Санкт-Петербург: Алексей Елистратов: «Творчество – это то, что меня питает»
Источник: фотограф Karinaofficial
Алексей Елистратов реализовал свой талант в двух сферах – музыке и кинематографе.
В 14 лет молодой человек перебрался из родного Орска в Москву, «срезался» на вступительных экзаменах в училище имени Гнесиных и только на следующий год поступил в училище циркового и эстрадного искусства. Окончил обучение по специальности артист разговорного жанра. Занимался пародиями на известных артистов эстрады. За свой номер Алексей был удостоен звания лауреата международного конкурса «Море смеха» имени Аркадия Райкина.
В середине 1990-х Алексея пригласили на главную роль Саши Пыльникова в драму «Мелкий бес» режиссера Николая Досталя по произведению Федора Сологуба. Вместе с этим уроженец Орска подал документы в РАТИ-ГИТИС и попал на курс Олега Марусева. Диплом получил в 2000 году. К выпускному успел сняться в фильме «Дети понедельника», ситкоме «Кафе «Клубничка». Здесь на съемочной площадке работал с Натальей Крачковской, Георгием Вициным и Марией Ароновой.
Алексей много занимался дубляжом иностранных картин на русский язык. Популярность пришла к артисту после выхода фильма «Гарри Поттер и философский камень», в котором Алексей подарил голос мальчику, который выжил. Также актер работал над ролями Фродо Бэггинса в двух частях трилогии «Властелина колец». Голосом Елистратова разговаривали герои фильмов «Реальная любовь», «Александр», «Двенадцать друзей Оушена», «Малышка на миллион», «Сумерки» и других.
С конца 1990-х артист выступает в составе поп-группы «Revoльvers». Она стала широко известной после выхода песни «Ты у меня одна» в 2000 году. За хит «Revoльvers» получили «Золотой граммофон». Сейчас Алексей Елистратов также записывает песни, гастролирует, выступает на ежегодной «СуперДискотеке 90-х». Занимается и другими творческими проектами. Так, недавно на ВДНХ прошел поэтический вечер артиста при свечах «Все стихи о любви». Алексей Елистратов под аккомпанемент фортепиано прочитал стихотворения Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Игоря Северянина, Александра Блока и других знаменитых поэтов Серебряного века. Мы узнали у артиста известной поп-группы, что для него значит поэзия, и поговорили о творчестве.
Алексей, поздравляю вас с премьерой песни «Шоссе». Расскажите, как вы готовили композицию, и чем она отличается от ваших предыдущих работ?
Я очень плотно и с радостью, и с удовольствием сотрудничаю с командой Santa Song. Эти изумительные ребята написали для меня такое количество хороших и замечательных песен, что мне теперь только и остается радовать новым материалом, новыми песнями зрителей, которым это интересно и нравится. Очередная премьера состоялась 15 марта. Танцевальная композиция с изумительным текстом. Когда я услышал впервые эту песню, я понял сразу, что она – моя, и мне захотелось ее, конечно, спеть. Песня, конечно, о любви. Надеюсь, она понравится зрителям. Вся фишка песни – в припеве. Чем отличается песня от других? Во-первых, мне было, честно скажу, непросто. Я долго репетировал. Для меня это абсолютно новый материал, необычный, я к нему долго пристраивался. Волновался очень перед записью. И запись шла дольше обычного. Это из секретов. А так, конечно, каждому музыканту хочется, чтобы новая песня отличалась от предыдущих. Но решать это не мне, решать тем, кто услышит эту песню и послушает предыдущие пять премьер, сравнит и скажет, отличаются композиции чем-то или нет.
В феврале у вас состоялась премьера клипа на песню «Санкт-Петербург». Что вас связывает с этим городом, и почему вы так трепетно к нему относитесь?
Здесь и сейчас я начну бесконечно признаваться в любви к Петербургу, поскольку начало творческого пути, первые клипы на песни «Ты у меня одна», «Не уходи», «До свидания» были рождены именно в городе на Неве. И одно время, не без основания, огромное количество поклонников ассоциировали группу и меня с Петербургом. Мне это было приятно, поскольку для меня этот город – книга, которую от корки до корки не прочитает никто. Это невозможно. Нужно родиться в Петербурге. Нужно прожить в Петербурге. Нужно уйти в Петербурге. Нужно любить Петербург. И даже при таком стечении обстоятельств, хороших и счастливых, узнать и понять Петербург полностью невозможно.
Такое количество судеб величайших людей переплетено с этим городом! Ахматова, Есенин, Гумилев, Достоевский, Пушкин, Огюст Монферран, Петр I, Екатерина II, семья Романовых, Александр III – если углубляться в культуру, историю, не хватит ни одной жизни. Можно только легко, как птичка пролететь по этим страницам, чтобы хотя бы ознакомиться с тем, что связано с этим городом на Неве. Надеюсь, я дал понять, за какие заслуги люблю этот город. Не любить невозможно!
И я смею надеяться, что эта большая любовь взаимна. Последний раз мы были в Санкт-Петербурге в конце января, снимали клип. Нам была важна определенная, снежная, погода, определенная ситуация, и Петербург их подарил на целых три дня. Как только мы сняли клип, выполняли задачи, связанные со съемкой, Петербург начал таять.
Люблю! С этим городом у меня связано многое в жизни. И каждый раз, когда я узнаю, что у меня гастроли в Петербурге, несказанно радуюсь. Это действительно счастье.
В прошлом году вы также выпустили несколько композиций. Одну из них – «На папиной машине» – с молодой группой «Местные вандалы». Как формировался творческий альянс, каким оказалось сотрудничество, и что думаете о музыке в стиле девяностых, на который и был сделан акцент?
Ребята предложили сделать коллаборацию, и я сказал: «Я не против, но, чтобы это сделать, нужна песня. Если вы ее напишете, и она меня зацепит, затронет, мы ее с вами сделаем. Пишите, и мы посмотрим». Ребята написали текст припева и музыку к композиции и убедили меня в том, что это будет неплохо. Я сам написал текст в куплетах, поскольку для меня важно, что будет мной озвучено. И дальше, после записи, ребята уже сами выпускали песню.
Я совершенно не касался этого вопроса. Я никогда не спою композицию со сцены, я давно, 23 года назад, перерос материал, он не вписывается ни в сегодняшний, ни в завтрашний, ни в послезавтрашний мой репертуар. Мне просто захотелось помочь музыкантам. Данил очень талантливый парень. Те проекты, которые он делает самостоятельно, без группы – привлекательные.
Приятно, что мода на девяностые имеет такую тенденцию, и молодые музыканты к ней тянутся.
Источник: фотограф Елена Плешакова
Аудитория вас хорошо знает, как солиста поп-группы Revoльvers. Однако только на музыке вы не останавливаетесь. В феврале, в оранжерее ВДНХ, у вас был поэтический вечер, где вы под аккомпанемент фортепиано читали стихотворения поэтов Серебряного века. Чем вам оказался близок этот формат мероприятия?
Поэзия – это то, что меня питает. Делает сильнее, мощнее, дает силы и энергию для того, чтобы двигаться вперед. Для меня этот проект на сегодняшний момент необходим.
Одно и то же стихотворение вряд ли получится прочитать несколько раз точь-в-точь также. Но без чего, как вы думаете, не будет гармонии в исполнении?
Да, вы абсолютно правы. Я об этом думал, когда полтора месяца готовился к поэтическому вечеру на домашних репетициях. Понял, что одно и то же произведение прочитать по шаблону, скажем так, опираясь на ключевые моменты, на ключевые эмоции, которые ты определяешь для себя в процессе репетиции невозможно. Наверное, и гениальны произведения, потому что в течение жизни, десятилетия, года, дня вызывают абсолютно разные противоречивые эмоции у человека, который их читает, знакомится с ними. Почему говорят, что для встречи с кем-то или с чем-то – в данном случае с произведениями наших классиков – нужен подходящий момент? Ты испытываешь какие-либо эмоции или не испытываешь, или уже испытал. Это дело момента и чувств, эмоций, и куда они могут нас повести. Да, прочитать произведения дважды одинаково невозможно.
Какое отношение у вас к прозе, есть ли желание создать программу по произведениям классиков, что бы вы в нее включили?
Я бы с удовольствием это сделал, но для этого нужен запрос аудитории. Я не могу без него позволить себе сегодня прочитать того же Чехова или Зощенко. Нужно время на репетиции, его нужно забрать у другой деятельности, вложить в этот проект. Но я бы с удовольствием прочитал бы рассказы Антона Павловича Чехова. В моем исполнении, как мне кажется, они представляли бы интерес.
Недавно столкнулась с мнением, что язык Сологуба, Пришвина, Чехова устарел. Теперь не Пушкин, а сленг и жаргоны – наше все. Как думаете, так ли это на самом деле, и почему?
