ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
21 ноября
17 ноября
14 ноября
13 ноября
12 ноября
10 ноября
03 ноября
01 ноября
30 октября
27 октября
20 октября
06 октября
29 сентября
28 сентября
26 сентября
22 сентября
19 сентября
18 сентября
15 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября
08 сентября
01 сентября
31 августа
30 августа
28 августа
27 августа
24 августа
23 августа
21 августа
20 августа
18 августа
17 августа
16 августа
14 августа
13 августа
11 августа
09 августа
02 августа
31 июля
28 июля
26 июля
24 июля
23 июля
16 июля
15 июля
14 июля
05 июля
03 июля
28 июня
26 июня
25 июня
21 июня
17 июня
16 июня
14 июня
13 июня
12 июня
10 июня
07 июня
05 июня
01 июня
31 мая
30 мая
28 мая
25 мая
24 мая
23 мая
20 мая
19 мая
18 мая

Санкт-Петербург: История отечественного кинематографа. Прогнозы развития современного кино

07 февраля, 14:00


Кадр из фильма «Девачата», Ю.Чулюкин (1961 год)

9 февраля – Молодёжные новости. Кино добралось до России чуть больше века назад и за этот срок успело пройти огромный путь: от первых неловких черно-белых короткометражек до громкой мировой славы и побед на главных кинофестивалях мира. С чего же все началось, как менялся и развивался отечественный кинематограф, и с какими картинами стоит ознакомиться, чтобы проникнуться культурой наши страны? На все эти вопросы ответим вместе с Анастасией Ермишкиной – киноведом, лектором, автором курса «От Люмьеров до наших дней».

Российское кино: начало

История отечественного кинематографа ведёт свой отсчёт с 1896 года. Зарождению нового ремесла способствовали французские мастера. Тогда в Москве проводилась церемония коронации Николая II. Среди приглашённых фотографов был и Камилл Серф, который запечатлел столь исторический момент с помощью специальной плёнки. Об этом рассказала газета «Новости дня» в выпуске от 5 мая. Через полгода изобретение появилось в России.

Первый кинотеатр открылся в 1897 году. Тогда он назывался «электрическим театром» и располагался на Красной площади.

Спустя почти десять лет прошла премьера первого русского фильма – «Понизовая вольница». Её режиссёром стал Александр Дранков. Правда, кинолента была ещё без звука и короткометражная. В основу сюжета легла знаменитая народная песня о Стеньке Разине. История была следующая. Стенька взял в плен красавицу-персиянку и влюбился в неё. Он вел войско на Дон, но по просьбам возлюбленной постоянно останавливался для гулянок. На одной из таких есаулы решают напоить Разина и подкидывают ему поддельное письмо, в котором написано, что княжна обманывает Разина с каким-то «принцем Хассаном». В порыве злости и ревности Разин кидает княжну в Волгу.


Кадр из фильма «Понизовая вольница», А.Дранков (1908 год)

«Среди первых картин можно найти огромное количество экранизаций, фильмов на военную тематику. Например, первый полнометражный художественный фильм был посвящен Крымской войне – "Оборона Севастополя". Особой популярностью в то время также пользовались мелодрамы, преимущественно с плохим концом. А ещё в Российской Империи выпускались многосерийные детективные фильмы».

Если говорить о полнометражном кино, то оно появилось в 1911 году и называлось «Оборона Севастополя». Его хронометраж был рекордным для двадцатого века — один час сорок минут. Однако это не единственная причина, почему мы подробно рассматриваем этот фильм. 

Во-первых, в те времена кинопроизводство требовало серьёзных усилий: сотни человек массовки, обмундирование, масса настоящей пиротехники. Сцены в данной кинокартине были настолько насыщены действием, что их можно поделить на несколько сюжетных слоёв. 

Во-вторых, в этом фильме шире используется движение камеры: применяется горизонтальная и вертикальная камера. 

В-третьих, монтажные решения здесь весьма прогрессивны для своего времени, склейка усиливает эффект от просмотра. 

В-четвёртых, некоторые кадры фильма носят импровизационный характер. Например, народные танцы – это не постановка. Его исполнила массовка, которая отдыхала в перерыве между долгими съёмками. 


Кадр из фильма «Оборона Севастополя», А.Ханжонков (1911 год)

«Первые картины были больше похожи на театральные постановки, заснятые на камеру. Со временем, благодаря профессиональным операторам, стала усложняться работа со светом. Стали применять двойную экспозицию. Яков Протазанов – один из самых ярких режиссеров до революции – впервые вставил в художественный фильм документальную вставку (речь про фильм "Уход Великого старца" про Л.Н.Толстого),. А в его фильме "Пиковая дама" можно обнаружить внутрикадровый монтаж, эффектные крупные планы и результаты ночной съемки. Пик монтажа наступил уже в 20-е и 30-е годы. И мы благодарим за это Сергея Эйзенштейна, в первую очередь». 

Режиссёры уже на первых порах экспериментировали с приёмами. Незадолго до революции появился приём с окрашиванием киноплёнок в разные цвета в зависимости от сюжетной линии.  

Интересный факт: Владислав Старевич изобрёл покадровую анимацию, в качестве артистов он использовал засушенных насекомых. 

Менялась постепенно и актёрская игра. Она становилась менее эксцентричной и более пластичной, не похожей на театральную.

В этот же период происходит и появление такого явления как кинокритика.

«Это забавно, но кинокритика и теория кино зародились почти одновременно с рождением русского кино. Чем больше рос интерес к кинематографу, тем больше появлялось периодики на эту тему. Первый киножурнал в России стал выходить в 1907 году, и назывался он очень просто и понятно – "Кино". Со временем стало появляться все больше киножурналов и газет ("Почта синематографа", "Сине-фоно" и другие)». 

Так, за недолгие десять лет кинопроизводство проделало путь и стало серьёзным искусством, богатым на таланты, гениальные творения и технические тонкости. 

Революция в стране и в кино

Октябрьский переворот в 1917 году дал новый вектор развития отечественного кинематографа. Многие известные режиссёры уходили на Запад из-за нестабильной политической ситуации. Так, Александо Ханжонков не вернулся со съёмок в Ялту и перенёс большую часть своего кинопроизводства из России в Крым. Яков Протазанов снял несколько фильмов для советской власти, а затем эмигрировал во Францию, и вернулся только в период новой экономической политики. Петр Чардынин после революции снимал в Литве. А Александр Дранков – пионер российского кинематографа – открыл свою студию в Америке, но впоследствии обанкротился.

Новая власть быстро национализировала все киностудии, однако достичь нужного объёма кинопроизводства не удалось. В кинотеатрах преимущественно показывали старые, дореволюционные работы.


Кадр из фильма «Проект инженера Прайта», Л.Кулешов (1918 год)

Социальные перемены затронули и киноиндустрию. Через искусство велась агитация и пропаганда, прививалась ненависть к классовым врагам, буржуям. Кинематограф был призван выполнять функции своего рода катализатора труда: для служащих и рабочих на экран воспроизводилась правильная техника выполнения того или иного вида работ. Казалось, что идеология поглотила каждый фильм, и больше нет места для прогрессивных, новых идей.

Время экспериментов 

«Если выделять художественное направление, то самое яркое это, конечно, авангард. Но уже через каких-нибудь пять лет охваченная революционным порывом творческая молодежь поразила планету жаждой экспериментов. Люди горели идеями, за счёт чего в киноиндустрии открылось второе дыхание». 

Благодаря контактам с зарубежными кинокомпаниями, в СССР стали появляться интернациональные студии. Например, «МежРабПомФильм» (в сотрудничестве с Германией). Мир был открыт, поэтому у людей была возможность перенимать опыт иностранных коллег. 

Фильмы эпохи авангарда преследовали несколько целей: отразить новый быт вокруг себя, создать реальность, изобрести историю. Авторы переосмысляли исторические события, их роль в настоящем. 

Так, в авангарде начинает свою деятельность первая женщина-режиссёр – Ольга Преображенская. Её картина «Женщины Рязани» стала памятником русской деревне до коллективизации. Одновременно с тем в фильме поднималась социальная повестка – проблема насилия над женщинами в патриархальном обществе.


Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом», Дз.Вертов (1929 год)

В то время режиссер Дзига Вертов в числе первых начал экспериментировать с монтажом. Рядом со зданием кинокомитета находился заброшенный двухэтажный дом, некогда принадлежавший дворянам. Вертов попросил друга и оператора Александра Лемберга встать у входа с киноаппаратом и снимать кадр с замедленным эффектом, а сам поднялся на крышу и спрыгнул вниз. В тот день режиссер отделался парой ушибов. Как итог – на пленке отразилось всё богатство его эмоций за эти доли секунд: от страха до финальной улыбки.

Дзига Вертов сделал вывод: с помощью камеры можно увидеть те мимолетные моменты, которые ускользают от человеческиз глаз. Он называл это явление киноправдой. Его опыт вошел в историю под названием «прыжок Вертова» или «прыжок с грота». 

Ещё одной особенность советского авангарда стало развитие монтажа как средства выразительности экранного повествования. Было придумано множество техник, но прежде всего стоит упомянуть «эффект Кулешова». Советский экспериментатор – Лев Кулешов – заключал в кадр лица актёров и добавлял к ним разные предметы. Таким образом, зрители считывали разные эмоции в зависимости от комбинации. Например, когда видели кадр с актёром и тарелкой супа, казалось, что герой голоден. Открытие Кулешова продолжают использовать в современных кинолентах. 

Долой свободу!

С приходом сталинского тоталитаризма, свободе режиссеров настал конец. Появляются строгие запреты и ограничения. Государство поддерживало картины, прославляющие правительство. Советская власть провозгласила единый жанр для кинематографа – соцреализм. Каждая работа проходила личный контроль Иосифа Сталина. Кроме того, почти везде под запретом оказался прокат зарубежных фильмов. 

В те времена появилась особая жанровая система кино. В неё вошли музыкальная комедия, производственная драма, историческое, оборонное и детское кино, шпионские триллеры. 

Лишь немногие смогли подстроиться под новые жестокие порядки и не лишить «души» свое творчество. Из наиболее ярких кинорежиссёров того периода можно выделить Михаила Ромма. Он стал первым режиссером, который заговорил со зрителями своим голосом, поделился с экрана своими переживаниями и взглядами. Фильм «Обыкновенный фашизм» (1965) осуждал не просто фашистскую систему, но и тоталитаризм в целом. Материалы для съёмок искали и в Германии, и в Польше, для чего команде пришлось разделиться. Группа Михаила Ромма отправилась в Освенцим.

Ромм считал, что при создании фильма нужно следовать за мыслью, а не за фактом. Возможно, именно поэтому кинокартина нашла отклик у зрителей.

«Я пришел к необходимости сталкивать кадры и эпизоды так контрастно, так противоречиво, как только можно. Сталкивать их неожиданно, резкими ударами. Скажем, от лирики к зверству, от зверства к гротеску (пусть это вызовет даже смех – тем лучше!). А от смеха – снова сразу к самому страшному. И так внутри каждой главы. Да и сами главы пусть возникают совершенно неожиданно и будто бы нелогично», – говорил Ромм.

Вместе с тем, важным шагом и достижением в истории становления отечественного кинематографа стал звук. Постепенно немое кино уходило из искусства. Первым фильмом со звуком считается «Путевка в жизнь» Николая Экка.


Кадр из фильма «Путёвка в жизнь», Н.Экк (1931 год)

«Сороковые, роковые…»

«Уже с первых недель войны на фронт пошли кинооператоры, там они снимали оборону городов, освобождение территорий. В последствии, отснятый материал собрали и создали выпуски “Союзкиножурнала”. Так, с 1941 года стали снимать “Боевые киносборники”. Они состояли из короткометражных лент, и напоминали агитационные фильмы периода Гражданской войны. 

Но надо сказать, что в годы войны снимали не только документальные ленты и очерки о войне. Так, на “Мосфильме” уже во время войны были досняты мелодрама “Машенька” Юлия Райзмана и “Свинарка и пастух” Ивана Пырьева. 

Вскоре многие киностудии были эвакуированы в Среднюю Азию. В Сибири Эйзенштейн снимал свою первую серию “Ивана Грозного” (Алма-Ате), Марк Донской снимал “Радугу” (в Ашхабаде), Абрам Роом “Нашествие” (тоже в Алма-Ате). В общем, несмотря на все сложности, съемочный процесс не прекращался…». 

Однако, война в корне изменила кино. Главной функцией стало поднятие духа советской армии. В период боевых действий власти усилили контроль над выпускаемой кинолентой Началась эпоха «малокартинья». 

Был изменён взгляд на сущность войны. На экране отражали жестокость, которую видели на фронте. К первым реальным военным фильмам можно отнести «Радугу», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя». В это время свет увидела последняя картина Сергея Эйзенштейна – трагедия «Иван Грозный» с критикой власти. Предполагался выпуск второй серии этого фильма, однако он был запрещен Сталиным.


Кадр из фильма «Иван Грозный», ​С.Эйзенштейн (1944 год)

Громкая победа, которая была завоевана ценой жизни десятков миллионов людей, вызвала волну кино и новый виток в истории кинематографа в России. Она основывалась на культе личности Сталина. 

