Санкт-Петербург: «Там за горизонтом»: интервью с Надеждой Мисюровой
Надежда Мисюрова – поэтесса и писательница из Абакана. В детстве занималась художественной гимнастикой и мечтала стать балериной. Неожиданно обрушившаяся болезнь разрушала все жизненные планы. Но Надежда не сдалась – нашла себя в литературном творчестве. На сегодня она выпустила 4 авторских книги. С декабря прошлого года Надежда является членом Союза Писателей России.
Надежда, вы учились в Красноярском хореографическом колледже, а потом стали писать книги. Как так вышло?
Удивительно, но это так. Да в 10 лет я поступила в Красноярский хореографический колледж. Родители знали о моей любви к балету, зародившейся в раннем возрасте. Около пяти лет я занималась художественной гимнастикой, имела по ней первый разряд. Я часто посещала театр Оперы и балета. Успела побывать на таких балетных спектаклях как «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Лебединое озеро» конечно. Затем появилась мечта стать балериной. Я решила рискнуть и сдать вступительные экзамены. Конкурс был непростым. Нужно было пройти три тура. Проверялось здоровье, профессиональные данные, сценичность, балетный шаг, высокий подъём и выворотность стопы, гибкость, прыжок, чувство ритма, музыкальность. И я всё с лёгкостью прошла. Но случилось нечто непредвиденное. В 10 лет я неожиданно заболела и с мечтой о балете пришлось расстаться.Если задуматься, ведь что такое балет? Это история, фабула с развитием сюжета, только рассказанная в танце при помощи музыки, которая затрагивает весь спектр человеческих эмоций. Есть герои, которым мы сопереживаем. Они любят, страдают, радуются, они живут… только не на страницах книги, а на сцене. Сидя в зрительном зале, я, переживала невероятные эмоции, глядя, как танцуют балетные артисты, слушая волшебную музыку великих композиторов. Я словно пребывала в каких-то чудесных неведомых мирах... Таким образом развивалось моё воображение и чувство прекрасного.Если проводить параллель, наверное, я уже тогда училась впитывать в себя какие-то более тонкие материи. Когда я только начала заниматься литературным творчеством, то почувствовала, что мне постепенно открывается огромный мир. Погружаясь в него, я сама могу создавать свою микровселенную, населяя её самыми разными героями, в том числе близкими мне по духу — это очень увлекательно.Всё это происходило постепенно, поэтапно. Да с мечтой о балете пришлось расстаться в связи с болезнью, не позволившей мне воплотить её в реальность. Но меня ждало нечто другое - занятие литературным творчеством (поэзией, прозой). Здесь я смогла раскрыть себя и продолжаю это делать.
В какой момент вы поняли, что занимаетесь писательством профессионально?
Наверное, когда начала получать положительные отзывы в профессиональной среде. На меня обратили внимание. У меня вышли в свет четыре книги. Первая книга стихов и прозы с символичным названием «Мне имя Надежда» была издана в 2013 году. Затем книга стихов для детей «Изумляндия» в 2016 году, с прекрасными иллюстрациями художницы Евгении Аблязовой.
В апреле 2022 года вышла новая книга, сказочная повесть для детей «Приключения щенка Микки и его друзей». В октябре 2023 года при поддержке Министерства культуры Республики Хакасия и Дома литераторов вышла моя четвертая книга. Это автобиографическая повесть для подростков «Там, за горизонтом». Также в конце 2023 года я стала членом Союза писателей России. В этом году – получила Литературную премию Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия имени Николая Доможакова.
О чём был ваш первый рассказ?
Первый рассказ был философского плана, о смысле жизни. С говорящим названием «Настоящие». Короткий, ёмкий, но затрагивающий важные темы, которые мы часто упускаем, застревая в суете будней. В повествовании читателю ненавязчиво задаются вопросы, что же является для человека по-настоящему важным? Не находимся ли мы в плену самообмана, гонясь за чем-то призрачным, за красивой, привлекательной обёрткой с пустым содержанием? Не ставим ли мы для себя ложные цели, которые, по сути, не делают нас счастливыми? На всё это порой уходит немалое количество сил, времени, энергозатрат, а в итоге ничего хорошего, кроме разочарования, нам это может не принести. И когда мы начинаем это понимать, сил уже почти нет и время упущено... Почему-то меня интересовали эти вопросы… Там ещё идёт отсылка к сказке Андерсена, где переодетый принц дарил капризной принцессе разные подарки. В том числе соловья и прекрасную розу, которые показались ей малоинтересными и ничего не значащими, потому что были настоящими… Кто знает, возможно, так иной раз нас проверяет сама судьба…
Была ли вам интересна проза и поэзия в школе на уроках литературы? Или больше по душе внеклассное чтение?
Да, мне нравились уроки литературы в школе и внеклассное чтение тоже, в отличие, например, от математики. Это наоборот была своего рода отдушина. Потом, когда из-за болезни я перешла на домашнее обучение, у меня появилось много свободного времени для чтения. Вот тогда я начала погружаться в этот мир и открывать его для себя. Конечно, какие-то более серьёзные вещи я начала читать позже, но любовь к чтению успела зародиться.
Каждая ваша книга (сборник стихотворений для детей «Изумляндия», сказочная повесть «Про девочку Вику и таксёнка Микки») сопровождена иллюстрациями. Насколько важна визуализация?
Поскольку книги для детей то, иллюстрации здесь очень важны. Можно вспомнить своё детство, как мы любили разглядывать красочные картинки в книгах и сопоставлять их с прочитанным текстом. Таким образом мы ещё больше проникались к героям книг, пытаясь по иллюстрациям уловить разные черты характера персонажей. Всё было важным, внешний вид, одежда. Воображение дорисовывало какие-то детали, возможные действия. На наших глазах герои книг
оживали и казались вполне реальными. Плюс — это эстетическое развитие, любовь к красоте… Я очень благодарна Евгении Аблязовой (члену Союза Художников России), за то, что она проиллюстрировала три моих книги. Сейчас на очереди четвёртая...
Расскажите, пожалуйста, о вашей новой книге «Там за горизонтом»? Что вас вдохновило на написание этой книги?
У меня давно была идея написать именно о подростках находящихся в какой-то нестандартной, непростой жизненной ситуации, при этом здесь нет какого-то экшена, но есть глубокие, эмоциональные переживания, которые будут понятны всем без исключения. При этом я использовала часть своей биографии. При написании я погружалась в воспоминания, снова возвращаясь в то время. В каких-то моментах было весело, забавно, смешно. А в некоторых главах я сама плакала навзрыд вместе с героями книги, когда с ними происходили какие-то острые моменты. Меня вдохновило именно то, что здесь можно погрузиться и снова прожить самые светлые чувства... Где есть дом, любящие родители, переживания первой любви, общение со сверстниками, дружба, взросление. Когда ты ещё смотришь на мир светлым, открытым взором. Где нет каких-то предубеждений, негативного опыта… Юный человек находится в ожидании всего самого прекрасного и радостного.
Как вы определяете жанр, в котором она создана?
Всё-таки это повесть для подростков.
Насколько долог был путь от возникновения идеи до её реального воплощения?
Путь был можно сказать относительно недолгим. Я поставила задачу написать именно повесть для подростков. Сам текст я написала практически за пару месяцев. Был определённый дедлайн. Поскольку повесть я писала для конкурсного отбора в Дом литераторов Хакасии. Потом уже Министерство Культуры включило её в план издания на текущий год. Как я сказала ранее, иллюстрации и обложку мне нарисовала мною любимая и уважаемая Евгения Аблязова. Весь процесс создания занял примерно год. Презентация книги прошла в Доме литераторов Хакасии.
Что помогло вам с её страниц говорить о сложных вещах простым языком?
