15 января
11 декабря
10 декабря

Мир: Астрономы нашли первую "блуждающую" черную дыру

06 октября, 23:13

Телескопы "Чандра" и XMM-Newton помогли астрономам найти первую потенциальную "блуждающую" черную дыру в далекой галактике в созвездии Волопаса, которая "сбежала" из небольшой соседки этого звездного мегаполиса.

Черная дыра – это особая область в пространстве и времени, в которой силы гравитации настолько велики, что их не способны преодолеть даже объекты, которые двигаются со скоростью света, в том числе и сам свет.

"Обычные" черные дыры, в отличие от их сверхмассивных кузин в центрах далеких галактик, крайне сложно находить и изучать из-за их спокойного нрава. Об их присутствии мы можем узнать только по тому, как они искривляют свет других звезд, а также по вспышкам радиоизлучения, вырабатываемых при поглощении ими сгустков материи.

Оливье Годе (Olivier Godet) из университета Тулузы (Франция) и его коллеги обнаружили крайне необычный пример черной дыры, занимающей промежуточное положение между "обычными" черными дырами и их сверхмассивными "большими сестрами", изучая рентгеновские снимки далеких галактик, полученные при помощи телескопов "Чандра" и XMM-Newton.

В одной из таких галактик, GJ1417+52 в созвездии Волопаса, удаленной от нас на 4,5 миллиарда световых лет, команда Годе обнаружила два сверхярких рентгеновских объекта. Один из них представляет собой сверхмассивную черную дыру массой в несколько миллионов Солнц в ее центре, а второй, источник XJ1417+52 — более компактный объект.

Как полагают ученые, опираясь на особенности в спектре этого объекта и характерный сдвиг его линий, данная яркая точка в галактике GJ1417+52 представляет собой "среднюю" черную дыру массой в примерно 10 тысяч Солнц, которая "блуждает" по окраинам этого звездного мегаполиса.

Годе и его коллеги отмечают, что открытие этой черной дыры-"шатуна" стало большой удачей для них – в момент наблюдений за ней XJ1417+52, как считают ученые, разорвала звезду. После этого дыра поглощала большие количества материи, "пережевывая" часть ее и испуская мощнейшие пучки рентгеновского излучения. Когда обед данной черной дыры завершился, ее яркость понизилась в 14 раз и сейчас мы не можем ее увидеть при помощи любого существующего телескопа.

Как могла возникнуть эта черная дыра и почему она начала "блуждать" по галактике, двигаясь со скоростью, отличной от всех других объектов в ней? Снимки с "Хаббла" показывают, что GJ1417+52 недавно столкнулась и поглотила останки небольшой карликовой галактики. Как считают ученые, дыра XJ1417+52 могла на самом деле возникнуть внутри нее, откуда она попала в более крупную GJ1417+52 после столкновения, разбросавшего почти все звезды меньшей галактики.

#добро  #Космос