Санкт-Петербург: Аутизм и творчество рядом
Творчество положительно влияет на человека с аутизмом. Благодаря этому процессу он становится более открытым для контакта с людьми, так как занятия различными видами искусства направлены на концентрацию внимания, снижение напряжения и тревожности. В Центре Инклюзии и Социальных Проектов «1 Июня» есть несколько проектов досуговой инклюзии: театр, йога, фотомастерская и анимационная студия. На этих площадках люди с аутизмом могут реализовывать себя и взаимодействовать с нормотипичными сверстниками.
Инклюзивный театральный проект «ЗДРАСТЕ»
Проект создан в феврале 2019 года под руководством Елены Охонской - консультантом по прикладному анализу поведения Центра Инклюзии и Социальных Проектов «1 Июня». Это первый театр в Санкт-Петербурге, предназначенный именно для детей и подростков с РАС - расстройством аутистического спектра, которое зашифровано даже в самом названии. С осени 2022 года «ЗДРАСТЕ» начали проводить групповые инклюзивные театральные занятия с театр-студией «Горошины». Они, в свою очередь, выступают не только в роли актёров, но и становятся старшими партнёрами для детей с аутизмом, наставниками и друзьями,поддержка которых так бесценна. Цель этих занятий – научиться особенным деткам чувствовать себя и других людей, синхронизироваться с группой, понимать задачу очередности, принимать социальные правила (как можно – как нельзя, как опасно – как безопасно). Инклюзивный театр мотивирует ребят музыкой и движениями, создает атмосферу, чтобы им хотелось оставаться в этой группе, выполнять задания всем вместе и получать удовольствие от того, что ты находишься на своем месте, что ты являешься частью этого общества.
Инклюзия – часть терапевтического процесса, терапия «человеческим партнерством», которая способна включить особенного ребенка в общественную жизнь и очистить сознание. Это огромный социальный опыт как и для ребят с РАС, так и для нейротипичных сверстников.
«Театрализованная постановка», Валерия Злобина
Особая йога для детей с особенностями и их родителей
Этим проектом руководит Алла Дубинская – сертифицированный специалист - инструктор по аэройоге (йоге в гамаках), преподаватель йоги для особых детей, канис -терапевт. Работает с детьми с особенностями развития в области аэройоги с 2014г., практикует йогу с 2003 г.
Группа по аэройоге для мам особых детей как полностью благотворительный проект существует уже 4 года и появилась по инициативе Татьяны Шевченко – руководителя студии «Вбалансе». Сейчас занятия проходят в студии «Центр Аэройоги» на станции метро «Удельная». Это место, где родители могут позаботиться о себе, обрести силы и найти поддержку. Занятия проводятся как отдельно для взрослых, так и для детей с особенностями. Также есть групповая йога, где родители занимаются вместе с детьми, например, на летних выездах.
Вообще йога подходит абсолютно всем людям, и люди с аутизмом не являются исключением. Она помогает успокоиться, снять нагрузку, почувствовать тело и связь с ним. Помимо этого, она учит регулировать эмоции, концентрировать внимание, что дает ощущение внутреннего спокойствия и ясности. Йога оказывает огромное влияние на здоровье: укрепляет нервную систему, формирует правильную осанку и уменьшает риски развития некоторых болезней (нормализует давление, работу иммунной системы, регулирует кровообращение и многое другое).
Алла Дубинская говорит о том, что для нее «важно преподавать йогу как образ жизни, как определенное состояние, которое распространяется далеко за пределы времени, проведённого на коврике». Благодаря йоге вырабатываются необходимые навыки и качества для повседневной жизни. Это подтверждают истории учеников Аллы: «Вася приезжал на занятия на метро. Сначала он с мамой с трудом проезжали 4 остановки: все в вагоне беспокоило, раздражало, и родитель с трудом сдерживал порывы сына выйти раньше времени. Обратно же ехал взрослый и спокойный человек. Он был способен проехать в час пик так, что никто не мог заподозрить в нем особенного человека. Именно на занятиях йогой мама увидела по лицу Васи, что он анализирует ощущения своего тела, сосредотачивается на них и осознанно контролирует. Этот опыт власти над своим телом он начинал применять в обычной жизни. За годы занятий он улучшил способность вовремя останавливаться перед препятствиями, контролировать дорогу, планировать свои действия.
Другой ученик после полугода регулярных занятий йогой научился кататься на роликах и велосипеде. Были и совсем юные ученики дошкольного возраста, с которыми занимались весь учебный год перед школой. Им удалось научиться контролировать свои эмоции, повзрослеть, пойти учиться в обычную школу и начать заниматься единоборствами». Все эти примеры вдохновляют и показывают на практике эффективность занятий йогой.
Фото из архива центра
Инклюзивная фотомастерская «АУТ-ФО»
Это инклюзивная фотомастерская, где ребята с расстройствами аутистического спектра и их нормотипичные сверстники уже третий год вместе занимаются фотографией. История эта эксклюзивная. Аналогов нет. Руководитель мастерской и автор курса – фотограф Алексей Сивков.