Наверное, то, что я сама всё это пережила в том возрасте, в котором находится главная героиня. И такое ощущение, как будто это было совсем недавно… Я пишу искренне, здесь очень много личных моментов, переживаний, которые свойственны каждому подростку. Среди нынешнего поколения детей, подростков есть очень много светлых, удивительных личностей. Они умеют дружить. У них есть способность к рефлексии, к анализу, к познанию чего-то интересного, нового, сложного… Они живут в своём удивительном мире… Время сейчас открывает перед ними большие возможности для саморазвития и самореализации, которых не было у нас. Главное правильно всем этим воспользоваться в благих целях. Юность уходит, потом придут взрослые проблемы и заботы, которых будет очень много. Нужно воплощать мечты в реальность прямо сейчас.
Может ли Аня, главная героиня повести «Там за горизонтом», стать примером для современных детей, как, допустим, Павел Корчагин из романа «Как закалялось сталь»?
Почему нет? Думаю, что Аня, конечно, может стать таким героем. У неё есть характер, целеустремлённость. Она не сдаётся, когда на неё внезапно сваливаются огромные испытания. Девочка находит в себе силы жить дальше, помогать другим. Аня не замыкается в себе, она открыта для этого мира, у неё есть вера в то, что всё будет хорошо. Жизненные испытания не меняют её в худшую сторону. Наоборот, героиня открывает в себе внутренние силы, о которых даже не подозревала. Она не только решает свои проблемы, но и достаточно активно помогает другим… Аня умеет дружить, любить, отдавать, принимать и благодарить!
Один из героев повести, Арсен, любит русский рок (Сергея Чигракова, Виктора Цоя). А какие музыкальные группы предпочитаете вы?
Я разделяю его музыкальные вкусы. Буквально совсем недавно на оживлённом переходе стоял уличный музыкант, молодой юноша играл на гитаре и пел: «А не спеть ли мне песню о любви? А не выдумать ли новый жанр? Попопсовей мотив и стихи...». И так далее.. Какие-то девчонки крутились возле и танцевали… Было, почему-то приятно. Чем не живая иллюстрация к повести?
Планируется ли экранизация «Там за горизонтом», и если да, то кому из отечественных режиссёров вы её доверите?
Интересный вопрос. Конечно, очень хочется увидеть экранизацию повести «Там, за горизонтом». Мне кажется, она для этого хорошо подходит. Можно очень глубоко раскрыть характеры героев, всю глубину их переживаний. Здесь есть конфликт, противопоставление обычной, школьной жизни и той стрессовой, затяжной, непростой ситуации в которую волею судьбы попадает главная героиня. Её физическое пространство и активность сужаются, ограничиваются, но какие-то глубинные чувства и горизонты сознания расширяются. Она начинает более насыщенно жить внутренней жизнью, эмоциями, переживаниями. Рефлексирует. Происходит некая переоценка ценностей. Аня внутренне сразу становится взрослее. Жизнь заставляет её меняться, и показывает, что и в этой непростой ситуации можно найти верных друзей и поддержку. И даже встретить первую любовь. Только не надо зацикливаться на каком-то негативе, замыкаться в себе, огораживаться от мира, думая лишь о своей проблеме. Аня делает шаг навстречу всему хорошему и мир отвечает ей тем же... Я бы выбрала актуального, креативного режиссёра, которому интересна эта тема. Пусть он откликнется. Я буду очень рада!
Большинство книг заканчиваются предложением: «Продолжение следует». В «Там за горизонтом» этого нет, но оставили вы себе какую-нибудь возможность для продолжения истории? Или все точки расставлены?
Тут тоже стоит задуматься. Кстати, это хорошая идея. Я считаю, что продолжение вполне возможно. Где Аня становится уже более взрослым, самостоятельным человеком. Она уже примерно знает, чего хочет от жизни и стремится к этой цели. Интересно было бы узнать какие новые герои могли бы появиться в Аниной жизни... И так далее… Это мог бы быть такой сиквел.
Назовите несколько книг, которые, по-вашему, стоит прочесть каждому современному ребёнку.
«Поллианна» Элинор Портер. Дневник Анны Франк. Конечно же рассказы Виктора Драгунского. Что-то из Жюль Верна и Диккенса. Из современных авторов мне очень понравились повести и рассказы писательницы Тамары Михеевой.
Текст: Зураб Хараишвили
Фото: архив Надежды Мисюровой