К большому сожалению, в этом есть правда, потому как людей, которые говорили на языке Пушкина, Достоевского, Сологуба уже нет. Нет этого уровня культуры воспитания. Нет глубины духовности. К сожалению, нет. Если мы с тобой начнем говорить на языке Сологуба, думаю, у нас будет немного собеседников, а иные будут крутить у виска пальцем, абсолютно искренне не понимая, о чем идет речь. Есть такие слова, смысл которых без словаря сегодня не понять. Именно поэтому, когда мы возвращаемся к произведениям Пушкина, Достоевского, Чехова, Сологуба, мы говорим о величии, о могуществе русского языка. Его силу, мощь, значение и масштаб зачастую не осознаем, хотя, конечно, понимаем, насколько это другой язык и люди, которые владели этим языком, другие. Говорить на великом русском языке в быту, в обычной жизни не будут – разве что актеры, лингвисты, переводчики, литераторы, поэты… Ушло. Прошло. Всему свое время. Все становится, с одной стороны, банальным и простым, скатывается к таким словам как «блин», «чувак», «окей», к простому, не обязывающему и емкому, но неглубокому и некрасивому. Но, с другой стороны, время идет вперед, появляются моменты, связанные с техническим прогрессом, о которых те, кто говорил на языке Пушкина, и подумать не мог. Наверное, всему свое время.
Источник: фотограф Ксения Полушкина
Вы хотели связать свою жизнь со сценой с детства, и поэтому в неполные 15 лет вы уехали из Орска покорять Москву. Страшно ли вам было осуществлять переезд, как готовились к нему, и все ли удалось с первой попытки?
Страшно мне не было по одной простой причине: у меня не было большого количества опыта и понимания того, как должно быть, что со мной происходит, и какие последствия могут возникнуть в связи с тем, что я предпринимал в тот момент. Лет 20 назад я бы, имея опыт, никогда в жизни не пустился бы в это опасное путешествие. Это очень страшно и опасно. Я не уверен, что по-другому бы прожил эту жизнь, но огромное количество страха тормозило бы интенсивное движение. Но хорошо, что меня никто не держал за руку, не говорил «Ой, аккуратнее», «Ой, сюда не ходи» – это тоже дает чувство опасности, которое мешает в пути.
С одной стороны, мне очень не хватало страховки, из-за многих профессиональных ошибок, которые я совершил, мой путь был длиннее, сложнее… Мне жаль, что у меня не было родственников, которые имели бы отношение к творческой сфере. Они бы не дали возможности совершить ключевых, роковых ошибок, которые впоследствии очень многого меня лишили. Тот же «Гарри Поттер». Если бы я только знал, что, давая интервью, нельзя говорить о сроках, суммах… Есть коммерческие тайны, которые со мной на бумаге или даже словах никто не обсуждал, не предупреждал меня. Если бы я об этом знал, ну, уж, конечно, не причинил никому неудобства. Сделал я это не потому что кого-то хотел обидеть или подставить. Ну, конечно же, нет! Я просто не знал, что можно, а что нет – вот и все. Обидно. Но произошло так, как произошло. Уже не перемотаешь. Это не кассетный магнитофон девяностых. Живем дальше.
Вы отучились в ГУЦЭИ на артиста разговорного жанра, делали пародии на известных артистов, и захотели обрести свои голос и тембр. Как среди десятков разных голосов найти свой собственный?
Обрести свой голос, найти свою песню мне хотелось всегда. Просто я ждал момента, ждал, когда мимо меня пробежит табун лошадей, и я увижу свою счастливую лошадку, смогу вскочить на нее и поскакать. Мне не нравилось заниматься музыкальной пародией, но поскольку я поступил в ГУЦЭИ на артиста разговорно-музыкального жанра, у меня не оставалось вариантов. Да, я стал лауреатом международного конкурса Аркадия Райкина в Риге «Море смеха», но дублировать голоса известных талантливых артистов я даже немного стыдился. Мне было некомфортно. И, конечно, я хотел найти свою песню. Это очень сложно.
Важно сделать так, чтобы о вас заговорили, запели вместе с вами на сцене, на стадионе десятки тысяч человек. Песня должна ассоциироваться исключительно с вами: органикой, природой, внешними данными, тембральным окрасом. Как «Эхо любви» с Анной Герман, как «Яблоки на снегу» с Михаилом Муромовым, как «Ягода малина» с Валентиной Легкоступовой. В песнях есть что-то такое, во что ты веришь безоговорочно. Песня, музыка как одежда может подойти только мне или другому исполнителю, она садится на тебя как дорого пошитый фрак, и только на твоей фигуре будет смотреться так, что вызовет определенные чувства и эмоции. Надень этот фрак другой человек – неплохо. Но не так роскошно. Не так блистательно. И не так впечатляет людей.
