Санкт-Петербург: Будущее в произведениях современных писателей
13 мая на пресс-конференции в медиацентре «Культура Петербурга» творцы и ученые объединились, чтобы ответить на вопрос: «Какое оно – будущее?». Во Всемирный день техники для будущего медиацентр «Культура Петербурга» распахнул свои двери для людей, на чьих плечах лежала непростая задача – сформировать образ будущего. Каким оно будет – мрачным, печальным, а может радостным и беззаботным? На все эти вопросы и постарались ответить писатели-фантасты, футурологи и инженеры, которые вместе работали над сборником «Будущему – верить!»
Юлия Карасёва, издатель и редактор литературного альманаха «Полынья», отметила, что в этом сборнике включены не только художественные рассказы, но и настоящие футурологические эссе. Писатель также добавила, что эта работа – попытка создать образ именно позитивного будущего, которого нам так не хватает сегодня.
Правильно ли мы понимаем, что такое будущее? Об этом высказался футуролог и писатель Андрей Столяров, создатель «турбореализма» – литературного направления на грани реализма и фантастики. Он подчеркнул: «Будущее – это не инновация частного характера, а это принципиальная новизна, это то, что противоречит настоящему».
Однако всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Конечно, мы делаем прогнозы и рассуждаем о том, что ждёт человечество дальше. Писатель Андрей Столяров также поднял очень важную проблему современности:
«Сейчас мы живём в уникальное время. Впервые за 2,5 тысячи лет мы пребываем в эпохе, у которой нет будущего».
Раньше люди много мечтали и рассуждали о грядущем: создавали утопии и антиутопии, сочиняли рассказы. Как отметил писатель и футуролог Владимир Орлов, сегодня мы «перестали мечтать о лучшем будущем, представлять его — вот это опасно». Роль тех, кто станет «генерировать» позитивную картину, и взяли на себя авторы сборника «Будущему — верить!»
Помимо рассказов, в книгу вошли научно-популярные эссе, написанные пятью учёными-футурологами. Писатель Сергей Удалин отбирал произведения: из 120 заявленных оставил в сборнике всего 20 рассказов и эссе лучших авторов. Кстати, среди них биолог и научный журналист Елена Клещенко, написавшая о технологии исправления генома человека.
Безусловно, каждый автор имеет свой образ грядущего. В ходе пресс-конференции мнения писателей и учёных о светлом будущем человечества разделились — всё-таки это тема, которая вызывает самые острые дискуссии. Однако этот факт не помешал авторам создать по-настоящему уникальный сборник.
Атмосферу загадочного и непостижимого будущего помогли создать два музыканта: Пётр Термен, играющий на терменвоксе, и Игорь Дмитриев – мастер игры на варгане. Чарующие звуки невероятных инструментов заполнили всё пространство и заставили задуматься о грядущем. Но мы точно не сомневаемся: будущему – быть! Будущему – верить!
Фото и текст: Вероника Оголенко