05 августа
10 июля
09 июля

Мир: Зонд НАСА обнаружил следы "недавних" озер на Марсе

17 сентября, 13:33

Озера и реки на Марсе существовали даже в те времена, когда красная планета, как считали раньше ученые, была полностью безводной и крайне холодной, выяснили ученые.

"Мы открыли долины, по которым вода текла в озерные котловины. Некоторые из них были переполнены, и вода вышла из берегов, что говорит о том, что в те времена на поверхности Марса присутствовало множество источников воды или самой воды в принципе", — заявила Шэрон Уилсон (Sharon Wilson) из Смитсоновского института в Вашингтоне (США).

Сегодня среди ученых нет согласия в том, как выглядел Марс в прошлом. Большинство планетологов уверено, что на Марсе имелась густая атмосфера и большие запасы воды, однако часть ученых полагает, что красная планета была "теплой и мокрой" примерно 3,5-3 миллиарда лет назад, в так называемую "ноеву" эпоху.

Другие, в том числе Уилсон и ее коллеги, полагают, что Марс был всегда холодным и что океаны из жидкой воды на нем существовали лишь в короткие периоды времени, когда на Марсе происходили массированные извержения вулканов или когда на океаны из замороженных льдов падали крупные астероиды.

Авторы статьи нашли новые аргументы в пользу этой гипотезы, а также обнаружили следы того, что озера и реки на Марсе существовали как минимум через миллиард лет после того, как они гипотетически исчезли, изучая фотографии средних широт красной планеты, полученные при помощи камер и инструментов зонда MRO.

На фотографиях Аравийской равнины, где в прошлом предположительно находилось дно океана Марса, покрывавшего большую часть северного полушария красной планеты, ученые обнаружили необычные структуры – четко оформленные каньоны глубиной в 50-250 метров, похожие на крупную систему озер и соединявших их рек.

В пользу этого говорили и окружавшие их породы, сформировавшиеся под действием воды. Дальнейший анализ показал, что некоторые озера были необычайно крупными – их объем превышал тысячу кубометров, и глубина почти достигала километра, а длина ряда рек превышала сто километров. Тем не менее, скорость движения и объемы воды, по словам Уилсон, были небольшими, что указывает на временный характер формирования этих рек, возникавших, по ее мнению, при таянии снегов и льдов.

Обнаружив эту систему водных каналов, ученые попытались вычислить ее возраст, подсчитав число кратеров, оставленных ударами метеоритов на поверхности этих каньонов и котловин озер уже после того, как они сформировались в далеком прошлом Марса.

Оказалось, что число кратеров было неожиданно небольшим – по словам ученых, им удалось найти всего около двух дюжин "автографов" космических гостей на поверхности этой части Аравийской равнины, что говорит о том, что русла рек и озера сформировались и исчезли не так давно, как изначально предполагала команда Уилсон.

Как показывают расчеты ученых, на самом деле эти кратеры возникли примерно 2,1-2,3 миллиарда лет назад, в так называемую Амазонскую эру, почти через миллиард лет после того, как предполагают противники идеи "холодного и мокрого Марса", вся вода должна была исчезнуть с поверхности Марса.

Таким образом, можно говорить, что вода на Марсе просуществовала гораздо дольше, чем было принято считать, что повышает наши шансы на ее обнаружение и на открытие следов жизни в ней, заключают ученые.

#добро #космос #НАСА