Я искал свою песню не один год, не два. Когда я только пришел в коллектив, мы записали «Мы станем ближе» и «Желание одно». Они состоялись моментально. Песню «Мы станем ближе» по сей день исполняю на концертах. После моего выступления на 25-летии уже несуществующего клуба Manhatten Express – тогда, еще начинающий артист, я вышел на сцену с такими звездами как Изабелла Юрьева, Борис Сергеевич Брунов, Иосиф Давыдович Кобзон – ко мне за кулисы пришел Сергей Жуков и сказал: «Поздравляю! Я пришел послушать и посмотреть на нового солиста группы Revolvers 40, и я обещаю, что напишу для тебя песню. Она будет хитом». Ровно через три месяца у меня уже был хит «Ты у меня одна», которая и занесла нас на первые строчки хит-парадов.
Источник: фотограф Ольга Кузнецова
Одна из главных киноролей, которую вы исполнили, - «Мелкий бес» режиссера Николая Досталя. Как готовились к роли?
Кинопробы оказались очень долгими, эмоционально сложными. Мне было очень тяжело на первой кинопробе для первой роли. Ответственность колоссальная: киностудия «Мосфильм», Николай Николаевич Досталь, Федор Сологуб, большое количество маститых, талантливых артистов в актерском ансамбле. Лена Майорова, величайшая актриса, которая не сыграла и одной сотой того, что могла бы сыграть, Ирина Розанова, Сергей Тарамаев, сестры Кутеповы, Агриппина Стеклова, Татьяна Кравченко – сниматься с такими актерами большое счастье.
Утверждал меня Николай Николаевич Досталь долго, мучительно и нервно. Кинопробы длились больше трех месяцев. С кем я только не пробовался. Досталь должен был увидеть нашу пару с Полиной Кутеповой, и она долго не формировалась, не собиралась. На съемках Досталь был многим недоволен, и я понимаю на сегодняшний момент, что именно его раздражало. Мне не хватало профессионализма. Поскольку я был совсем молодой актер, я не мог сыграть каких-то вещей, которых от меня долго и мучительно добивались. Некоторым артистам, в том числе мне, ощущение тепла и любви дает возможность делать все в пять раз лучше, прекраснее, блистательнее, чем это возможно. От Досталя мне доставалось по полное не горюй. Скажи он пару добрых слов, я бы свернул горы.
Однако я помню, как сказала актриса Лена Майорова на ступеньках Дома кино в день премьеры фильма: «Эта роль станет твоей визитной карточкой». Я тогда не понимал, о чем она говорит. Также как не понимал, о чем написал Сологуб и что пытается вложить в мои уста Досталь. Прошли десятилетия, и я все понимаю, осознаю и говорю спасибо и Досталю, и всем, кто был со мной рядом. Это большое счастье! Это хорошее начало. И это стало моей сегодняшней визитной карточкой.
Вы снимались и в других фильмах и сериалах. Поделитесь историями съемочного процесса.
Нужно понять одно: съемочный процесс – абсолютно непредсказуемая жизнь, где ты через минуту, через секунду совершенно не знаешь, что с тобой может произойти. Ты можешь идти на грим, а тебя в этот момент могут снять с роли. Ты никогда не знаешь, после какого кино ты станешь великим актером, а какая картина ляжет на 20-30 лет на полку. Поэтому нужно просто жить, любить в моменте, в кадре, делать свою работу, быть счастливым в этот день, и это счастье обязательно должна поймать камера. И через какое-то время жизнь покажет, на своем месте ты оказался или нет, твоя это роль или нет.
Кино – это птица счастья, она вроде бы рядышком, ты тянешь к ней руку, но не можешь дотянуться. Или она сама подошла, провела крылом над тобой и тебе ничего не нужно делать. Ты просто оказался в нужный час, в нужную минуту в нужном месте, с нужными людьми, в ресурсе, здоров, улыбчив. Бывает, птица счастья под названием «Кино удачи» у тебя за спиной. И все ее видят, и говорят тебе: «Смотри! Да повернись же ты… Ну, повернись!». А ты не видишь ее. Не можешь обернуться. И со своей стороны ты будешь абсолютно прав, сфокусировавшись на совершенно другом, абсолютно сосредоточенно, усердно высматривая что-то иное.
