ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
28 июня
27 июня
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

«Премия МИРа-2016»: Интервью с номинантом Данарой Курмановой

18 октября, 13:13

Данара Курманова родилась 5 мая 1994г. в городе Уральск (Казахстан), сейчас проживает в Москве. Данара учится на 1 курсе магистратуры на филологическом факультете по направлению «Журналистика» в Российском университете Дружбы Народов. Данара – международный журналист.

Данара, заявленная Вами номинация «Позитивный вклад в информационное пространство». Что Вы под этим подразумеваете? И с чего началась Ваша деятельность в этой области?

- Итак, мне 22 года и почти 10 лет из них я работаю. Все началось с того, что я с детства мечтала быть журналистом и, когда мне исполнилось 13, я решила действовать, потому что во всех интервью с маститыми журналистами я читала, что чем раньше вы начинаете познавать эту профессию на практике, тем оно лучше. 

В 13 лет я начала обходить редакции местных газет, отправлять свои работы и… 19 раз я получила отказ. В 20-ый раз я решила отправить свои статьи в журнал Cosmopolitan. На тот момент в Казахстане это был флагман издательского бизнеса, и я решила, что пусть в таком случае отказов будет круглое число. И если в такой солидной компании, в журнале с такой историей, а Cosmopolitan существует практически 200 лет, мне скажут, что у меня нет способностей, тогда я больше не буду пытаться. 

Однако буквально через несколько часов мне ответили, что со мной готовы работать, меня готовы обучать и готовить к профессии. Так началась моя работа. Почти 10 лет я являюсь автором Cosmopolitan. На тот момент, когда я приступала, я была самым молодым автором Cosmopolitan в мире. Я рассказываю это к тому, что ни в коем случае не нужно сдаваться. Обязательно пробуйте. Не получилось несколько раз, попробуйте еще. Если это ваше, то у вас обязательно все получится.

  Не могли бы Вы подробнее рассказать о том, чем Вы занимались эти 10 лет? В чем заключалась Ваша работа как «автора» Cosmopolitan?

- 10 лет я являюсь автором «Cosmopolitan. Казахстан». 5 лет назад прибавился еще один международный проект. Это журнал «Домашний очаг». Издается он в России и во всем мире он известен под брендом «Good house keeping».  А в 2013 году я отправилась на семинары в Грузию и я не думала, что это приведет к чему-либо, кроме повышения квалификации. Однако Закавказье меня очаровало. Находясь в Грузии, я заговорила по-грузински. Тбилиси – столица Грузии – город многонациональный: там я начала немного говорить по-армянски. В итоге, когда мне предложили сделать цикл статей о Закавказье, я, разумеется, согласилась. 

Дело в том, что с момента развала Советского Союза, давайте признаем, что мы потеряли связи c бывшими советскими республиками, перестали слышать друг о друге. А в 2013 году произошел всплеск: людей заинтересовала Грузия, начали развиваться туристические направления в эту страну, так же, как и в Армению. И мой цикл публикаций предполагал, что из статьи в статью на протяжении года я буду открывать читателям, что такое настоящая Грузия и что такое настоящая Армения. Эта работа, как журналисту, мне показалась очень интересной, потому что я специализируюсь в двух направлениях: первое - это глянец - тут я пишу не только о сфере красоты, но и освещаю вопросы психологии, пишу о бизнес-кейсах, публикую интервью со знаменитостями, то есть акцентирую внимание читателей на чем-то хорошем. 
В Cosmopolitan я долгое время вела свою авторскую рубрику, которая называлась "Как они могут? Женщины, которые вдохновляют". Эта рубрика каждый месяц рассказывала о трех девушках, которые вносят какие - либо позитивные изменения не только в казахстанскую жизнь, но и в решение международных вопросов. Это были девушки, которые занимались благотворительностью, девушки-инвалиды, занимающиеся спортом, и побеждающие на бальных танцах; это были выдающиеся преподавательницы. В общем, если посчитать, за время ведения этой рубрики я рассказала, наверное, о 500 женщинах на страницах Cosmo.

