ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
17 июня
16 июня
14 июня
13 июня
12 июня
10 июня
07 июня
05 июня
01 июня
31 мая
30 мая
28 мая
25 мая
24 мая
23 мая
20 мая
19 мая
18 мая
17 мая
15 мая
14 мая
13 мая
12 мая
10 мая
09 мая
05 мая
02 мая
01 мая
30 апреля
28 апреля
26 апреля
14:00
ОБРАЗОВАНИЕ
25 апреля
24 апреля
23 апреля
21 апреля
19 апреля
17 апреля
16 апреля
15 апреля
14 апреля
12 апреля
10 апреля
09 апреля
08 апреля
07 апреля
03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
15:00
КУЛЬТУРА
интервью
29 марта
28 марта
27 марта
23 марта
22 марта
21 марта
20 марта
18 марта
15 марта
12 марта
11 марта
10 марта
09 марта
08 марта
07 марта

Санкт-Петербург: Как работает культура отмены?

05 июня, 14:00

Мы выясним, как культура отмены перекочевала в Россию, как она видоизменилась, как сильно она влияет на репутацию «отмененных» людей, и многое другое. Но перед этим, нельзя не вспомнить о последнем громком в российском медиапространстве случае отмены. Поговорим о кейсе с Филиппом Бедросовичем Киркоровым после вечеринки Анастасии Ивлеевой в московском клубе Mutabor. 

Вечеринка Насти Ивлеевой с дресс-кодом almost naked прошла в ночь с 20 на 21 декабря 2023 года в московском клубе «Мутабор» и вызвала общественный резонанс после утечки фотографий с мероприятия в интернет. Люди были возмущены тем, что во время тяжелой для страны ситуации, знаменитости устраивают «пир во время чумы». Для многих из знаменитостей присутствие на вечеринке обернулось репутационными потерями, показательным случаем стала «отмена» Филиппа Киркорова. Петиция с требованием лишить Филиппа Киркорова звания народного артиста России набрала десятки тысяч подписей. Однако Министерство культуры РФ отказало в реализации петиции. Киркоров объяснил свое присутствие на скандальном мероприятии тем, что «зашёл не в ту дверь», что быстро стало мемом и разлетелось по интернету. В результате публичного осуждения сцены с артистом были вырезаны из новогодних телепрограмм на телевидении, а сам Филипп долгое время не появлялся на всяческих шоу.

Для обсуждения культуры отмены в России мы задали вопросы эксперту –  Маргарите Снегур – преподавателю кафедры социально-гуманитарных дисциплин, социологу и исследователю.

Как бы вы определили понятие «культура отмены»?

Культура отмены – комплексное, неоднозначное, в некотором смысле противоречивое понятие. С точки зрения социологии его можно определить как некий инструмент социального контроля. Суть культуры отмены – социальная практика осуждения публичного человека за какие-то поступки или высказывания, которые не соответствуют принятой в обществе ценностной этической модели. Иными словами, общество призывает к социальной ответственности, дает понять человеку, что он неправ, так делать не надо. Призывы создаются в назидание остальным, оказывают коллективное открытое социальное действие разного формата. От отписок и негативных комментариев в социальных сетях до расторжения рабочих контрактов. В свою очередь это может развивать и внутренний самоконтроль и самоцензуру, да и в целом восприниматься как легитимный способ психологического насилия.

Какие факторы способствовали появлению культуры отмены в России? 

Культура отмены – не продукт сегодняшнего дня по своей сути. Практики публичного осуждения, клеймение и исключение из сообществ значимых персон знакомы в исторической перспективе. Однако в контексте самого термина часто делается фокус именно на медиа ресурсе, который в современном мире имеет огромное влияние. Помимо традиционных СМИ, активно развиваются социальные сети и мессенджеры. Все больше и больше приватного становится публичным, а ведение личной странички – практикой повседневности. На мой взгляд, здесь играет роль совокупность факторов: Во-первых, активный процесс глобализации, который разнообразил идеи, нормы, смыслы и ценности. Во-вторых, развитие социальных сетей и смешение приватного и публичного: раньше «звезды» были недоступными кумирами, информацию о которых собирали по крупицам из газет и обрывков телеинтервью. Сегодня «звезды» у тебя в друзьях/подписках, рассказывают как проснулись, показывают, что ели на завтрак и так далее. И если раньше человек может и был не согласен с какими-то взглядами какой-то публичной личности, но чувствовал значительную дистанцию, то сегодня эта граница сокращается. Это может обусловливать и рост желания поделиться своим мнением о согласии или несогласии с ним. Таким образом, развитие новых медиа, разнообразие культурных норм, включенность в интернет пространство, размывание границ публичного и приватного можно обозначить как основу, делающую реализацию культуры отмены возможной.

Можно ли говорить о различиях в восприятии и практике культуры отмены на западе и в России?  

И да, и нет. Механика процесса по сути одинакова. Восприятие одинаково, практики тоже. Различно скорее количество: количество людей в разных группах мнений о культуре отмены, различно количество способов ее реализации. Можно сказать, что российское общество в большей степени неоднозначно оценивает данное явление. Мы можем наблюдать значительное количество отечественных академических работ, осмысляющих культуру отмены не только как практики социального регулирования, но и как противоречие между теоретической декларацией плюрализма и практикой морального абсолютизма. То есть своего рода навязывание конкретных моральных норм и применение санкций за их неисполнение при объявлении необходимости разнообразия мнений. Та же неоднозначность встречается и в общественных дискуссиях: есть группы, рассматривающие культуру отмены как эффективный механизм социального контроля. Есть те, кто видит в нем только инструмент насилия, институт разрушения репутации и стигматизации. Можно предположить, что в России распределения групп мнений по количеству их приверженцев будут отличаться от ситуации на Западе, но это лишь предположение, для более точного ответа нужны свежие исследовательские данные.

Эффективна ли культура отмены в России, где институт репутации имеет свою специфику?

Сложно сказать. Она может быть эффективной, когда поддерживается институционально, т.е. когда она не просто является результатом гражданской солидарности, некой инициативой, идущей только снизу вверх от индивидов, а когда имеет подкрепление в традиционных СМИ, со стороны государственных органов и т.п. Иными словами, когда к данному стихийному процессу присоединяется институциональное регулирование, реализация культуры отмены как механизм социального контроля и формирования социальной ответственности может иметь определенный результат. 

Какой случай «отмены» в медиа-сфере запомнился Вам больше всего?

В медиа сфере в целом – кейс с Джонни Деппом. Я особенно внимательно следила за ходом судебного процесса его с Эмбер Херд, т.к. это был уникальный на тот момент прецедент правовой «реабилитации» человека, попавшего под воздействие культуры отмены с реальными экономическими последствиями. 


Текст: Алан Казиев
Фото: фотосток freepik