Санкт-Петербург: Музей религий представил выставку уникальных икон советского периода
31 января – Молодёжные новости. 26 января в Государственном музее истории религии открыли первую в России выставку, посвященную советским иконам. У посетителей музея появилась уникальная возможность увидеть настоящие религиозные артефакты эпохи гонений. Выставка включает более 70 икон, собранных Центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ.
Одним из кураторов выставки стала Анастасия Завьялова, студентка культурологии РГГУ и участница проекта по изучению и реставрации советских икон. В интервью Анастасия рассказала о процессе собирания икон, о самом необычном экспонате выставки и отношении современной церкви к советским религиозным артефактам.
Анастасия, расскажите, как вы пришли к изучению икон советского периода, чем вас привлекла именно эта сторона культурной антропологии?
Когда поступаешь на культурологию в РГГУ, постепенно так или иначе начинаешь хотеть заниматься наукой. Если есть доступные источники, окружённые нарративами, или источники материальные, интерес возгорается сразу. А икона – это объект не только духовной, но и материальной культуры. Советская икона – это то, что, на самом деле, можно найти почти в каждом селе в каждом доме. Естественно, я их когда-то уже видела. Это исследовательский материал, который сам идет в руки.
Какие этапы изучения икон существуют? Что больше всего нравится в этом процессе?
Для того, чтобы изучить советские иконы, нужно в первую очередь их увидеть. Материальный носитель сам по себе может многое рассказать. Для того, чтобы их обнаружить, нужно было отправиться в экспедицию – в городских домах такие иконы встречаются редко. Здесь сложно сказать, что нравится больше, наверное, весь процесс, ведь он сопряжен не просто с теоретическими изысканиями, но и с практическими - с рассказами местных жителей, живыми историями. Когда ищешь иконы, то ощущаешь себя не только культурологом, но и одновременно археологом и даже детективом. Дух захватывает, когда находишь те артефакты, которые были нужны для изучения.
В какие регионы вы чаще всего отправляетесь для собирания икон?
Большинство представленных на выставке икон – это результат наших экспедиций, прежде всего в Нижегородской области, куда мы отправлялись изначально, работая над другим проектом, но почти случайно вышли на тематику советского религиозного наивного искусства. Кроме Нижегородской области мы были в Воронежской области. На моей родине в Брянске советский рукодельный образ – это также распространенное явление.
Существуют ли какие-то локальные черты советских икон, позволяющие понять в какой части России они создавались?
Да, существуют. Так, иконы, обнаруженные в Нижегородской области – это ближайшие наследники традиции мастеров 19 века Вязниковского уезда (села Холуй, Мстера, Палех). Кроме того, советские фолежные иконы-киотки, выполненные в южных регионах (Воронежская, Курская, Белгородская, Тамбовская), хоть и несколько примитивны, но все же напоминают традицию мастеров рубежа XIX-XX веков. Так, например, некоторые советские образовники из Курска и Белгорода переняли обычай закреплять в киоте свечки из бумаги и фольги и голубка – это яркая особенность старинных «фолежек» из слободы Борисовки Курской области (сейчас - Белгородской области).
Есть ли среди экспонатов выставки иконы, которые вам особенно дороги и интересны?
Одна из самых интересных икон - это, пожалуй, образ Богоматери «Знамение», найденной в поселке городского типа Ардатов Нижегородской области, она, как и многие советские иконы, выполнена в технике бриколажа. Взяв за основу дореволюционную икону-подокладницу, мастер советской эпохи яркими красками дорисовал одежды для Богоматери и Младенца в манере наивной росписи и окружил писаный образ цветами из бытовых материалов – фетра, поролона, обложек тетрадей и конфетных фантиков. Еще одна икона, которая мне очень нравится, это Богоматерь Скоропослушница из села Нелей в Нижегородской области. Она хранилась в закрытой руинрованной церкви, этот образ нам передали старожилы села. Здесь хорошо виден геометрический орнамент, напоминающий снежинку с лепестками – «елочками».
Экспонатом с необычной историей можно считать образ Николая Мирликийского из села Кременки Нижегородской области. Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что в отличие от других икон у оклада конкретно этого рукодельного образа фольга более плотная и состоит из склеенных между собой полос. Дело в том, что материал для декорирования иконы Николая Мирликийского тайно вынесли из секретного завода Арзамас-16.
Выставка называется «Советские иконы: религиозные артефакты эпохи гонений». Очевидно, что в СССР на православие, как и другие религии налагался строгий запрет. А как дела обстояли с иконами, с ними тоже боролись?
В то время религия становилась теневой стороной жизни людей, даже в сельской местности. Как правило церкви и храмы были закрыты, вместо них верующие устраивали молельные дома, где совершали необходимые обряды. Иконы также старались без надобности не афишировать, но в каждом селе был свой мастер, о нем все жители знали и просили обрядить образ к важному событию своей жизни, например, к венчанию. Даже если это была свадьба детей коммунистов без иконы обойтись было нельзя. В Нижегородской области это считалось обязательном атрибутом новой семьи.
А как сейчас церковь относится к иконам советского времени? Признаются ли такие изображения каноничными?
Священники по-разному относятся к таким иконам. Некоторые их считают важными, потому что они свидетельствуют о сохранении веры у людей в трудную эпоху. Есть же священнослужители, которые отрицают ценность таких икон и считают, что они должны уйти в прошлое. В целом советские иконы сейчас исчезают из сельских домов. Их бывшие владельцы умирают, а наследники, современное поколение, предпочитают молиться перед новыми иконами, написанными или отпечатанными, например, в Софрино.
Выставку «Советские иконы: религиозные артефакты эпохи гонений» пройдет в Музее истории религии до 21 марта 2023.
Текст: Елизавета Богданчикова
***
Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий.