ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
17 ноября
14 ноября
13 ноября
12 ноября
10 ноября
03 ноября
01 ноября
30 октября
27 октября
20 октября
06 октября
29 сентября
28 сентября
26 сентября
22 сентября
19 сентября
18 сентября
15 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября
08 сентября
01 сентября
31 августа
30 августа
28 августа
27 августа
24 августа
23 августа
21 августа
20 августа
18 августа
17 августа
16 августа
14 августа
13 августа
11 августа
09 августа
02 августа
31 июля
28 июля
26 июля
24 июля
23 июля
16 июля
15 июля
14 июля
05 июля
03 июля
28 июня
26 июня
25 июня
21 июня
17 июня
16 июня
14 июня
13 июня
12 июня
10 июня
07 июня
05 июня
01 июня
31 мая
30 мая
28 мая
25 мая
24 мая
23 мая
20 мая
19 мая
18 мая
17 мая

Санкт-Петербург: «Коллаж – это калейдоскоп смыслов»

25 июня, 13:00

Екатерина Шитова – художник, коллажист, график, писатель – поделилась своим опытом создания коллажей, как этот вид творчества помогает избавиться от автоматизмов мышления и прийти к самопознанию.

Как искусство появилось в вашей жизни?

Мое знакомство с искусством состоялось еще в детстве, я закончила Дзержинскую художественную школу и планировала поступать в художественное училище, но жизненные обстоятельства сложились по-другому. К творчеству я вернулась только спустя 23 года в 2015, когда стала посещать онлайн-курсы по рисованию. И где-то до апреля 2022 года самостоятельно занималась графикой, пока однажды дома в минуту очередного творческого кризиса не сложила коллаж. И вот уже два года я занимаюсь коллажами и графикой. 

Сразу ли коллажи запали вам в душу?

О самих коллажах я знала давно, но не придавала особого значения. Ровно до того момента, пока не начала сама их активно складывать и клеить. Однако свои первые робкие коллажные опыты в домашнем личном дневнике я сохранила просто потому, что люблю все хранить. Сейчас сложно назвать какой-то один фактор, оказавший влияние на выбор именно коллажной техники. Скорее это совокупность обстоятельств – и изучение истории развития коллажа, и возможность быстро начать создавать. И, конечно, удивительное ощущение свободы созидания, когда из частей ты создаешь целое: мир, картинку, персонажа.

Как объяснить незнающему человеку, что такое коллажи и почему это интересно?

Объяснить можно самыми простыми словами, и тут важен не только сам рассказчик, но и слушатель. Если у человека нет потребности узнавать новое, нет любопытства исследовать жизнь и себя через творчество, то не важно, что именно ему хотят объяснить. Для меня коллаж – это идеальный способ тестировать свою жизнь, уходить от автоматизмов мышления, развивать критическое и нестандартное мышление и просто испытывать восторг от собственных открытий. Здесь процесс и результат настолько гармонично между собой взаимодействуют, что можно в любом случае получить удовольствие.

Чем можно вдохновиться на создание коллажа?

В детстве у меня была игрушка – пластмассовый калейдоскоп с блестками и стекляшками. На свету, поворачивая прибор, узоры менялись от движения руки, и в этой бесконечности не возникало ни одного повтора. Коллаж, как техника, мне чем-то напоминает калейдоскоп, где вы можете складывать кусочки материала так, как захотите, и в результате будет получаться новый смысл. Техник коллажа существует очень много, можно использовать практически любой материал, создавая даже объемные инсталляции. Но пока что я творю в бумажном формате, хотя в планах поработать в технике Кельнско-ганноверского коллажа с использованием графических материалов и красок.

Можно ли через определенную работу понять, что человек чувствует в конкретный момент?

Сложный вопрос, если не затрагивать психотерапию. Смысл искусства не только в доставлении удовольствия зрителю, но и в создании любого образа, который будет откликаться аудитории. И чем сильнее создан образ, тем громче и значимей авторское высказывание художника, при этом такую работу далеко не всегда можно отнести к файнарту, к тому, что считают изящным, красивым и понятным большинство людей. И в то же время, любая работа несет на себе психологический отпечаток состояния автора, который можно попробовать расшифровать.

Каким должен быть человек, чтобы у него получилась интересная работа?

Любопытным, устойчивым, изобретательным, креативным, наблюдательным и внимательным. А также верящим в свое творчество и умеющим осознанно переваривать жизненный опыт. Мне всегда казалось, что сочетание этих качеств запускает в человеке некий алхимический процесс, как в тиглях, все это в совокупности позволяет создавать интересные и волнующие работы.

Почему коллажи остаются актуальны?

Коллаж – это хорошая практика для развития мелкой моторики, личной арт-терапии, правополушарного творчества и просто создания хорошего настроения. Универсальное занятие при минимальном количестве материалов и демократичных ценах на мастерклассы. Также это своего рода медитация, поскольку, погружаясь в творческий процесс, человек отвлекается от текущих проблем, снижает градус своей тревоги и напряжения и практически не волнуется за результат – коллаж все равно родится!

Насколько создание коллажей сейчас популярно в мире и конкретно в России?

Если сравнивать развитие коллажного искусства, то в мире оно достаточно давно и весьма популярно, а вот в Россию пришло в качестве чего-то более массового относительно недавно, поэтому я вижу большой потенциал данного направления. Но тут важно осознавать одну вещь – для понимания коллажа и его развития, как вида искусства, нужно повышать общий культурный уровень населения. Однако ввиду глобальности задачи, не знаю какие меры для этого надо предлагать, и надо ли. Особенно, если учесть скромный материальный достаток большинства граждан. Но в качестве метода арт-терапии, досуга и личного хобби занятия коллажем имеют высокий потенциал для дальнейшего распространения.

Каковы перспективы развития этой деятельности?

Я думаю, что коллаж будет набирать темпы по популярности, но тут надо понимать, что сейчас непростое время для всей страны, поэтому вряд ли стоит говорить о том, что рост коллажа будет бурным и активным, скорее неторопливым и углубленным, и это работа на долгие дистанции, как в марафоне.


Текст: Дарья Клочьева
Фото: работы Екатерины Шитовой