ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
19 сентября
18 сентября
17 сентября
16 сентября
15 сентября
14 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября
10 сентября
09 сентября
08 сентября
07 сентября
06 сентября
05 сентября
04 сентября
03 сентября
02 сентября
01 сентября
31 августа
30 августа
29 августа
28 августа
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

Санкт-Петербург: Как шарик стал главным новогодним украшением

31 декабря, 18:09

 

31 декабря — Молодёжные новости. Старейшая и самая «настоящая» елочная игрушка — это обычный шарик, символизирующий яблоко. Как рассказали в Музее новогодней и рождественской игрушки в Великом Устюге, стеклянные шарики напоминают о тех временах, когда елки наряжали съестными припасами — конфетами, яблоками и сладостями. Российские елки стали нарядными почти на 300 лет позже европейских и, хотя обычай украшать рождественские деревья впервые ввел Петр I, прошло почти полтора века, прежде чем елка, увешанная лакомствами и игрушками, вошла в массовый обиход и стала традицией.

Елочный шарик как предмет роскоши

Считается, что обычай украшать елки на Рождество пошел от немцев и ведет начало от Мартина Лютера. Петр I, вводя в России европейский обычай встречать Новый год с 1 января, не забыл и об этом нововведении. По его приказу ветки хвойных деревьев — ели, сосны и можжевельника становятся непременным атрибутом новогоднего украшения жилищ и улиц, однако со смертью царя-реформатора традиция была забыта и по-настоящему возвратилась лишь в XIX веке.

«Елки появились в домах россиян примерно в 1840-х годах, сначала в Санкт-Петербурге, а затем и по всей стране, — рассказала научный сотрудник музея Елена Архипова. — Их украшали церковными свечками, яблоками и сладостями, а также бонбоньерками — маленькими коробочками для конфет, которые иногда были настоящим произведением искусства. Но эта традиция не дожила до наших дней, и увидеть на современной елке бонбоньерку можно только в музейной экспозиции».

С развитием стеклодувного мастерства на елках стали появляться стеклянные шарики, повторявшие по форме яблоки. С этим фруктом в мифологии разных народов мира связано множество легенд, а в христианской традиции яблоко, с одной стороны, напоминает о грехопадении Адама и Евы, но изображенное рядом с Христом или Богоматерью яблоко является символом спасения. «Шарики напоминают нам о яблоках и о легендах, связанных с ними, в том числе о райских яблоках и о молодильных», - отметила Архипова.

Первые шарики в Россию привозили из-за границы, и это елочное украшение было доступно только богатым.

«В XIX веке за десяток стеклянных елочных шариков платили 200 рублей, это было эквивалентно стоимости небольшого дома», — рассказали в музее.

Пионером изготовления отечественных елочных шариков стал основанный князем Меншиковым в 1848 году завод для изготовления ламп, бутылок и изделий из цветного стекла в Клину. Это предприятие существует и в наши дни – вместе с музеем, посвященным истории отечественной елочной игрушки.

Благодаря этому заводу шарики стали доступнее, и к концу XIX века их можно было увидеть уже не только на елках высшей аристократии. Здесь же впервые изготовили елочные бусы, которые стали российской инновацией в украшении елок — именно из России обычай наряжать новогоднюю елку бусами распространился в другие страны. Массовое производство шариков для елок в России началось в годы Первой мировой войны.

В конце XIX века в России вслед за Европой появились первые искусственные елки — их делали из ткани, поэтому такое украшение тоже было доступно только состоятельным семьям. Натуральную или искусственную елку, с шариками, лакомствами и бонбоньерками в домах россиян эпохи Серебряного века держали всего три дня, после чего новогоднее дерево разбирали, а лакомства с него съедали дети. Так было и в императорской семье. Как правило, царскую елку наряжали в Гатчине - семейной резиденции Романовых.

Через три дня, в течение которых нарядное дерево со сладостями и игрушками из стекла, папье-маше, ткани и дерева украшало дворец, елку разбирали, а ее убранство раздавали слугам, придворным и офицерам. Слуги приходили в банкетный зал вместе с семьями. Подарки раздавали по спискам, которые составляли перед праздником. К каждому подарку была прикреплена карточка с подписями Александра III и Марии Федоровны.

С началом Первой мировой войны елка стала жертвой патриотизма: россияне вспомнили о немецком происхождении этого обычая, и в Российской империи стали звучать предложения отказываться от него, как и от других немецких черт в российской жизни и быту.

Революция изменила календарь, но елки поначалу не затронула: их ставили на Новый год в детских учреждениях, и одну из таких елок даже посетил Ленин. Эту историю, сохранившуюся в воспоминаниях Владимира Бонч-Бруевича, затем пересказал писатель Александр Кононов в своем рассказе "Елка в Сокольниках", знакомом многим поколениям советских детей.

Однако с середины 1920-х годов, когда в стране началась массовая антирелигиозная кампания, от елок решили отказаться, как и от всего празднования Рождества. Были попытки проводить так называемые "комсомольские елки" или "комсомольские святки", непременным ритуалом которых становилось сожжение икон.

В детских книгах, газетах и журналах празднование Рождества и украшение елок осуждали и высмеивали, и ставить лесных красавиц в своих домах отваживались немногие.