Кремлевский режиссер Михал Чиаурели в своих фильмах «Клятва» и «Падение Берлина» возвышал Сталина, представляя его чуть ли не божеством. К концу 40-х отслеживать каждую картину было достаточно сложно, поэтому советская власть придерживалась принципа: лучше меньше, да качественнее, чтобы в лучших традициях «соцреализма».

Шедеврами того времени стали ленты «Сталинградская битва», «Жуковский», «Весна» и «Кубанские сказки». 

Оттепель наступит

«Один из самых заметных периодов российского кинематографа – это период оттепели (неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И.В.Сталина, продолжавшегося около десяти лет). Под “заметным” мы подразумеваем яркость с точки зрения развития языка кино. Можно выделить “Оттепельное кино”, которое стало для нас чем-то вроде “Новой волны” во Франции».

И прежде чем говорить о периоде оттепели с точки зрения кино, нужно понять исторический контекст. 

25 февраля 1956 года, в последний день работы ХХ съезда КПСС, генсек Никита Хрущев зачитал доклад «О культе личности и его последствиях», в котором осуждались сталинский террор и репрессии. Именно с этой «секретной речи» и началась эпоха невиданной свободы, которая затронула почти все стороны жизни советского человека. Культура избавилась от сталинских оков – творцам дышалось гораздо легче.

Заметно ослабла цензура в литературе и кино. СССР стал более открытой страной. В 1957 году в Москве прошел Международный фестиваль молодежи и студентов, буквально открывший для советского человека другой мир – с джинсами и джазом. В 1959-м Хрущев и Никсон начали налаживать культурный обмен между СССР и США. Всё это не могло не сказаться позитивно на развитии кинематографа.

Именно оттепель подарила знакомые нам картины «Я шагаю по Москве», «Они сражались за Родину», «Карнавальная ночь», «Девчата». 

Стоит обратить внимание на частоту использования личных местоимений. Это связано с тем, что все темы и идеи в кинематографе стали раскрываться с точки зрения человека. Внимание к нему усилилось. Он становился самоцельным объектом изучения. Признавалась индивидуальность внутреннего мира людей. 


Кадр из фильма «Карнавальная ночь», Э.Рязанов (1956 год)

Также режиссёры переосмыслили победу в Великой Отечественной войне. Теперь она стала достоянием не только Сталина, но и всего советского народа. 

Остро встал вопрос: «Что делать дальше?». Он прозвучал в финале «Заставы Ильича» главный герой своему погибшему на фронте отцу. 

Персонажи фильмов начинают примерять на себя новые, не аграрные профессии: геолог, журналист, преподаватель. Появляется новый тип героя – противоречивый интеллектуал, задающийся вопросами о смысле бытия. Он потеснил образ русского богатыря. Речь, игра актеров стала более чувственной. 

Дом в советском кинематографе теперь обжитой. В нем кипит жизнь, зарождается любовь, создаются семьи. Из школьной темы вычеркнули морализаторство, сильную воспитательную ноту. 

Советское кино эпохи оттепели – это реакция на череду важнейших исторических переломов. Оно навсегда станет частью мирового кинематографа, достоянием российской культуры. 

Перестройка и постсоветское кино

«Перестройка повлияла на кино по-разному. С одной стороны, появилось больше свободы. Наконец-то можно было достать с полки те фильмы, которые попали под цензуру в СССР. Можно было снимать то, что захочешь. Конечно, были и большие минусы – из-за экономической стороны вопроса страдало качество кинокартин. 

В эти годы особенно было популярно снимать социальные драмы, затрагивать в них острые проблемы. Параллельно снималось много авторского кино».

Попытка либерализации коммунистического режима вызвала постепенное ослабление цензурного гнета. Элем Климов и его картина «Иди и смотри» стал лауреатом Московского кинофестиваля 1985 года. По праву это кино можно отнести к беспощадному реализму Второй мировой войны.


Кадр из фильма «Иди и смотри», Э.Климов (1985 год)

Снижение цензурного гнёта стало предпосылкой к появлению первого российского фильма с откровенными сценами – «Маленькая Вера» Василия Пичулы, снятая в 1988 году. Однако несмотря на получение кинематографом свободы, интерес к киноискусству начал падать. Причин выделяют несколько: распространение видеозалов, импорт американских фильмов, нахлынувший поток отечественной «киночернухи». Серьёзным конкурентом стало телевидение.

Лишь немногие из фильмов получали возможность выйти в свет кинопроката. Отечественное кино не пользовалось спросом у людей, фильмы для массовой аудитории снимались непрофессионально, с плохим техническим оснащением.

