18 октября
17 октября
16 октября

Томская область: Ученые лаборатории ТПУ разрабатывают способ управления клетками с помощью магнита

26 декабря, 12:51

26 декабря — Молодёжные новости. Ученые лаборатории новых лекарственных форм Томского политехнического университета работают над созданием технологии, позволяющей управлять мезенхимальными стволовыми клетками организма пациента. Технология позволит более эффективно лечить онкологические заболевания. Для борьбы с раковыми клетками ученые предлагают использовать собственные клетки пациента. Родная клетка организма не будет отторгаться его иммунной системой и сможет доставить лекарство прямо в очаг заболевания.

Подробнее с исследованием ученых можно ознакомиться в научной статье, опубликованной в журнале Advanced Healthcare Materials.

В публикации учеными впервые показана возможность стволовых клеток захватывать магнитные микрокапсулы для управления функциональных свойств клеток и создания отдельных клеточных культур, которыми можно будет управлять с помощью магнита.

Принцип новой технологии заключается в том, что в мезенхимальные стволовые клетки (МСК) организма пациента, размер которых составляет примерно 10 микрон, внедряются магнитоуправляемые микрокапсулы с загруженным в них лекарственным веществом. С помощью магнита стволовая клетка направляется в раковую опухоль; микроконтейнер, находящейся внутри нее, разрушается и высвобождает лекарственный препарат. Таким образом, лекарство попадает точно в цель, поражая раковые клетки организма и не причиняя при этом вреда здоровым.

«Мезенхимельные стволовые клетки обладают свойством миграции в область опухоли. Также они способны к направленной дифференцировке in vivo (ред. — опыты "в пробирке") и in vitro (ред. — опыты "внутри живого организма") в клетки костной, жировой, хрящевой, мышечной или соединительной ткани. Поэтому МСК привлекают внимание исследователей и практических врачей с точки зрения их возможного использования для заместительной или восстановительной терапии заболеваний, генной или клеточной инженерии», — рассказывает один из авторов научной статьи Александр Тимин, младший научный сотрудник лаборатории новых лекарственных форм Центра RASA при ТПУ.

Над разработкой магнитоуправляемых стволовых клеток политехники работают совместно с коллегами из Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова и Лондонского университета королевы Марии (Queen Mary University of London).

Напомним, в лаборатории новых лекарственных форм политехники вместе с российскими и зарубежными учеными-медиками разрабатывают технологии управляемой доставки лекарственных средств в организм пациента. Ученые создают «дистанционно управляемые» гибридные микроконтейнеры, которые можно доставлять в разные места и, в частности, в клетки нашего организма.

Формирование лаборатории новых лекарственных форм Центра RASA на базе ТПУ началось в январе этого года. Ее возглавляют представители Международной ассоциации русскоговорящих ученых (RASA). Заведующий лабораторией — Глеб Сухоруков, глава отделения биополимерных и биоорганических поверхностей Школы инженерных наук и материаловедения Лондонского университета королевы Марии (Великобритания), президент Ассоциации русскоговорящих ученых в Европе.

Мезенхимальные стволовые клетки — это популяция клеток, различающихся морфологически и по потенциалу их действия. По последним данным из США, наибольшим потенциалом обладают самые мелкие клетки размером до 10 микрон. Их возможности сопоставимы с потенциалом эмбриональных стволовых клеток, а применение имеет все преимущества МСК. Данные клетки проходят сейчас стадию тщательных научных исследований в ведущих лабораториях мира, наиболее продвинутые исследования в этой области в США. Получение и культивирование их связано с большими трудностями по сравнению с более крупными клетками, но, возможно, они и есть то первоначальное звено, в котором заключена тайна молодости, здоровья и долголетия.

Международная ассоциация русскоговорящих ученых (Russian-speaking AcademicScience Association — RASA) — это неправительственная некоммерческая организация, основанная в 2008 году. Работает в Азии, Европе и США. Основная цель — сохранение, укрепление и развитие единого интеллектуального и культурного пространства русскоговорящего научного сообщества.

Информация и фото предоставлены пресс-службой ТПУ