ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
03 марта
02 марта
01 марта
29 февраля
28 февраля
27 февраля
26 февраля
25 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
11 февраля
09 февраля
07 февраля
06 февраля
02 февраля
30 января
27 января
25 января
24 января
20 января
18 января
17 января
10 января
09 января
05 января
30 декабря
27 декабря
26 декабря
25 декабря
23 декабря
22 декабря
21 декабря
20 декабря
19 декабря
18 декабря
16 декабря
15 декабря
14 декабря
12 декабря
08 декабря
05 декабря
28 ноября
25 ноября
23 ноября
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября

Санкт-Петербург: Техника, стиль, насмотренность

15 марта, 16:00

 

15 марта – Молодёжные новости. Виталий Вдовенков – профессиональный фотограф и будущий кинооператор. Учится на третьем курсе в Государственном институте кино и телевидения. Виталий фотографирует с девяти лет. Его работы публиковали «Петербургский дневник», «Фонтанка», «РИА Новости», «Собака.ru», «Известия», «Комсомольская правда». Виталий сотрудничает с Комитетом по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями, студией «Видеопродакшн PiterPro», теннисным клубом Formula TX, а также ОМОО «МИР».

В интервью Виталий рассказал, как пришел в профессию и поделился практическими советами с начинающими фотографами.

Как ты начал заниматься фотографией?

Я увлекся этим в третьем классе. Мы путешествовали с родителями по Европе. Я видел достопримечательности, замечал красивые пейзажи. Хотел запечатлеть их на память в фотоальбом. Снимал тогда на «мыльницу» в авторежиме.

В шестом классе я пошел в фотошколу. Меня учили настраивать камеру, пользоваться светом, снимать натюрморты, портреты, понимать правила композиции. До этого во многом фотографировал интуитивно. В фотошколе мне дали начальные знания, которые помогли на профессиональном пути.

Нужно ли заканчивать учебное заведение или можно научиться фотографировать самостоятельно?

Плюс учебных заведений в том, что они дают тебе фидбэк, в отличие от онлайн-курсов и видео на YouTube. Там ты изучишь основы, правила построения композиции, узнаешь, как работать со светом. На практике ты можешь это сделать, но не будет обратной связи, благодаря которой поймёшь ошибки и начнёшь работать над собой. Если нет фидбэка от профессионала, нет развития.

Особенно это важно при работе со светом, где очень много тонкостей. Учёба в институте заточена на то, чтобы воссоздавать эффекты освещения как в жизни, потому что зритель должен верить в изображение. Например, эффект солнечного освещения или пасмурной погоды.

В вузе мне более подробно объяснили приёмы композиции. Развеяли страх, что нужно использовать стандартные пропорции при кадрировании, а не исходить из содержания изображения.

Учебный натюрморт, 2021

Насколько важно на первых этапах иметь профессиональную технику?

Необязательно покупать дорогую камеру. На первых этапах можно просто выходить на улицу, на натуру. Искать всевозможные жанровые сюжеты, ситуации. Для этого достаточно простой камеры с ручными настройками. Неважно, насколько она справляется с шумами. Мы находимся не в помещении, а на натуре с достаточно хорошим освещением.

Нужен недорогой светосильный объектив, например, 50mm, который позволяет работать с оптическим выделением и отделять людей от фона. Такого комплекта хватит, чтобы научиться работать со светом в студии.

Когда снимаешь профессионально, выбираешь более дорогую технику. Суть не в том, что камера и объектив много стоят, а в том, что они дают больше возможностей. Ты можешь снимать в темном помещении, фотографировать спорт и ловить «тот самый момент». Его нереально «поймать» на более дешевую оптику из-за автофокуса и невозможности настроить камеру в целом.

Международный теннисный турнир St. Petersburg Ladies' Trophy, 2022

Что лучше: купить свою технику или арендовать ее?

Ты выбираешь камеру в зависимости от задач. Для видеосъемки нужна легкая техника, чтобы положить на плечо и снимать. Для кино можно брать более крупную камеру. Такая техника, как правило, дорогая – она стоит от 3 до 5 млн рублей. Выгоднее брать в аренду.

Фотоаппарат лучше покупать. Аренда недешёвая: профессиональная камера стоит около 1000 рублей за смену. Если ты часто снимаешь, это невыгодно.