Плюсом перестройки можно назвать появление на Западе моды на все русское. Благодаря этому российские фильмы стали неотъемлемой частью больших и малых международных фестивалей. Наиболее престижные международные награды – в Берлине, Каннах, Венеции – получили работы Киры Муратовой («Астенический синдром»), Глеба Панфилова («Тема», «Мать»), Павла Лунгина («Такси-блюз»), Виктора Аристова («Сатана») и Никиты Михалкова («Урга»).

«В 70-х кино обращается к проблеме экономики (можно найти много картин того времени, в которых главный герой – “деловой человек”), также появляются фильмы с выраженной воспитательной установкой. Например, фильмы про школу. В это время снимают много экранизаций. Андрей Тарковский поднимает в своих картинах философско-нравственные вопросы. 

Среди героев фильмов “эпохи застоя” можно обнаружить персонажей, переживающих кризис среднего возраста, имеющие проблемы с алкоголем, живущие с нелюбимыми людьми и работающие на нелюбимой работе. А акже героев, которые никак не хотят исправляться к концу фильма в лучшую сторону, как это было в кино предыдущих десятилетий». 

Лучшие фильмы:

  • А.Тарковский: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1974), «Сталкер» (1979);
  • Н.Михалков: «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Раба любви» (1975), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976); «Пять вечеров» (1978), «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (1979), «Родня» (1982);
  • Л.Шепитько: «Ты и я» (1971), «Восхождение» (1976);
  • Г.Данелия: «Мимино» (1977), «Осенний марафон» (1979);
  • Р.Балаян «Полеты во сне и наяву», 1982;
  • В.Мельников «Отпуск в сентябре», 1979.
     


Кадр из фильма «Солярис», А.Тарковский (1972 год)

Девяностые – это время экономического и социального шторма, нестабильности в обществе. Процент преступности рос в катастрофических масштабах, инфляция отражалась на уровне доходов населения. Кино пострадало едва ли не сильнее всего. 

Стоит ли говорить, что в девяностых качественное производство могли себе позволить только классики и мэтры кинопроизводства? Чтобы добраться до аудитории, картина должна была преодолеть немало препятствий. 

Для решения финансовых проблем открывались маленькие частные киностудии. Самыми запоминающимися на те времена стали комедии «Ширли-мырли», «Особенности национальной охоты», а также фильмы «Вор». 

Кинематограф ускорился. Теперь акцент делался не на слово, а на доходчивый образ. В картинах демонстрировали политические карикатуры и неблагополучие окружающего мира.

В начале девяностых государство все еще продолжало по привычке финансировать существенную часть из 213 отечественных фильмов 1991 года. Появлялись видеозалы, где зрители с наслаждением смотрели в экраны с пиратскими копиями «Терминатора» и «Эмманюэль». 

Фурор в российском кинематографе произвёл фильм Алексея Балабанова «Брат». Премьера боевика состоялась 17 мая 1997 года в Каннах, а спустя месяц его показали на фестивале «Кинотавр». На нём исполнитель главной роли Сергей Бодров-младший и постановщик ленты получили Гран-при фестиваля как лучший актер и лучший режиссер соответственно.


Кадр из фильма «Ширли-мырли», В.Меньшов (1995 год)

Выходят обличительно-разоблачительные ленты о сталинских лагерях («А в России опять окаянные дни...»), боевики на тему афганской войны и ее последствий («Афганец», «По прозвищу «Зверь»).

Подавляющее большинство фильмов страдали все той же неизбывной болезнью российского кино класса «Б» – непрофессионализм и техническая бедность постановки.

Рассказанные в девяностых истории впоследствии сформируют свою систему взглядов на мир, которая даст плоды уже в нулевых. Социальные проблемы нашли своё отражение в криминальном кино, таком как «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург». Одним из известнейших и противоречивых считается сериал «Бригада» – все эти сериалы отражают суровую реальность 1990-х.

Что сейчас?

Кинематограф на современном этапе все чаще носит развлекательный характер. Фактически 95% фильмов выпускаются именно в этом направлении. Это явление связано с высокой прибылью и телевизионными рейтингами. Самыми популярными жанрами российского кино является криминал, комедия и история.  Значительную поддержку получают фильмы с традиционными для России ценностями, наподобие «Т-34».

