Санкт-Петербург: «Было безумно приятно, что хоть кто-то обратил внимание»
Мы часто проходим мимо уличных музыкантов или же останавливаемся, но всего на пару минут, чтобы дослушать песню до конца. Но как человек, который хочет создать особое настроение зрителям, чувствует себя в этот момент? Он одинок или благодарен за каждую уделённую ему минуту? Одиннадцатиклассник Михаил Полосенко бросил музыкальную школу. Теперь выходит в свободное время на улицу с гитарой.
Расскажи, как ты начал заниматься музыкой?
В пятом классе я захотел пойти в музыкальную школу, но, какой инструмент выбрать, ещё не решил. Тогда поговорил с другом, который уже занимался в музыкалке, и он посоветовал прийти на открытое прослушивание. Там выступали ребята на разных инструментах. Помню, что хотел сначала выбрать кларнет (улыбается). Мне почему-то очень понравилось, как второклашка играл на нём. Но в итоге поговорил с родителями, и мы вместе решили, что лучше гитары ничего нет.
Тебе нравилось заниматься в музыкальной школе?
Поначалу да. Но потом всякие дополнительные предметы, по типу «сольфеджио», «хор», «музыкальная литература», стали занимать гораздо больше времени, чем основной. Мне, например, сольфеджио нравилось, но вот с учительницей, которая вела хор, я поладить не мог. Возможно, поэтому и бросил за год до окончания.
Как родители отнеслись к твоему решению?
Когда решил бросать учёбу в музыкалке, то я был уже девятиклассником. Поэтому родители не вступали в спор, особо не настаивали. Конечно, пустили несколько фраз: «Ну год всего остался. Может быть потерпишь». Но я был настроен серьёзно.
Четыре года в музыкальной школе дали большую пользу, или ты бы смог и сам научиться?
Если бы я учился сам с нуля, то точно бы забросил эту затею на полпути. Сложно разбираться в нотах без помощника. Плюс, всё-таки «сольфеджио» дало хорошую базу. Мы там строили аккорды, слушали ноты на слух. И теперь я гораздо лучше чувствую музыку.
А какой основной минус выделишь в обучении, помимо «второстепенных» предметов?
На экзамене мы должны были играть какое-то произведение. Я мечтал выучить что-нибудь современное, но это было никому не важно. Есть программа. Просто берёшь классическое произведение, которое играют поколениями, и не жалуешься.
Когда ты ушёл из музыкальной школы, то продолжил заниматься самостоятельно, или был промежуток тишины?
Наконец-то я начал играть то, что мне действительно нравится. Здесь плюсом стало то, что я люблю гитару, как она звучит. Поэтому останавливаться не хотелось.
Помнишь, как решил в первый раз выйти поиграть на улицу?
Да, конечно. Это было летом после девятого класса. Я просто решил сделать себе вызов: взял гитару и пошёл на набережную. Там всегда у нас играли уличные музыканты, поэтому было проще.
И как прошло первое выступление?
Довольно хорошо. Как минимум, недовольных зрителей не встретил (улыбается). Я недолго выстоял, ушёл минут через 30. Но этого хватило, чтобы уверенность прокачалась за один раз. Конечно, люди неохотно останавливались. Хорошо, если хотя бы толпа из трёх человек собралась. Но мне было безумно приятно, что хоть кто-то обратил внимание.
Сейчас ты в одиннадцатом классе. Как часто выходишь играть на улицу?
Ох, на носу ЕГЭ. Поэтому очень редко: может, раз в несколько недель.
Чем отличаются выступления сейчас от тех первых?
Во-первых, зрителей стало побольше. Теперь человек пять (смеётся). Ладно, шучу, ещё больше, конечно. Во-вторых, я стал увереннее. Если в первые разы вообще не общался с людьми, то сейчас пытаюсь выстроить двухсторонний контакт. Чтобы они тоже пели, заказывали мелодии, спрашивали что-то.
Есть уже постоянные фанаты?
Друзья теперь ходят вместе со мной выступать. А так среди людей я вижу знакомые лица. Те, кто часто гуляет по набережной. Особенно, если выйти с утра, то собирается самая благодарная аудитория — собачники.
Ты выставляешь шляпу для монеток или эта затея всё-таки для души?
Сто процентов я в качестве уличного музыканта много не заработаю. Да и не мечтаю об этом. После школы поступлю в университет на инженера. Так что музыка — это просто отдушина. Я выхожу на набережную, чтобы посмотреть на людей, поднять им настроение, как бы банально это ни звучало.
Ну и скажи пару добрых слов ребятам, которые тоже любят музыку!
Дорогие ребята (улыбается), если вам нравится играть на инструменте, то учитесь. Но если музыкальная школа начинает приносить больше отрицательных эмоций, чем положительных, то нет ничего страшного в том, чтобы бросить и продолжить заниматься самостоятельно.
Текст: Татьяна Разгонова
Фото: фотосток freepik