Аренда – хороший вариант, когда работаешь над крупным проектом, и это окупится. Если твоя техника на ремонте, и нужна замена. Арендовать можно в качестве тест-драйва: попробовать разные камеры, чтобы выбрать подходящую. Это интересный и полезный опыт. Если ещё учишься снимать, лучше подобрать бюджетную технику и работать с ней.

Фотография – это технология или искусство?

На коммерческой съёмке я стараюсь сделать фотографию, которая понравится клиенту, и я останусь доволен своей работой. Снимок будет технически совершенен, с верной цветокоррекцией, выверенной композицией, отсутствием расфокуса или эффекта смазанного кадра.

Как и у художника, у фотографа есть свои инструменты. Ты не рисуешь рукой, а условно нажимаешь на кнопку. При этом работаешь со светом, композицией, тональной и линейной перспективой, выбираешь точку съёмки. Используешь множество разных средств, как художник, архитектор, скульптор. Когда при этом вкладываешь что-то от себя, свою идею, душу, хочешь сказать что-то фотографией, наверное, это можно считать искусством.

Кто твой любимый фотограф?

Как самый знаковый – Анри Картье-Брессон. Он с философской точки зрения осмыслил фотографию. Мне нравятся его репортажи, как он ловит момент, своими работами рассказывает о каком-то событии, людях, стране, городе. Это же могу выделить и у Стива Маккари. Мне нравится, как он работает с композицией, цветом и передает эти истории.

Как фотографу найти свой стиль?

Он скорее нарабатывается с опытом. Сначала ты изучаешь технологические приёмы, учишься делать качественные снимки. Со временем понимаешь, что тебе нравится, что лучше получается, какие есть особенности в твоих фотографиях. Стиль также нарабатывается насмотренностью.

Пожар на «Невской мануфактуре», 12 апреля 2021 года

Как развивать насмотренность?

Ходить на художественные выставки. В музеи современного искусства, в Русский музей, Третьяковку. Картины помогают с точки зрения композиции, построения света, выделения главного, работы с колоритом.

Можно обращаться к снимкам других фотографов. Не копировать стиль, а брать их конкретные фишки. То же самое с фильмами. Фотография – статичный вид искусства. Невозможно взять движение камеры, длинные планы. Но доступны композиция, цвет, колорит, и в целом как освещаются люди в фильмах.

Насколько важна обработка в фотографии?

Снимок изначально должен быть технологически качественным. Если фотография пересвечена, или, наоборот, слишком тёмная, ты не сможешь получить хороший результат – будут провалы в свете или тенях. Это не исправить, даже если снимать в RAW-формате, то есть в «сыром». В идеале должны быть выставлены композиция, светотеневой баланс. В дальнейшем обработка помогает уточнить, заглушить или подчеркнуть эти моменты.

Какие программы для обработки фотографий стоит освоить начинающим фотографам?

По большей части «адобовские». Я пользуюсь Adobe Lightroom. В нем богатая палитра инструментов, где можно обработать сразу поток снимков.

В Adobe Photoshop ты работаешь с одной фотографией. Это хорошо, когда обрабатываешь портрет: нужно сделать ретушь и убрать мелкие дефекты. Если у тебя репортаж, в который входит 150 снимков, подойдет Lightroom. В последней версии он стал намного удобнее.

Есть бесплатная программа DaVinci. Она больше для кино, но в ней можно обрабатывать и фотографии. Она изначально была создана для этого.

Карачаево-Черкессия, Домбай, 2021

Северная Осетия, 2021

Какие еще рекомендации ты бы мог дать начинающим фотографам?

Я бы порекомендовал пойти в фотошколу. В Питере их много, и есть бесплатные, например, в Аничковом дворце. Здесь дадут основы, с которыми потом нужно активно снимать и нарабатывать опыт. В фотошколах есть обратная связь, и ты сможешь делать работу над ошибками.

Когда фотографии станут качественными, идти в волонтерские организации. Снимать мероприятия. Если интересна портретная съемка – брать проекты и нарабатывать портфолио. То же самое со стрит-фотографией, съемкой натюрмортов.

В фотошколе или дома учиться выстраивать свет даже с использованием настольной лампы или свечи. Развивать насмотренность: ходить на выставки, смотреть фильмы, работы других фотографов в интернете или в журналах.

 

Текст: Екатерина Кузнецова

Фото: Виталий Вдовенков

***

Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий.