ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
19 апреля
17 апреля
16 апреля
15 апреля
14 апреля
12 апреля
10 апреля
09 апреля
08 апреля
07 апреля
03 апреля
02 апреля
01 апреля
31 марта
30 марта
15:00
КУЛЬТУРА
интервью
29 марта
28 марта
27 марта
23 марта
22 марта
21 марта
20 марта
18 марта
15 марта
12 марта
11 марта
10 марта
09 марта
08 марта
07 марта
06 марта
05 марта
04 марта
03 марта
02 марта
01 марта
29 февраля
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
11 февраля
09 февраля
07 февраля
06 февраля
02 февраля
30 января
27 января
25 января
24 января
20 января
18 января
17 января
10 января

Санкт-Петербург: Аутизм и творчество рядом

10 марта, 13:00

Творчество положительно влияет на человека с аутизмом. Благодаря этому процессу он становится более открытым для контакта с людьми, так как занятия различными видами искусства направлены на концентрацию внимания,  снижение напряжения и тревожности.  В Центре Инклюзии и Социальных Проектов «1 Июня» есть несколько проектов досуговой инклюзии: театр, йога, фотомастерская и анимационная студия. На этих площадках люди с аутизмом могут реализовывать себя и взаимодействовать с нормотипичными сверстниками.

 

Инклюзивный театральный проект «ЗДРАСТЕ» 

Проект создан в феврале 2019 года под руководством Елены Охонской - консультантом по прикладному анализу поведения Центра Инклюзии и Социальных Проектов «1 Июня». Это первый театр в Санкт-Петербурге, предназначенный именно для детей и подростков с РАС - расстройством аутистического спектра, которое зашифровано даже в самом названии. С осени 2022  года «ЗДРАСТЕ» начали проводить групповые инклюзивные театральные занятия с театр-студией «Горошины». Они, в свою очередь, выступают не только в роли актёров, но и становятся старшими партнёрами для детей с аутизмом, наставниками и друзьями,поддержка которых так бесценна. Цель этих занятий – научиться особенным деткам чувствовать себя и других людей, синхронизироваться с группой, понимать задачу очередности, принимать социальные правила (как можно – как нельзя, как опасно – как безопасно). Инклюзивный театр мотивирует ребят музыкой и движениями, создает атмосферу, чтобы им хотелось оставаться в этой группе, выполнять задания всем вместе и получать удовольствие от того, что ты находишься на своем месте, что ты являешься частью этого общества.

Инклюзия – часть терапевтического процесса, терапия «человеческим партнерством», которая способна включить особенного ребенка в общественную жизнь и очистить сознание. Это огромный социальный опыт как и для ребят с РАС, так и для нейротипичных сверстников.

«Театрализованная постановка», Валерия Злобина 

 

Особая йога для детей с особенностями и их родителей

Этим проектом руководит Алла Дубинская – сертифицированный специалист - инструктор по аэройоге (йоге в гамаках), преподаватель йоги для особых детей, канис -терапевт. Работает с детьми с особенностями развития в области аэройоги с 2014г., практикует йогу с 2003 г.

Группа по аэройоге для мам особых детей как полностью благотворительный проект существует уже 4 года и  появилась по инициативе Татьяны Шевченко – руководителя студии «Вбалансе». Сейчас занятия проходят в студии «Центр Аэройоги» на станции метро «Удельная». Это место, где родители могут позаботиться о себе, обрести силы и найти поддержку. Занятия проводятся как отдельно для взрослых, так и для детей с особенностями. Также есть групповая йога, где родители занимаются вместе с детьми, например, на летних выездах.

Вообще йога подходит абсолютно всем людям, и люди с аутизмом не являются исключением. Она помогает успокоиться, снять нагрузку, почувствовать тело и связь с ним. Помимо этого, она учит регулировать эмоции, концентрировать внимание, что дает ощущение внутреннего спокойствия и ясности. Йога оказывает огромное влияние на здоровье: укрепляет нервную систему, формирует правильную осанку и уменьшает риски развития некоторых болезней (нормализует давление, работу иммунной системы, регулирует кровообращение  и многое другое).

Алла Дубинская говорит о том, что для нее «важно преподавать йогу как образ жизни, как определенное состояние, которое распространяется далеко за пределы времени, проведённого на коврике». Благодаря йоге вырабатываются необходимые навыки и качества для повседневной жизни. Это подтверждают истории учеников Аллы: «Вася приезжал на занятия на метро. Сначала он с мамой с трудом проезжали 4 остановки: все в вагоне беспокоило, раздражало, и родитель с трудом сдерживал порывы сына выйти раньше времени. Обратно же ехал взрослый и спокойный человек. Он был способен проехать в час пик так, что никто не мог заподозрить в нем особенного человека. Именно на занятиях йогой мама увидела по лицу Васи, что он анализирует ощущения своего тела, сосредотачивается на них и осознанно контролирует. Этот опыт власти над своим телом он начинал применять в обычной жизни. За годы занятий он улучшил способность вовремя останавливаться перед препятствиями, контролировать дорогу, планировать свои действия.

Другой ученик после полугода регулярных занятий йогой научился кататься на роликах и велосипеде. Были и совсем юные ученики дошкольного возраста, с которыми занимались весь учебный год перед школой. Им удалось научиться контролировать свои эмоции, повзрослеть, пойти учиться в обычную школу и начать заниматься единоборствами». Все эти примеры вдохновляют и показывают на практике эффективность занятий йогой.

Фото из архива центра

 

Инклюзивная фотомастерская «АУТ-ФО»

Это инклюзивная фотомастерская, где ребята с расстройствами аутистического спектра и их нормотипичные сверстники уже третий год вместе занимаются фотографией. История эта эксклюзивная. Аналогов нет. Руководитель мастерской и автор курса – фотограф Алексей Сивков.

Группы формируются так, чтобы интересы всех участников процесса были соблюдены. «Люди с особенностями» получают социальный опыт через взаимодействие со сверстниками во время занятий фотографией. Для ребят с РАС это возможность быть в коллективе, учиться взаимодействовать друг с другом, общаться, быть понятыми и услышанными. Даже если не разговариваешь, то выражаешь эмоции глазами, улыбкой, жестом... Для их нормотипичных сверстников – это история о толерантности, добросердечности, принятии «особости», ну и, конечно, об опыте фоторемесла и практических знаний.

Алексей Сивков рассказывает, что они стараются делать теорию понятной, интересной и доступной, ребята прикасаются к искусству живописи, музыки, мультипликации и фотографии. Они пытаются понимать и передавать увиденное настроение, создавать его в практической части. Занятия – это не про «нажимать на кнопку». Это про учиться чувствовать и слышать, замечать и понимать. Осознанно.

Ребята из Инклюзивной фотомастерской «АУТ-ФО» экспонировались на разных по стилистике и атмосфере выставочных площадках Санкт-Петербурга. Это Новая сцена Александринского театра, Нормальное место, Маяковка в МЕГЕ Парнас и Фотоконкурс «ВЗГЛЯДЫ». По приглашению коллег из ГАООРДИ мальчишки и их мамы побывали на трехдневном фестивале в Луге, зимой ездили на Рождественский сочельник в Ушково, в июле в рамках арт-экспедиции «РУССКИЙ СЕВЕР» семьи ребят с РАС исследовали Архангельскую область.  Фотографии слушателей мастерской публикуются в федеральных СМИ: МИЛОСЕРДИЕ.RU и православный журнал «ФОМА». 


«Летом освоили новый для себя формат занятий - фотопрогулки. Мы запускали воздушного змея и учились не бояться дождя, разжигали костры и преодолевали тысячи километров в поезде. Также отправлялись в настоящую арт-экспедицию на Русский Север. Для “особых” подростков и их мам – это было не просто приключением, но и важным испытанием. Ведь, когда ты находишься среди незнакомых тебе людей, фактор тревожности повышается.  Мы были в Малых Корелах и на Кегострове,  переправлялись через Пинегу на лодке и через Северную Двину на корабле. Жили в далеком Артемиево-Веркольском монастыре в Архангельской области и купались в Белом море на Яграх... И много еще всего. Что не умещается в словах. Это про тепло, доверие, знания, преодоление и опыт» - рассказывает Алексей.

«АУТ-ФО» – это не только про фотографию. Это еще много про жизнь. Ребята учатся взаимодействовать, работать в команде, дружить, лучше  понимать себя  и быть понятым.

Фото из архива «АУТ-ФО»

 

Анимационная мастерская «АУТ-ФО»

С осени 2022 года начала работу анимационная мастерская под руководством молодого педагога Роберта Там. Это место, где ребята с расстройствами аутистического спектра и их родители могут создавать свои собственные настоящие мультики! У многих людей есть потребность реализовывать себя в творческом плане, и особенные детки – не исключение. Именно анимация совмещает в себе абсолютно все остальные виды творчества: рисование, музыку, театр (озвучивание персонажей, построение мизансцены кадра), кино, фотографию, скульптуру (пластилиновая, объемная анимация), и даже литературу. Каждое занятие проходит в форме «презентация-викторина-практика». Сначала участники изучают теоретическую часть,  обсуждают с преподавателем концепцию проекта и после переходят к практике, отрабатывая пройденный материал. Вот что рассказывает сам педагог: «На практической части, которая раньше занимала час оставшегося времени от занятия, мы развиваем всё: моторику, когда подготавливаем персонажей к анимации, ведь их нужно нарисовать, вырезать; воображение, так как даже учебный мультфильм - это всегда наличие драматургии. Помимо этого, нужно продумать действие, движение персонажа. Но в большей степени развивается усидчивость, потому что чтобы сделать 5 секунд анимации, нужно в среднем 70–80 снимков. Каждый кадр нужно подготовить: передвинуть персонажа, заменить его ракурс, сменить фон или план - все это требует огромных усилий. Ребята хотя и устают, но все же стараются работать. Иногда приходится мотивировать сделать последний рывок, зато потом все наслаждаются результатом». Ключевой момент – каждый может выбрать то, что ему ближе и развить свою лучшую сторону. Например, есть мальчик Саша, он склонен к озвучиванию, потому что профессионально занимается вокалом и обладает очень глубоким голосом. Ещё есть Вова, который почти всё время просится что-то озвучить, в том числе разные звуковые эффекты, атмосферные шумы и т.д. и делает это очень хорошо. А есть Миша, который любит вырезать и рисовать, поэтому ему часто поручают делать фоны. 

Работа непростая, но конечный результат может впечатлить любого!

«Творческий процесс»,  Анна Захарова

Творческие проекты для людей с аутизмом важны тем, что они пытаются донести до общества ценность каждой личности, разрушить страхи и предрассудки в отношении людей с РАС. Занятия подходят широкому спектру людей с поведенческими и речевыми трудностями.

 

 

Текст: Валерия Злобина, Ангелина Склярова

Фото: Анна Захарова, Валерия Злобина, группа ВК Фотомастерской «АУТ-ФО» и сайт Центра Инклюзии и Социальных Проектов «1 Июня».