Санкт-Петербург: От чего зависит сила воли и можно ли её тренировать?
28 сентября – Молодёжные новости. В 1972 году американский психолог Уолтер Мишель провёл «зефирный» эксперимент. Детей в возрасте 3-5 лет по одному сажали в комнате, на стол ставили тарелку с зефиром со словами: можно съесть сладость прямо сейчас, а можно подождать 20 минут и получить в 2 раза больше. После чего экспериментатор выходил из комнаты и оставлял ребёнка наедине со сладостью. Только треть участников эксперимента смогли побороть искушение и дождаться руководителя эксперимента с ещё одной зефиркой.
Самая интересная часть эксперимента произошла через 20 лет. Психолог Уолтер Мишель нашёл детей, которые принимали участие в «зефирном» эксперименте и обнаружил, что те, кому удалось сдержаться и не съесть сладость сразу добивались в жизни гораздо больших успехов чем те, кто сдавался. Исследования показали: люди, у которых выше сила воля имеют больше шансов добиться высоких результатов в каком-то либо деле. В связи с чем появился вопрос: что влияет на силу воли, можно ли вообще на неё влиять?
Чтобы понять, что происходит у человека в голове, когда необходимо принять волевое решение, учёные использовали функциональную магнитную томографию. Оказалось, у людей, выбирающих сиюминутное удовольствие и тех, кто сдерживает себя, мозг работает по-разному. Выяснилось, что у волевых людей мозг изначально более устойчив к импульсивному поведению. Проявляться это может в разных вариациях – либо зоны мозга, отвечающие за подавление, работают быстрее и мощнее, либо вредные импульсы у них не такие сильные и ярко выраженные. Возникает вопрос: почему у одних людей подавить желание съесть ещё один кусочек пиццы получается, а у других нет, почему у одних людей часть мозга работает так, а у других иначе? Отчасти это определено генами, а отчасти – влиянием среды. Какое именно соотношение этих факторов ещё точно неизвестно, но гены играют значительную роль в проявлении силы воли. Среда может корректировать набор, доставшийся нам от родителей, но несильно и скорее всего лишь в раннем возрасте.
Если всё предопределено, человек понимает, ему достались «безвольные» гены – сопротивляться бесполезно? Самое главное – понять себя и принять.
Если человек знает, что сильно любит что-то вредное и попытки сдержаться четны, стоит постараться избегать встреч с этим соблазном. Не покупать домой сладкое ни под каким предлогом, не стоять в компании курильщиков. Изучая самоконтроль учёные пришли к выводу, что в борьбе с вредной привычкой гораздо эффективнее не сопротивляться, а умешать количество соблазнов. Если в работе человек вечно отвлекается на социальные сети, куда проще совсем выключить телефон, чем реагировать на уведомления и пытаться сдержаться.
Если вернуться к «зефирному» эксперименту и посмотреть на детей, которые получили больше лакомств, то можно заметить, что они не боролись с вредным желанием, а отвлекались от него. Ребята тёрли ладошки, пели песни, закрывали глаза, говорили сами с собой. И это главный секрет в тренировке силы воли – в ней просто нет необходимости. Если постоянно ей пользоваться, то запас истратится, как энергия в батарейке.
Это подтвердил американский психолог Рой Баумейстер, проведя «редисочный» эксперимент (и вновь еда). За 3 часа до эксперимента 67 добровольцев попросили не есть. Затем этих людей завели в комнату, где пахло шоколадным печеньем. Участников разделили на две группы и посадили за стол, на котором стояли две тарелки – с печеньем и редисом. Первой группе разрешили есть аппетитное лакомство. Вторая группа участников получала «редисочное условие»: никаких сладостей, только редис. Затем организаторы эксперимента попросили обе группы решить очень сложную головоломку (точнее головоломку, у которой не было решения, но это было неважно). Те, кто съел редис, бросали попытки в среднем после 9 минут. Те же, кто подкрепился печеньем, сидели над задачей вдвое дольше. Затем последовала череда подобных экспериментов с таким же выводом: если растратить силу воли на мелкие самоограничения, то может не хватить ресурса на борьбу с серьёзной задачей. Всего должно быть в меру.
Текст: Светлана Никульшина
Фото: Freepik