказываются лишь белыми безглазыми манекенами (на снимке). Но в них не гаснут человеческие чувства, даже когда их отправляют на склад после шумного показа мод для светских гостей. Талантливо, с тонким чувством стиля хореограф чередует сцены прошлого и картины современной глянцевой мишуры и безмерного тщеславия.

Фестиваль продлится по 1 декабря.

 

Источник: Газета «Санкт-Петербургские ведомости»