В прокат выходит много документальных фильмов и сериалов с элементами художественного вымысла. Большая часть действительно достойных фильмов – подражание Голливуду.
Многими исследователями отмечается большой потенциал у регионального кино. Тезис подтверждается примером Кантемира Балагова, режиссера фильмов «Теснота» и «Дылда» (тоже участников Каннского кинофестиваля). Он снял в США пилотный эпизод для сериала по популярной видеоигре The Last of Us. 


Кадр из фильма «Теснота», К.Балагов (2017 год)

В 2023 году отчётливо проявилась закономерность перезапусков российских сериалов. «Папины дочки» переродились в «Папины дочки. Новые», а «Счастливы вместе» – в «Букиных». Таким образом режиссёры играют на нашей ностальгии. Здесь можно отметить попытки ремейка советских фильмов: «Самоирония судьбы», «Иван Васильевич меняет всё», «Служебный роман: наше время». Однако по качеству они уступают классике кинематографа. 

Маркетинг имеет всю большую роль в современном кино. Стоимость рекламы в отечественном кино доходит до сумм в 11,3 млн рублей. Чем больше говорят о выпускаемой картине, тем больше вероятность побить рекорды просмотров. Так, например, города России были увешаны баннерами с рекламой «Холопа». Как итог — 3,1 миллиарда рублей сборов. Долгое время этот фильм занимал лидирующую позицию, пока в прокат не вышел «Чебурашка», который собрал более 3,5 миллиардов рублей. 

Однако среди основных проблем современного российского кино чаще всего до сих пор выделяют нехватку спонсирования.  

«Одна из главных проблем – это экономическая проблема. Например, чтобы молодому режиссёру снять хорошее кино, нужно долго и упорно искать спонсоров или же снимать на свои деньги. У моих знакомых режиссеров, например, есть много идей, но чтобы сделать из них полнометражный фильм, не хватает средств. Поэтому чаще снимают короткометражки… 

Но, конечно, не все так плохо. У нас много авторского кино, которое попадает на фестивали, много фильмов, снятых на языке коренных народов России. Можно здесь выделить Якутское кино! А ещё для меня в том году стал открытием фильм Малики Мусаевой "Клетка ищет птицу", снятый на чеченском языке и поднимающий проблемы местных женщин…» 

Большинство режиссеров в России часто подвергаются критике не только со стороны публики, но и киноэкспертов. Больше всего обсуждают Никиту Михалкова, Федора Бондарчука и Тимура Бекмамбетова. Многие критики писали, что качество фильмов российского производства упало, а некоторые эксперты также указывали на нехватку креативности у сценаристов. 

Кинокритики подчёркивают зависимость идей кинокартин от спроса. Режиссеры акцентируют внимание не на том. Качество сценария и съемки, интересные повороты сюжета отодвигаются в сторону ради прибыли.

Прогнозы развития российского кинематографа самые разные – от позитивного до негативного. Например, кинокритик Иван Афанасьев предлагает следующий вариант развития событий:

«...Возможно, из этих молодых документалистов и проступит новое, “кризисное” российское кино, как это было в 2000-х с такими современными кинематографистами, как Валерия Гай Германика и Борис Хлебников. Одно можно сказать точно – у российского кинематографа, оказавшегося будто бы в тупике, есть шанс на новый виток эволюции, которая произойдет вне зависимости от того, что будет в России и за ее пределами. Вопрос лишь в том, когда российское кино сможет снова оказаться в авангарде – хочется надеяться, что все мы до этого доживем…»

Елена Дубовченко, эксперт в области медиабизнеса, прогнозирует закрытие ряда кинозалов, постепенное снижение интереса российского зрителя к западному контенту из-за антироссийского содержания новых голливудских картин, дефицит зрелищных, высокобюджетных научно-фантастических фильмов. 

А Александр Акопов, директор Института кино, отвечает на вопрос о будущем российского кино таким образом: 

«...Переломные моменты в истории всегда стимулировали людей. Мы начинаем переосмысливать свое отношение к событиям, к миру вокруг, перестраивать систему ценностей. "Война и мир", например, одно из величайших художественных достижений в истории человечества, посвящен именно такому переломному периоду. Думаю, аудитория имеет право ожидать подобных монументальных работ. И у нас есть все возможности их создать…»

История российского кинематографа уникальна, продолжает твориться и по сей день. Был проделан большой путь от немого кино до полномасштабных блокбастеров. Сейчас у кинематографа непростой период, но мы верим в то, что он не бесконечен. Молодые умы будут предлагать новые, интересные идеи. Любите и смотрите наше кино!


Текст: Арина Сангинова
Фото: Открытые источники