Группы формируются так, чтобы интересы всех участников процесса были соблюдены. «Люди с особенностями» получают социальный опыт через взаимодействие со сверстниками во время занятий фотографией. Для ребят с РАС это возможность быть в коллективе, учиться взаимодействовать друг с другом, общаться, быть понятыми и услышанными. Даже если не разговариваешь, то выражаешь эмоции глазами, улыбкой, жестом... Для их нормотипичных сверстников – это история о толерантности, добросердечности, принятии «особости», ну и, конечно, об опыте фоторемесла и практических знаний.
Алексей Сивков рассказывает, что они стараются делать теорию понятной, интересной и доступной, ребята прикасаются к искусству живописи, музыки, мультипликации и фотографии. Они пытаются понимать и передавать увиденное настроение, создавать его в практической части. Занятия – это не про «нажимать на кнопку». Это про учиться чувствовать и слышать, замечать и понимать. Осознанно.
Ребята из Инклюзивной фотомастерской «АУТ-ФО» экспонировались на разных по стилистике и атмосфере выставочных площадках Санкт-Петербурга. Это Новая сцена Александринского театра, Нормальное место, Маяковка в МЕГЕ Парнас и Фотоконкурс «ВЗГЛЯДЫ». По приглашению коллег из ГАООРДИ мальчишки и их мамы побывали на трехдневном фестивале в Луге, зимой ездили на Рождественский сочельник в Ушково, в июле в рамках арт-экспедиции «РУССКИЙ СЕВЕР» семьи ребят с РАС исследовали Архангельскую область. Фотографии слушателей мастерской публикуются в федеральных СМИ: МИЛОСЕРДИЕ.RU и православный журнал «ФОМА».
«Летом освоили новый для себя формат занятий - фотопрогулки. Мы запускали воздушного змея и учились не бояться дождя, разжигали костры и преодолевали тысячи километров в поезде. Также отправлялись в настоящую арт-экспедицию на Русский Север. Для “особых” подростков и их мам – это было не просто приключением, но и важным испытанием. Ведь, когда ты находишься среди незнакомых тебе людей, фактор тревожности повышается. Мы были в Малых Корелах и на Кегострове, переправлялись через Пинегу на лодке и через Северную Двину на корабле. Жили в далеком Артемиево-Веркольском монастыре в Архангельской области и купались в Белом море на Яграх... И много еще всего. Что не умещается в словах. Это про тепло, доверие, знания, преодоление и опыт» - рассказывает Алексей.
«АУТ-ФО» – это не только про фотографию. Это еще много про жизнь. Ребята учатся взаимодействовать, работать в команде, дружить, лучше понимать себя и быть понятым.
Фото из архива «АУТ-ФО»
Анимационная мастерская «АУТ-ФО»
С осени 2022 года начала работу анимационная мастерская под руководством молодого педагога Роберта Там. Это место, где ребята с расстройствами аутистического спектра и их родители могут создавать свои собственные настоящие мультики! У многих людей есть потребность реализовывать себя в творческом плане, и особенные детки – не исключение. Именно анимация совмещает в себе абсолютно все остальные виды творчества: рисование, музыку, театр (озвучивание персонажей, построение мизансцены кадра), кино, фотографию, скульптуру (пластилиновая, объемная анимация), и даже литературу. Каждое занятие проходит в форме «презентация-викторина-практика». Сначала участники изучают теоретическую часть, обсуждают с преподавателем концепцию проекта и после переходят к практике, отрабатывая пройденный материал. Вот что рассказывает сам педагог: «На практической части, которая раньше занимала час оставшегося времени от занятия, мы развиваем всё: моторику, когда подготавливаем персонажей к анимации, ведь их нужно нарисовать, вырезать; воображение, так как даже учебный мультфильм - это всегда наличие драматургии. Помимо этого, нужно продумать действие, движение персонажа. Но в большей степени развивается усидчивость, потому что чтобы сделать 5 секунд анимации, нужно в среднем 70–80 снимков. Каждый кадр нужно подготовить: передвинуть персонажа, заменить его ракурс, сменить фон или план - все это требует огромных усилий. Ребята хотя и устают, но все же стараются работать. Иногда приходится мотивировать сделать последний рывок, зато потом все наслаждаются результатом». Ключевой момент – каждый может выбрать то, что ему ближе и развить свою лучшую сторону. Например, есть мальчик Саша, он склонен к озвучиванию, потому что профессионально занимается вокалом и обладает очень глубоким голосом. Ещё есть Вова, который почти всё время просится что-то озвучить, в том числе разные звуковые эффекты, атмосферные шумы и т.д. и делает это очень хорошо. А есть Миша, который любит вырезать и рисовать, поэтому ему часто поручают делать фоны.
Работа непростая, но конечный результат может впечатлить любого!
«Творческий процесс», Анна Захарова
Творческие проекты для людей с аутизмом важны тем, что они пытаются донести до общества ценность каждой личности, разрушить страхи и предрассудки в отношении людей с РАС. Занятия подходят широкому спектру людей с поведенческими и речевыми трудностями.
Текст: Валерия Злобина, Ангелина Склярова
Фото: Анна Захарова, Валерия Злобина, группа ВК Фотомастерской «АУТ-ФО» и сайт Центра Инклюзии и Социальных Проектов «1 Июня».