ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
14 ноября
13 ноября
12 ноября
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: В Северной столице прошел фестиваль камерной оперы

06 ноября, 12:39

 

6 ноября – Молодежные новости. Опера «Лунный мир» Гайдна стала одним из главных событий IV Международного фестиваля камерной оперы, прошедшего в театре «Санкт-Петербург-опера».

Этот единственный в России фестиваль был создан дирекцией театра с целью не только знакомить публику, но и знакомиться самим с представителями жанра, который сегодня во всем мире существует в непростом режиме выживания. Ведь проще продать тетралогию «Кольцо нибелунга» Вагнера, чем какую-нибудь некоммерческую монооперу - «Человеческий голос» Пуленка или «Мавру» Стравинского. Впрочем, на этом фестивале исполняются не только произведения малых форм, но и спектакли, поставленные на камерных сценах (хозяин фестиваля представлял в этот раз и оперетту «Сильва» Кальмана, и вполне себе большую оперу «Фауст» Гуно).

Режиссер Юрий Александров за годы правления театром «Санкт-Петербург-опера» постиг секреты жанра и умудряется на маленькой сцене сделать многое. Художник, испытывающий потребность постоянно чему-то учиться, он открыл свою гостеприимную площадку для международного театрального сообщества. В этом году здесь собрались театры из Греции, Венгрии, Латвии, Казахстана, показав семь постановок. Среди них были такие редкости, как незаконченная опера «Каирский гусь» Моцарта, фрагмент «Поединка Танкреда и Клоринды» Монтеверди, оратория «Иеффай» Генделя, пастораль «Исмена» Ребеля.

По словам очевидцев, не все коллективы оставили равноценное впечатление, а вокальный уровень отдельных солистов и вовсе заставил недоумевать. Выбор лучших образцов жанра требует большой поисковой работы, живых прослушиваний на местах в разных частях хотя бы Европы. «Лунный мир» Гайдна, привезенный из столицы Башкирии - Уфы, из Государственного театра оперы и балета, стал приятным сюрпризом. Поставленный Елизаветой Корнеевой для его малой сцены, этот спектакль идеально вписался в формат фестиваля.

Решенная в модернистском ключе, чему во многом способствовал фантазийный сюжет по мотивам пьесы Карло Гольдони, опера дала певцам источник искрометных мелодий самого старшего представителя знаменитой троицы венских классиков - «папаши Гайдна». В меру остроумная режиссура Корнеевой позволила солистам успешно проявить свои драматические таланты и комические дарования. Можно лишь восхититься решению уфимского театра взяться за этот изящный шедевр Гайдна, который не идет больше ни в одном российском театре, да и в мире встречается нечасто. Композитор, оставивший огромный след в истории музыки, отличался повышенным педагогическим талантом, сочиняя то, что можно было не столько виртуозно, сколько удобно исполнить. В этом он был верным сыном своего времени - эпохи Просвещения, культивировавшей силу Разума.

«Лунный мир» стал отражением научных коллизий, интереса к тому, «есть ли жизнь на Марсе». Творивший в то же время немецкий писатель и историк Рудольф Эрих Распэ, младший современник Гайдна, несколько позже отправил своего барона-фантазера Мюнхгаузена на Луну дивиться перевернутым нравам «людей лунного мира». В комической опере Гайдна территория Луны интерпретируется как территория обретения желаемой свободы, правда, путем небольшого обмана. Скаредного купца Буонафеде, отвергающего выбор дочерей, опаивают эликсиром, после которого тот воспринимает чудеса, начинающие происходить вокруг, как условия пребывания на невиданной Луне. Один из будущих женихов Экклитико выбирает стратегию, зная об увлечениях своего потенциального тестя астрономией.

Режиссер и художник (Екатерина Агений) не стали испещрять поверхность сцены кратерами лунных вулканов, однако вывели на сцену причудливо одетых артистов миманса. Асимметрия и цветовой лаконизм были главными визуальными выразительными приемами. Буонафеде обманом заставили понять, что он должен принять выбор дочерей. Обман вскоре раскрылся, отец повозмущался вероломству, но Гайдн на то и «яркий представитель эпохи Просвещения», что завершил все финалом примирения. И оркестр под управлением Артема Макарова, и все без исключения солисты идеально справились с этой оперно-комической партитурой.

Идеальный вокальный наряд как влитой сел на баса Владимира Копытова в партии скупого отца, в этой роли певец проявил ярчайшее комическое дарование. Его очаровательные дочери Клариче и Фламиния обрели модные и стильные голоса Лилии Халиковой и Диляры Идрисовой, известной сегодня не только в России, но и в Европе как одна из лучших барочных певиц-виртуозок. Им под стать были юные красавцы Экклитико (Владимир Орфеев) и Эрнесто (Ян Лейше). «Лунный мир» стал прекрасным образцом жанра камерной оперы, где все тайное становится явным.

 

Источник: Газета «Санкт-Петербургские ведомости»