03 декабря
15 ноября
14 ноября
13 ноября
12 ноября

Санкт-Петербург: Российские ученые разглядели облако водяного пара в 20 млн световых лет от Земли

22 сентября, 19:13

Российские ученые обнаружили ультракомпактное облако водяного пара в 20 млн световых лет от Земли, поставив мировой рекорд по точности детализации удаленных космических объектов, сообщил в четверг на конгрессе радиоастрономов в Петербурге Алексей Алакоз, заведующий лабораторией спектральной радиоастрономии Астрокосмического центра Физического института им. П.Н. Лебедева (ФИАН).

"Мы поставили новый мировой рекорд углового разрешения, побив наш же рекорд прошлого года. В галактике NGC4258 (созвездие "Гончие псы"), которая удалена от Земли на 20 млн световых лет, "РадиоАстрон" обнаружил облако водяного пара размером в 80 астрономических единиц", - сказал он.

Алексей Алакоз пояснил, что наблюдения выполнены на 10-метровом орбитальном радиотелескопе, установленном на космическом аппарате "Спектр-Р" в рамках международного проекта с ведущим российским участием "РадиоАстрон". В программе наблюдений также был задействован американский 110-метровый телескоп GBT.

Новый рекорд, по словам собеседника агентства, составляет 11 микросекунд дуги. "Предыдущий рекорд был поставлен интерферометром "РадиоАстрон" в прошлом году при наблюдениях яркого квазара OJ287 на длине волны 1,3 см, он составлял 14 микросекунд дуги", - пояснил руководитель научной программы "РадиоАстрон" профессор РАН Юрий Ковалев из ФИАН.

"Наблюдения галактики NGC4258 проходили 17 марта 2016 года. Группа корреляционной обработки данных "РадиоАстрон" сообщила нам приятную новость о новом рекорде на прошлой неделе", - рассказал он.

Алексей Алакоз пояснил, что этот результат позволит ученым "исследовать физические условия образования, эволюции и мазерного излучения водяного пара в диске далекой галактики, вращающегося вокруг центральной сверхмассивной черной дыры".

Проект "РадиоАстрон" осуществляется уже на протяжении пяти лет. В его рамках на околоземную орбиту выведен 10-метровый радиотелескоп, обладающий возможностью исследовать космические объекты с самой высокой детализацией.

При движении по своей орбите, каждые девять суток телескоп проходит путь, равный двойному расстоянию от Земли до Луны. Космический радиотелескоп работает в связке с более 30 наземными радиотелескопами. Это и российские из сети Квазар-КВО, и европейские, американские, африканские, австралийские, азиатские телескопы. Одна астрономическая единица - это расстояние между Солнцем и Землей.

Автор: Наталия Михальченко (ТАСС)