Съемки в кино – это жизнь. Они могут начаться с удачной кинопробы, но затем тебя могут снять с роли или ты не найдешь общий язык с режиссером, или будешь сниматься абы как, а потом, когда начнешь понимать, что картина получается прекрасной, станешь упрашивать режиссера переснять определенные сцены. Поймешь, что в моменте их не сыграл, не доиграл, но это нужно обязательно переснять. Обязательно. Чтобы было на века!
Источник: Maria Luciano, Midory_pho
Знаю, вы долгие годы увлекаетесь коллекционированием: фарфором, чугунным литьем, плюшевыми опилочными игрушками 60-70-х годов...
… и дореволюционных у меня огромное количество игрушек. Двадцатых, тридцатых годов – вплоть до шестидесятых. После игрушки стали неинтересные – ушли художники, мастера, создававшие живые образы, характеры. Конечно, и материалы стали другие. Мы опять возвращаемся к несуществующему сегодня языку Пушкина. Тоже и с фарфором. То, что сегодня делается на наших заводах – мимо кассы, мимо сердца, мимо таланта. Не все, но многое.
Хотелось ли бы вам ближе познакомить аудиторию с вашей коллекцией – создать выставку или открыть музей?
Сегодня я не готов этим заниматься. Чтобы подготовить коллекцию, договориться, познакомить зрителей с коллекцией, нужно время. Сегодня у меня его катастрофически нет. Я сегодня сокращаю огромное количество человеческого, дружеского общения. Может быть, потом, когда я спою все песни, которые запланировал, подумаю об этом. Надо понимать, что песни требуют времени, сил и финансовых вложений. Все, что я сегодня зарабатываю и даже больше, вкладываю в новые песни. Для меня это важно. Лет через двадцать музыку будут слушать, возможно, она поможет кому-то пережить сложные минуты отчаяния, разочарования, депрессии, кто-то будет влюбляться, расставаться под мои песни. Кому-то песни поднимут самооценку, кого-то вдохновят, окрылят. Я это знаю. Я это очень четко понимаю. Я не надеюсь сегодня на сиюминутный успех.
Несколько лет назад вы переехали из квартиры в центре Москвы в дом за городом. Что он значит для вас, каким должен быть дом, чтобы в нем было уютно?
Да, пять лет назад я уехал из Москвы за город. То место, где я сейчас живу, – место моей силы. Здесь, на природе, я могу отдышаться, набраться сил. Переехать – осознанный шаг, о нем я не жалею ни секунды. У меня уже тогда в квартире жили животные, и справляться с их утренними и вечерними прогулками у меня уже не было сил. Я всегда говорю, что животные перевезли меня в более комфортные условия и сделали мою жизнь прекраснее. В доме должна жить любовь. Мне здесь хорошо. Я счастлив.
Вы неравнодушны к судьбам бездомных животных. Так, в вашем доме за последние годы поселились семь собак. Расскажите, пожалуйста, о них.
Все животные – с улицы. У всех тяжелая судьба, у них не было шанса выжить в тех условиях, в которых они на тот момент оказались. С моими животными непросто, да и собаку я не планировал – с моим образом жизни, гастролями, передвижениями это было невозможно. Но жизнь распорядилась иначе. Все собаки оказались в моем доме. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Источник: фотограф Ксения Полушкина
Что сейчас вам нужно для счастья?
Счастье – это когда ты хочешь возвращаться в свой дом, когда тебя ждут. Счастье – когда ты здоров, когда живы и здоровы твои близкие, любимые, родные. Счастье – когда можешь сказать и высказаться о том, что тебя волнует, о том, что для тебя на сегодняшний момент актуально, и тебя понимают и слышат. Сегодня у меня есть всё для того, чтобы быть счастливым. Меня ждут в моём доме, я пою и меня слышат. У меня есть понимание, что сегодня я пою те песни, которые мне хотелось исполнить 25, 10 лет назад, но их просто не было. Не было автора, который бы их написал. Есть ощущение, что я всю жизнь шёл к этим песням, сегодня я дорос до них, и я счастлив от того, что делаю. Я бы хотел, чтобы счастливые и не очень счастливые, влюблённые и пока ещё не влюблённые люди, услышав мои сегодняшние песни, стали немного счастливее. Я хочу, чтобы люди улыбались. Чтобы в душах людей был мир, покой и любовь.
Текст: Дарья Капкова