Санкт-Петербург: «Спорт учит не опускать руки»: интервью с паралимпийской чемпионкой Юлией Молчановой
7 июня – Молодёжные новости. Юлия Молчанова – спортсменка из Новотроицка, небольшого города в Оренбургской области. Она занимается плаванием с шести лет, и уже в 13 стала кандидатом в мастера спорта, состояла в юношеской сборной России. Однако в 14 лет вместо титула мастера спорта Юлия получила серьезную травму шеи, которая должна была закончить ее спортивную карьеру. Девушка не сдалась, вернулась к тренировкам, и на следующий год стала чемпионкой России и членом уже паралимпийской сборной страны по плаванию.
Юлия рассказала об особенностях тренировок людей с инвалидностью, поддержке государства и важности «доступной среды» и в спорте, и в обычной жизни.
Юлия, как вы пришли в большой спорт?
В секцию плавания я попала в первом классе. Мой первый тренер – Красиков Владимир Евгеньевич – пришел в тринадцатую школу в Новотроицке набирать свою спортивную группу. Меня отобрали в числе первых, потому что я с ним уже была знакома: мой папа на тот момент был начальником детского военного спортивного лагеря «Зарница», где проходили сборы, в том числе и у пловцов. На момент знакомства я уже умела плавать, и тренер разглядел мой талант, потому что у меня не было страха воды, и наравне с профессиональными пловцами я с легкостью переплывала реку Урал. У нас, первоклашек, был выбор между легкой атлетикой и плаванием, и я выбрала второе.
Насколько тяжело вами переживалась травма в 14 лет?
Травма, естественно, была большой неожиданностью для всех нас, но в силу своего возраста, оптимизма и благодаря поддержке близких, я не понимала весь масштаб случившегося. Я помню, как лежала в реанимации и думала, что сейчас пройдет время, и я снова начну тренироваться. Ребята из юношеской сборной ждали меня, звонили по Скайпу, присылали подарки и гостинцы… На тот момент мне казалось, что это временно. Наверное, это был ключевой толчок в моей реабилитации.
Хотелось ли в моменте всё бросить?
Бросить всё мне никогда не хотелось. Конечно, было тяжело принять новую себя, новый способ передвижения, образ жизни. Большая глава моей жизни была посвящена этому преодолению. Со временем эти границы начали стираться: когда я попала в паралимпийскую сборную и пообщалась с другими ребятами, передвигающимися на инвалидных колясках, я поняла, что это – такие же обычные люди, которые живут полноценной жизнью. Путешествуют, создают семьи, строят карьеру, добиваются больших результатов в спорте. Они не чувствуют себя «другими». Единственное отличие в том, что их способ передвижения – это коляска. Также огромную мотивацию реабилитироваться, тренироваться и стараться дальше дали мои близкие. Благодаря им я полюбила себя, ведь раз они любят меня любой, почему этого не могу делать я?
Как я знаю, сейчас вас тренирует ваш отец – Сергей Молчанов. Тяжело ли работать с родителями?
Я безумно рада, что мой папа стал моим тренером! На первые свои соревнования я поехала со своим первым тренером, и оказалось очень сложно совмещать его тренировки с детскими группами и мой паралимпийской спорт. К тому же, поначалу у меня было очень тяжелое состояние, я не могла даже в коляске сидеть самостоятельно. И в тот момент мне требовался не столько тренер, сколько… нянька. В общем, спасибо моему папе, который отучился на второе высшее тренерское образование. Мне требовался индивидуальный подход – и он стал как раз незаменимым человеком. У нас с ним великолепный тандем, и пока мы нашу карьеру заканчивать не планируем.
Как вы вообще считаете, насколько важна роль тренера в карьере спортсмена?
Я считаю, что труд тренера и спортсмена абсолютно равнозначны, поскольку без тренера спортсмен не достиг бы таких результатов. Я вообще думаю, что когда в важных соревнованиях спортсмена чествуют за его победу, тренера должны точно так же награждать и поощрять. Тренер дает спортсмену свой опыт и профессионализм ровно на том же уровне, что и спортсмен посвящает себя спорту. Здесь 50 на 50, и никак иначе.
Отличается ли тренировочный график паралимпийцев от графика обычных спортсменов, или все работают в равной степени?
По сезонности ничем не отличается, как и по режиму. Возможно, есть разница к подходу к тренировкам, потому что у всех свои индивидуальные особенности, тем более, у паралимпийцев – у всех ведь разная специфика заболеваний, травм и ампутаций. Работа отличается, но в плане нагрузки, интенсивности по отношению к организму она сохраняется на одинаковом уровне. На сборах у нас одинаковый график: каждый день две тренировки на воде и одна в зале.
Отличается ли система отбора паралимпийцев к соревнованиям от системы отбора других спортсменов?
