22 ноября
21 ноября
20 ноября

Новосибирская область: Учёные выявили закономерности колонизации древесных растений листоядными насекомыми

Закономерности освоения насекомыми древесных растений-интродуцентов, нетипичных для Сибири, а также перспектива использования ботанических садов для оценки факторов, влияющих на интенсивность колонизации растений насекомыми, стали объектами совместного исследования учёных России и Швейцарии. Результаты опубликовал международный научный журнал Oecologia.

Как сообщила доцент Сибирского федерального университета, старший научный сотрудник Института леса СО РАН Наталья Кириченко, в качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение, что местные насекомые как листогрызущие, так и живущие в толще листовой пластины (минёры) гораздо менее охотно колонизируют растения-интродуценты, чем местные виды растений.

Для тестирования гипотезы учёные использовали коллекцию древесных растений Центрального Сибирского ботанического сада СО РАН (Новосибирск), в котором собраны свыше 600 видов и форм местных и иноземных древесных растений из разных ботанико-флористических регионов (Европы, Азии, Северной Америки). Учёные проанализировали трофические связи насекомых со 150 видами древесных растений в Сибири, провели оценку степени освоения растений минёрами и листогрызущими насекомыми, а также сравнили таксономическое разнообразие минирующих насекомых на растениях местного и неместного происхождения.

«В условиях западной Сибири древесные растения-интродуценты хуже повреждаются местными минёрами и листогрызами, чем местные растения. Древесные растения-интродуценты, имеющие родственные связи с местной флорой осваиваются интенсивнее и служат нишей для большего числа видов минёров, чем растения-экзоты (т.е. не имеющие таксономического родства с местной арборифлорой на уровне рода или семейства), – подчеркнула Наталья Кириченко. –Мы пришли к выводу, что регион происхождения древесных растений-интродуцентов не всегда является фактором, определяющим степень повреждения растений минирующими и листогрызущими насекомыми».

Её коллега, руководитель лаборатории оценки рисков инвазий Сельскохозяйственного бюро стран Содружества (CABI, Швейцария) Марк Кенис отметил: «Помимо фундаментального значения результаты этих исследований имеют прикладной характер и могут быть использованы при проверке гипотез, связанных с биологическим инвазиями листоядных насекомых. Также они раскрывают потенциал использования ботанических садов для выполнения масштабных работ по ревизии местной фауны и изучению трофических связей насекомых с различными видами древесных растений».
Исследования учёных России и Швейцарии выполнено при поддержке научных фондов Le Studium (Франция) и РФФИ.

Информация и фото предоставлены пресс-службой Сибирского федерального университета