ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
08:08
КУЛЬТУРА
статья
20 февраля
19 февраля
19:27
КУЛЬТУРА
репортаж
18 февраля
17 февраля
17:00
ОБЩЕСТВО
статья
16 февраля
15 февраля
14 февраля
17:59
ОБЩЕСТВО
статья
13 февраля
14:33
ОБЩЕСТВО
статья
11:30
ОБЩЕСТВО
статья
12 февраля
14:00
КУЛЬТУРА
статья
11 февраля
16:47
КУЛЬТУРА
репортаж
16:28
КУЛЬТУРА
статья
16:28
КУЛЬТУРА
статья
31 января
28 января
27 января
24 января
23 января
13:26
ОБЩЕСТВО
20 января
16 января
12:00
ОБРАЗОВАНИЕ
статья
15 января
10 января
17:00
ОБРАЗОВАНИЕ
статья
08 января
07 января
05 января
04 января
12:00
КУЛЬТУРА
статья
26 декабря
23 декабря
15 декабря
13 декабря
12 декабря
21:00
ОБРАЗОВАНИЕ
статья
09 декабря
08 декабря
04 декабря
29 ноября
26 ноября
24 ноября
21 ноября
17 ноября
14 ноября
13 ноября
12 ноября
10 ноября
03 ноября
01 ноября
30 октября
27 октября
20 октября
06 октября
29 сентября
28 сентября
26 сентября
22 сентября
19 сентября
18 сентября
15 сентября

О пластиковой Сансаре, Мусорном материке, ракетном топливе и не только…

20 февраля, 08:36

Несмотря на то, что эко-повестка стала одной из популярных тем, она остается такой же ненадоедающе востребованной.

Зеленый цвет разбавляет будни графитовых оттенков. И речь пойдет не только о повседневных мелочах, а также о глобальных переменах, которые способны кардинально изменить картину мира.

 

Пластиковая Сансара

 

В буддизме выход из цикла перерождений считается одним из наивысших благ. Но в мире пластика колесо Сансары - один из лучших способов не задохнуться среди горы пластмасс и неорганических полимеров.

В 2016 году компания Rothy`s анонсировала коллекцию обуви из переработанного пластика. Во многих зарубежных компаниях также произошел взрыв в производстве синтетических тканей из использованного пластика. Вторичный полиэстер, нейлон и сияющая органза.  Не стоит забывать и о широком производстве кроссовок и футболок, состоящих на 95% из переработанных бутылок. Казалось бы, индустрия моды - один из двигателей загрязнения как за счет производства из природного сырья, также из-за одежды, быстро наскучивающей отправляющейся в утиль.

Вторичное же использование поможет создать не только “одежду из переработанной одежды” -  но и позволит сократить массу отходов иных отраслей.

 

Пластиком дорожка

 

К вопросу переработки пластика оригинально подошли Индия, Израиль и Нидерланды, где в практику вошла технология создания асфальта из переработанного пластика.

Начало этому положила переработка изношенных шин. Резиновая крошка позволяет повысить износостойкость асфальтного покрытия и снизить шумовое загрязнения. На километр асфальта в среднем приходится около двух тысяч переработанных покрышек. Однако есть и минусы - технология не решила проблему переработки шипованной резины, так как шипы снижают амортизацию и, как следствие создают больший шум и способствуют быстрому изнашиванию дорожного покрытия.

Но не только шины легли в основу “вторичного” асфальта. Индия стала первой страной, использующей измельченный пластик для прокладывания дорог. Расплавленный пластик смешанный с битумом служит 2-3 раза дольше, а его производство на 70% дешевле обычного асфальта.

 

Бумажная альтернатива

 

Было бы просто, если бы все проблемы сводились к неорганическим полимерам. Одна из самых ранних проблем окружающей среды - исчезновение лесов. По статистике ежегодно вырубается двести тысяч квадратных километров леса. Это почти площадь Германии.

Из-за вырубки лесов ежегодно исчезают пятьдесят тысяч видов животных и растений. Так что в списке экологических проблем целлюлозно-бумажная промышленность не меньше чем пластик подливает масла в огонь. К тому же, галлонами.

Кроме вторичной переработки бумаги появились не менее интригующие проекты. Одиннадцатиклассник из Украины по имени Валентин Фречка изобрел способ производства бумаги из опавших листьев. Технология позволяет из полутора тонн листвы произвести тонну целлюлозы, что равняется двадцати тысячам листов формата А4.

Спасти леса от вырубки могут не только новые идеи. Все новое – хорошо забытое старое. Поэтому самое время вспомнить про конопляную бумагу. Ее создали китайцы во втором столетии до нашей эры. Такое производство было ведущим, пока в начале двадцатого столетия не открыли, что древесная масса обходится дешевле.