«Елки прятали, например, тайно ставили их в шкафу и открывали его, только предприняв все меры предосторожности, — рассказала Елена Архипова. — Это было рискованно: елки были признаны антисоветским обычаем, поэтому в конце декабря по домам ходили особые комиссии уполномоченных, проверявшие жильцов на наличие скрытых елок».

Елки вернулись только в 1935 году, когда большевики задумались о пропаганде советского образа жизни. В тот год Сталин объявил знаменитое: "Жить стало лучше, жить стало веселей", отменили продовольственные карточки, и 28 декабря в "Правде" была опубликована статья с предложением вернуть елки.

Первые новогодние деревья появились уже через несколько дней — вместе с постановлением правительства о праздновании Нового года в СССР. 1937 год страна встречала с елками, и главная елка страны впервые была наряжена в Большом Кремлевском дворце. На этой елке впервые появились Дед Мороз и Снегурочка. В эти же годы возродилось и производство елочных игрушек — рынок почти полностью обеспечивался отечественными фабриками, и лишь небольшая часть импортировалась из Германии.

«Елки тридцатых отражали не только ситуацию в стране, но и вкусы "вождя народов", — рассказывают в Музее новогодней игрушки. — Сталин, как известно, любил цирк, и очень популярно было украшать елки фигурками циркачей, сделанными из разных материалов, например, из ваты, проволоки и папье-маше. Первые советские елочные игрушки также пропагандировали советский спорт и освоение Арктики, и на елках можно было увидеть даже маленькие полярные станции. Елки украшали также игрушками, воспроизводившими национальные костюмы народов СССР. Единственным неполитическим мотивом сталинских елок, пожалуй, были фигурки животных».

В годы Великой Отечественной войны традиция наряжать елки не прервалась: елки устраивали для детей даже в блокадном Ленинграде страшной зимой 1941/42 годов и к этим праздникам в город по льду Ладожского озера доставили свежие мандарины из Абхазии.

Игрушки тоже были "военизированными", и на еловых ветках той поры можно было увидеть пистолеты, самолеты, пятиконечные звезды, фигурки солдат, богатырей и собак-санитаров с медицинской сумкой на боку. Послевоенные дети наряжали свои елки не только советскими, но и так называемыми "трофейными" игрушками — так вернулись елочные шарики.

В 1949 году советские елки украсила юбилейная "пушкинская" серия, изображавшая персонажей сказок Пушкина. Довоенного уровня производства елочных игрушек в СССР достигли к началу 1950-х.

«Но и самодельных игрушек на домашних елках было немало, поскольку промышленные, сделанные из горячего стекла и украшенные ручной росписью, были достаточно дороги, и обычная семья могла приобрести не более двух игрушек в год», — пояснила Архипова.

В это время елочные игрушки символизируют восстановление народного хозяйства: на елках появляются автомобили "Победа", макеты станций метро, игрушки в виде продуктов питания — как символ возрождения сельского хозяйства, а также шарики "Пекин", напоминавшие о дружбе с Китаем.

Сказывается и влияние кинематографа — после выхода на экраны фильма Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" появилась игрушка в виде часиков, показывающих без пяти двенадцать.

Елки 60-х в наши дни назвали бы презентацией технологий — их украшали фигурки ракет и космонавтов, а также мини-макеты искусственных спутников Земли. Присутствовала на елках тех лет и "царица полей" — кукуруза. Под елками впервые появляются пластмассовые фигурки Деда Мороза и Снегурочки — они менее красивы по сравнению с куклами из ваты и папье-маше предыдущих десятилетий, но зато более доступны для широких масс.

«Малогабаритные квартиры-"хрущевки" не позволяли ставить в домах большие елки, и в этот период в жилищах советских людей появились искусственные елочки-малютки с мини-игрушками», — сказали в музее.

В 1970-х производство елочных игрушек окончательно выходит на массовый уровень — теперь они штампованные, при выдувании стеклянных фигурок вместо керосина используется газ, мелкие детали исчезают.

«Игрушки становятся менее художественными, но более дешевыми, и приобрести их может любая семья, — пояснили в музее. — В производстве елочных украшений появляются новые материалы, например, пенополистирол и лавсановая пленка, которые еще больше удешевили производство».

Индивидуальность к елочным игрушкам, по мнению музейщиков, вернулась только в наши дни, когда в производстве новогодних украшений снова широко бытует ручная работа, а старинные мотивы сочетаются с современными материалами.

«Игрушки снова стали интересными, — отметила Елена Архипова. — Важно также то, что в елочные украшения вернулась тема Рождества, стали выпускать фигурки ангелов, вертепы и др».

Проследить полную эволюцию российских новогодних елок за последние 100 лет можно в музейной экспозиции Великого Устюга, где выставлена целая коллекция елок. Представленные на них почти 3 тысячи игрушек отражают разные эпохи празднования Рождества и Нового года. Этот музей был первым в России, вслед за ним открылись и другие. Его коллекцию помогали собирать устюжане, поэтому музей считается народным. Также его называют "коллекцией доброты".

 

Информация предоставлена ТАСС

Фото: Максим Новиков, ТАСС

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро