Санкт-Петербург: Культурная среда: итоги ПМЭФ
Шестого июня на Петербургском экономическом международном форуме состоялась масштабная конференция. В Павильоне Краснодарского края выступали представители различных отраслей культурной сферы России, Ирана, а также известный сербский кинорежиссер Эмир Кустурица. Заглавной темой съезда стало обсуждение новых возможностей развития творческого взаимодействия стран БРИКС. «Эта история о том, как мы ощущаем время, в котором живем, друг друга…», – так прокомментировала тему встречи модератор Наталья Лосева.
Свое обсуждение спикеры начали с проблемы глобализации культуры, основываясь на актуальных мировых событиях. Масуд Ахмадванд, руководитель Иранского культурного центра в России, выразил согласие с политикой культурного обмена стран БРИКС, суть которой есть «диалог на равных условиях». Он подчеркнул, что их большим капиталом является молодежь: «Это то поколение, которое хочет вести диалог с другими странами мира…».
Кино было негласно признано спикерами основным способом взаимодействия культур. Гендиректор «Централ Партнершип» Вадим Верещагин во время своего выступления заявил, что Голливуд стремительно теряет свою аудиторию. Основной причиной он назвал развитие местного кинематографа по всему миру. Не забыл отметить и готовность отечественного кинематографа занять эту нишу. В ходе беседы Вадим Верещагин неофициально анонсировал фильм по франшизе «Волшебник Изумрудного города». Также он обратил внимание и на важность обмена технологическим опытом в сфере культуры. Эмир Кустурица, продолжая мысль о Голливуде: «…мы должны понимать: мы хотим сымитировать Голливуд, сделать как они, или мы хотим создавать аутентичное кино, которое будет отражать настоящую, истинно русскую повестку... важно не терять ритм, который воплощает важные идеи, сложные вопросы, которые занимают общество… следовать просто идее Голливуда – это путь вникуда». Режиссер предположил, что такую популярность голливудское искусство приобрело в контексте борьбы с советской культурой, и что сейчас происходит обратный процесс.
Далее обсуждение затронуло экономическую сторону мирового искусства. С обнадеживающей речью выступала председатель совета директоров киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева. В своем выступлении она отметила готовность стран БРИКС сотрудничать по любым направлениям в культуре здесь и сейчас.
О театре тоже не забыли. Важную мысль закрепил Константин Богомолов, художественный руководитель Московского драматического театра: «… мы противостоим глобализации как идее упрощения, как идее универсализации языков, форм, ценностей, а значит, мы идем к усложнению, усложнению сознания, культуры, мышления. Уникальность русской культуры в том, что она обладает свойством «всемирности». Она умеет впитывать самое талантливое, что есть в этом мире. И есть фильтры – это ценностный ряд… Это простой универсальный рецепт взаимодействия с мировыми культурами».
На тему изобразительного искусства генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский высказался четко и уверенно: «Нашу культуру нельзя отменить не потому, что она хорошая, а потому что она часть мировой культуры. Универсальные музеи, такие как Лувр, Метрополитэн и Эрмитаж, соединяют мировую культуру и показывают, что всё это не разрозненно, это наша задача».
На форуме также обсуждали творческие фестивали и возможность их существования вне контекста стран и политики. Затрагивали всемирно известную художественную выставку биеннале и нюансы работы представляющего Россию ныне закрытого павильона.
О взаимном влиянии государства и культуры также высказывался заместитель министра культуры РФ Владимир Журавский. Поднималась тема важности регионального искусства.
Итоговой мыслью форума стало то, что влияние процесса глобализации в современном мире на каждого из нас неизбежно, но именно идентичность каждой страны и культуры делают их интересными.
Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой элегантно завершил эту продуктивную беседу строками Маяковского:
Дорогие поэты московские,
Говорю я вам, любя:
Не делайте под Маяковского,
Делайте под себя!
Текст: Михаил Рудаков
Фото: Дарья Сергеева