Во-первых, преимущество бумаги из конопли заключается в способности пройти через восемь циклов переработки. Бумага же из древесной целлюлозы пройдет лишь три процесса переработки, после чего ее качество значительно ухудшается. Во-вторых, при отбеливании древесной бумаги используются токсичные хлориды - для отбеливания конопляной достаточно перекиси водорода. В-третьих, на восстановление леса уходит более двадцати лет -  а куст конопли через четыре месяца вытягивается на метр высотой. В-четвертых, из 4 тыс. км2 конопли можно произвести столько же бумаги, сколько из 30 тыс. км2 леса.

 

Решение: ракетное топливо

 

По большей части водородное топливо известно как прикормка для ракетных носителей. Но расширение использования LH2 сулит масштабные изменения в сфере повседневного транспорта.

Электромобили, ставшие символом экологичности, проигрывают водородному топливу за счет проблемной переработки использованных аккумуляторов - в то время как продуктом использованного жидкого водорода являются лишь тепло и вода.

Однако плюсы водорода обращаются минусами. Главный из них - крайняя пожароопасность. Чистый водород не опаснее бензина, но при контакте с кислородом образует “гремучий газ”. Решением данной проблемы может стать лишь тщательная разработка техники безопасности и создание особых технологий для хранения и массового потребления.

Одним из способов снижения пожароопасности водорода является смешение LH2 с инертными газами, такими как углекислый. При таком сочетании водород становится в разы безопаснее для широкого проявления.

С учетом разработки новых способов сделать водород безопаснее этот химический элемент может стать топливом будущего с практически нулевым вредом атмосфере.

 

Мусорный материк

 

Большое тихоокеанское мусорное пятно сравнимо с двумя Франциями. В теории, можно назвать его Атлантидой и пойти праздновать открытие вместе с псевдонаучным сообществом. Если бы пятно не увеличивалось с каждым годом. Его токсины отравляют окружающую среду, а мусор вредит животным, которые ошибочно принимают его за пищу или попадают в ловушку из лески и пластиковых упаковок. К слову о Франции - весит тихоокеанское пятно как восемь Эйфелевых башен. Так что на переработку уйдут столетия.

К счастью, проблема привлекла внимание 18-летнего изобретателя из Нидерландов. Боян Слат спроектировал U-образную ловушку, имитирующую береговую линию. Усилиями шестидесяти таких махин Большое тихоокеанское пятно исчезнет всего лишь за двадцать лет.

Спустя 7 лет с запуска проекта прошел ряд модернизаций с целью снизить риск попадания океанических обитателей в сети Ocean Cleanup. Чтобы мусор перестал прибывать, Боян Слат создал “катамаран”, способный ловить мусор в русле крупных рек в юго-восточной Азии. На данный момент изобретение молодого исследователя собрало более 28 тонн мусора в Тихом океане.

В случае успеха технологию также можно будет применить для ликвидации Северо-Атлантического мусорного пятна и Индоокеанского. Однако перед этим пройдет еще несколько лет, пока проект будет развиваться и совершенствоваться…

 

Обратная сторона “зеленых” технологий

 

Идеалистическая мечта спасти природу порой, к сожалению, сталкивается с проблемами на практике. Внедрению может препятствовать законодательство, неприятие инноваций в обществе, а также необходимость технологических изменений, которые влекут немалые затраты. Но сейчас речь зайдет о “зеленых” технологиях, которые являются лишь имиджевым камуфляжем для пиар-кампании предприятий.

Одним из примеров становится просьба гостиниц повторно использовать полотенца, чтобы “не загрязнять окружающую среду моющим средством”. Однако по большей части делается это не от большого беспокойства за экологическую обстановку - а с целью сохранить расходы на стирку.

Возможно, подобная практика худо-бедно является попыткой “убить двух котов одним тапком” в отличие от следующих. Зеленым камуфляжем чистой воды стал ребрендинг, включающий дизайн упаковки, говорящей об “экологичности” товара. Но зачастую за зеленым листиком на упаковке того же моющего средства не стоит ничего кроме яркой наклейки, поднимающей имидж компании в глазах потребителя.

Самым “черным” примером “зеленого камуфляжа” являются технологии, на деле несущие вред окружающей среде.  В 2022 году Apple запустили производство эко-зарядки, работающей от “чистой” энергии, получаемой от солнца и ветрогенераторов. Однако же “экономный” процесс зарядки и биоразлагаемый корпус не представляет собой ничего кроме череды спекуляций.

Начиная с 2020 год клиенту необходимо докупать зарядное устройство к смартфону (которое, к слову, из “экологических” соображений перестали класть в коробку вместе с устройством). Также реклама эко-зарядки привела к массовому отказу пользователей от прежних зарядных устройств - и, следовательно, к их отправлению в утиль.

Ожидаемо, что существует множество технологий, которые призваны бороться с загрязнением окружающей среды. Но недостаточно просто знать об использовании водорода или альтернативе древесной бумаги. Без массового создания и внедрения в повседневную жизнь эти технологии - лишь фантазии о будущем. Работа с препятствующими факторами важна так же, как и сущность изменений. Ведь лишь с учетом обратной стороны можно изменить завтрашний день.

 

Текст: Дарья Корытько