Санкт-Петербург: «Коллаж – это калейдоскоп смыслов»
Екатерина Шитова – художник, коллажист, график, писатель – поделилась своим опытом создания коллажей, как этот вид творчества помогает избавиться от автоматизмов мышления и прийти к самопознанию.
Как искусство появилось в вашей жизни?
Мое знакомство с искусством состоялось еще в детстве, я закончила Дзержинскую художественную школу и планировала поступать в художественное училище, но жизненные обстоятельства сложились по-другому. К творчеству я вернулась только спустя 23 года в 2015, когда стала посещать онлайн-курсы по рисованию. И где-то до апреля 2022 года самостоятельно занималась графикой, пока однажды дома в минуту очередного творческого кризиса не сложила коллаж. И вот уже два года я занимаюсь коллажами и графикой.
Сразу ли коллажи запали вам в душу?
О самих коллажах я знала давно, но не придавала особого значения. Ровно до того момента, пока не начала сама их активно складывать и клеить. Однако свои первые робкие коллажные опыты в домашнем личном дневнике я сохранила просто потому, что люблю все хранить. Сейчас сложно назвать какой-то один фактор, оказавший влияние на выбор именно коллажной техники. Скорее это совокупность обстоятельств – и изучение истории развития коллажа, и возможность быстро начать создавать. И, конечно, удивительное ощущение свободы созидания, когда из частей ты создаешь целое: мир, картинку, персонажа.
Как объяснить незнающему человеку, что такое коллажи и почему это интересно?
Объяснить можно самыми простыми словами, и тут важен не только сам рассказчик, но и слушатель. Если у человека нет потребности узнавать новое, нет любопытства исследовать жизнь и себя через творчество, то не важно, что именно ему хотят объяснить. Для меня коллаж – это идеальный способ тестировать свою жизнь, уходить от автоматизмов мышления, развивать критическое и нестандартное мышление и просто испытывать восторг от собственных открытий. Здесь процесс и результат настолько гармонично между собой взаимодействуют, что можно в любом случае получить удовольствие.
Чем можно вдохновиться на создание коллажа?
В детстве у меня была игрушка – пластмассовый калейдоскоп с блестками и стекляшками. На свету, поворачивая прибор, узоры менялись от движения руки, и в этой бесконечности не возникало ни одного повтора. Коллаж, как техника, мне чем-то напоминает калейдоскоп, где вы можете складывать кусочки материала так, как захотите, и в результате будет получаться новый смысл. Техник коллажа существует очень много, можно использовать практически любой материал, создавая даже объемные инсталляции. Но пока что я творю в бумажном формате, хотя в планах поработать в технике Кельнско-ганноверского коллажа с использованием графических материалов и красок.
Можно ли через определенную работу понять, что человек чувствует в конкретный момент?
Сложный вопрос, если не затрагивать психотерапию. Смысл искусства не только в доставлении удовольствия зрителю, но и в создании любого образа, который будет откликаться аудитории. И чем сильнее создан образ, тем громче и значимей авторское высказывание художника, при этом такую работу далеко не всегда можно отнести к файнарту, к тому, что считают изящным, красивым и понятным большинство людей. И в то же время, любая работа несет на себе психологический отпечаток состояния автора, который можно попробовать расшифровать.
Каким должен быть человек, чтобы у него получилась интересная работа?
Любопытным, устойчивым, изобретательным, креативным, наблюдательным и внимательным. А также верящим в свое творчество и умеющим осознанно переваривать жизненный опыт. Мне всегда казалось, что сочетание этих качеств запускает в человеке некий алхимический процесс, как в тиглях, все это в совокупности позволяет создавать интересные и волнующие работы.
Почему коллажи остаются актуальны?
Коллаж – это хорошая практика для развития мелкой моторики, личной арт-терапии, правополушарного творчества и просто создания хорошего настроения. Универсальное занятие при минимальном количестве материалов и демократичных ценах на мастерклассы. Также это своего рода медитация, поскольку, погружаясь в творческий процесс, человек отвлекается от текущих проблем, снижает градус своей тревоги и напряжения и практически не волнуется за результат – коллаж все равно родится!
Насколько создание коллажей сейчас популярно в мире и конкретно в России?
Если сравнивать развитие коллажного искусства, то в мире оно достаточно давно и весьма популярно, а вот в Россию пришло в качестве чего-то более массового относительно недавно, поэтому я вижу большой потенциал данного направления. Но тут важно осознавать одну вещь – для понимания коллажа и его развития, как вида искусства, нужно повышать общий культурный уровень населения. Однако ввиду глобальности задачи, не знаю какие меры для этого надо предлагать, и надо ли. Особенно, если учесть скромный материальный достаток большинства граждан. Но в качестве метода арт-терапии, досуга и личного хобби занятия коллажем имеют высокий потенциал для дальнейшего распространения.
Каковы перспективы развития этой деятельности?
Я думаю, что коллаж будет набирать темпы по популярности, но тут надо понимать, что сейчас непростое время для всей страны, поэтому вряд ли стоит говорить о том, что рост коллажа будет бурным и активным, скорее неторопливым и углубленным, и это работа на долгие дистанции, как в марафоне.
Текст: Дарья Клочьева
Фото: работы Екатерины Шитовой