Вообще, у нашей паралимпийской сборной, именно у плавания с ПОДА (прим.: плавание с повреждениями опорно-двигательного аппарата), существуют десять различных спортивных классов. Перед своими первыми соревнованиями каждый спортсмен обязан пройти классификацию, где на суше и на воде проверяют его гибкость, реакцию, мышечную силу, выставляют определенные баллы на каждые группу мышц. После ему присваивается соответствующий класс, внутри которого он будет тренироваться и соревноваться. Для мировых стартов тебя осматривают уже международные классификаторы. Кроме того, после допингового скандала в 2016 году, для мировых стартов у спортсмена должно быть две допинг-пробы за последние полгода, у меня из-за этого были проблемы тоже. Наша РУСАДА самостоятельно решает, каких спортсменов проверять, это абсолютный рандом. Кому-то посчастливилось сдать две, а у кого-то взяли одну, и он уже не имеет права участвовать в соревнованиях. Еще для международных соревнований отличие от здоровой сборной в том, что мы, как я уже говорила, тренируемся в своих классах, но рейтинг составляется независимо от них, относительно результатов мирового рейтинга. И даже если в паралимпийском плавании конкуренция немного ниже, чем в здоровом, то для выступлений за рубежом общий рейтинг должен быть очень высоким.
Сегодня российским спортсменам вообще тяжело участвовать в международных соревнованиях. Вам не хватает мировых стартов?
Да, конечно, не хватает. Хочется соревноваться на равных условиях с зарубежными спортсменами, хочется плавать на соседних дорожках, а не каждый у себя. Как бы государство нас не поддерживало, мотивация и задор несколько угасают из-за недопуска российских спортсменов к мировой арене.
Кстати, в каких соревнованиях вы планируете принимать участие в ближайшее время?
У нас сейчас только начало сезона, ближайшие соревнования будут в ноябре – это Кубок России. А весной у нас будет два Чемпионата страны – на короткой и длинной воде.
Расскажите, какую поддержку паралимпийцам оказывает государство.
Государство сильно помогает российским спортсменам в данное время. Внутри страны организовываются соревнования на очень высоком уровне – в том году Летние Игры Паралимпийцев «Мы вместе. Спорт» в Сочи были сделаны со всем соответствием международным стандартам. Это было именно то, чего в нынешней ситуации так не хватает. Конечно, важна и финансовая поддержка. Во время всех учебно-тренировочных сборов нам обеспечивается полная экипировка, раз в полгода проводится углубленное медицинское обследование.
Как, на ваш взгляд, можно развивать плавание в нашей стране? Что бы вы поменяли в системе, если бы могли?
Мне кажется, нужно как можно больше популяризировать плавание в первую очередь для детей, так как в спорт все приходят в основном в детском возрасте. Также, конечно, нужно больше финансирования, нужно открывать новые доступные спортивные школы. Очень многие ребята у нас в стране плавают в необорудованных бассейнах: у меня в городе нет никакого пандуса и подъемного механизма, сам бассейн и раздевалки находятся на втором этаже. Я туда могу добираться только благодаря папе, который меня сам туда поднимает. Из-за отсутствия доступной среды очень мало людей с инвалидностью попадает в спорт. Если в целом говорить не только про паралимпийское плавание, то нужно стараться больше привлекать молодежь, потому что ребята тренируются в основном до 10-11 класса, а после поступления в университет спорт отходит на второй план. Нужно на уровне вузов создавать условия, которые помогут совмещать учебу и тренировки, пытаться максимально поддерживать именно студенчество.
Какое вообще у россиян отношение к людям с особенностями здоровья?
На самом деле, хорошее. Сейчас паралимпийские виды спорта активно продвигают в массы, и граница между «разными мирами» потихоньку стирается, в больших городах хорошо развита «доступная среда». Да и в целом нормально относятся (смеется). Люди, которые ни разу не сталкивались с инвалидами, особенно на колясках, конечно чувствуют себя неловко. Я сама часто ловлю на себе взгляды на улице, дети обращают внимание на мою коляску, но это всё – просто любопытство. Это нормально.
Вопрос про личное время (в большом спорте, конечно, его не особенно много). У вас есть какие-то хобби?
У меня много разных хобби. Той осенью это было вязание крючком — мне это настолько понравилось, что весной на сборы я брала пряжу и крючки и между тренировками вязала. Еще в свободное время на весенних сборах я рисовала картину по номерам, до этого изучала испанский язык, в этом году получила диплом аналитика данных в онлайн-институте. Кроме того, я очень люблю путешествовать, когда заканчивается сезон, я стараюсь поехать изучать новые места. Также недавно я переехала в новую квартиру, и сейчас мое хобби – обставлять ее. Вдобавок я хочу отучиться на права на специализированном автомобиле с ручным управлением. У нас в регионе, к сожалению, такого обучения нет, поэтому через два дня я уезжаю в Челябинск, где и буду учиться. Это давняя моя мечта, и сейчас самое время ее воплотить.
Юлия, как бы вы мотивировали молодежь идти в плавание и в большой спорт вообще?
Если говорить конкретно про плавание, то это как минимум полезно для здоровья: идет прокачка всех групп мышц без нагрузки на суставы, укрепляется иммунитет. Также плавание дисциплинирует, вырабатывает полезные привычки, прививает ответственность. Если для детей, то спорт – это в целом круто: твоя группа – твои друзья, тренеров ты воспринимаешь как родителей, тут же возможность посмотреть другие города. Это новые эмоции: прогресс на тренировках, соревнования, победы. Это командная работа, когда вы стараетесь не подвести друг друга, болеете, работаете на общий результат. Спорт учит добиваться своих целей, не опускать руки, уметь терпеть, уметь прислушиваться к старшим, успевать совмещать учебу с тренировками. Спорт учит ответственности и самостоятельности.
Текст: Дарья Ревкова