А вторая моя специализация — этно-журналистика и культура. Дело в том, что в Казахстане по инициативе президента страны, Нурсултана Абишевича Назарбаева, действует уникальный социальный институт, Ассамблея народа Казахстана. В его рамках функционируют культурные центры, объединения всех этносов, которые проживают на территории Казахстана. А Казахстан, как и Россия, страна многонациональная. По статистике на данный момент в Казахстане проживает 130 этносов. А по стратегии и философии государства, все эти этносы образуют один народ, который зовется казахстанцы. И любой человек, который приезжает в Казахстан, будет чувствовать себя комфортно, потому что в рамках этих этно-культурных объединений издаются газеты. Например, Вы, Марина, сможете найти газету на армянском языке. Она распространяется бесплатно. 
Стратегию этой организации я и поддерживала в своих статьях. Я писала о различных народах, путешествовала по странам бывшего Советского Союза и не только. Я рассказывала о культурах, обычаях и традициях народа, то есть старалась подчеркнуть в своих материалах что-то светлое, интересное, показывая, тем самым, насколько красив и многообразен мир, в котором мы живем. 
Также я сотрудничала в Казахстане с армянским, татарским, казачьим, русским, корейским, грузинским и азербайджанским культурными центрами. И поэтому, когда мне предложили стать специально корреспондентом Закавказья, конечно же, меня эта идея увлекал и заразила. Сначала это был цикл больше с туристическим уклоном: я рассказывала о различных уголках Грузии и Армении. Это был такой мини-справочник для человека, который решил посмотреть эти страны. В этом справочнике были освещены ответы на вопросы: Какие достопримечательности стоит посетить? Где можно поесть? Куда отправиться на экскурсию? Потом проект стал расти, он охватил еще и некоторые культурные мероприятия, встречи с известными людьми, которые знамениты на всю территорию бывшего Советского Союза. Материалы из этого цикла выходили в печать не только в Казахстане, некоторые статьи были написаны специально для российских журналов. Так, например, я сотрудничала с такими российскими журналами, как "Gala Биография", "Story", онлайн - журналом "Частный Корреспондент". 
Итак, получилось 3 сегмента: первый — работа этно - культурных объединений в различных странах; второй — культура страны, туризм; третье — этносы в лицах.

За этот проект я получила 2 награды в Казахстане. Это премия "Ансар" от Ассамблеи народа Казахстана (2013г.), звание лучшего молодого журналиста Казахстана (2015 г.), и также я стала членом Союза журналистов республики Казахстан. Также я одержала победу на конкурсе сочинений, посвященном юбилею М.Ю.Лермонтова, проходившем в Пензе в 2014 году. Я писала эссе на тему связи Грузии с М.Ю.Лермонтовым, такой историко-культурный материал, так скажем.

Данара, Вам было 13 лет, когда Вы полноценно начали строить карьеру журналиста. Сложно ли было писать оригинальные и интересные авторские статьи в таком возрасте? Кем был тот Мастер Слова, который обучил Вас азам журналистики?

- Я не могу сказать, что мне было сложно. Мне было очень интересно. Трудность, наверное, заключалась только в том, что меня не воспринимали всерьез, во многом мои респонденты. И я могу их понять: им звонят из солидного журнала и говорят, что мы хотим назначить с Вами интервью, а в итоге приходит ребенок. Наверное, у людей это вызывало какие-то смешанные чувства. Но на самом деле это, в буквальном смысле слова, дрессирует, потому что ты начинаешь как можно более тщательно готовиться к интервью, к каждой встрече с человеком, ты учишься узнавать о нем доскональную информацию. Учишься вести беседу так, чтобы на каждый вопрос ему было интересно отвечать, чтобы не задавать вопрос, который ему уже приелся, который он слышал уже сто раз; удивлять его как-то в разговоре, чтобы ему было интереснее рассуждать. Так что сейчас мне кажется, что мой возраст, он даже был плюсом. Правда до сих пор случаются казусы, когда меня приглашают на собеседования в какие - то журналистские проекты и потенциальный работодатель поначалу никак не может поверить, что у меня стаж работы практически 10 лет и я до сих пор учусь в университете. Как же такое может быть?! Ну приходится объяснять, ничего не поделаешь. 
Говоря о том, кто для меня стал мэтром в области журналистики, я хочу выделить Елену Мельникову, которая на данный момент является главным редактором журнала "Домашний очаг. Казахстан". Это человек, который поддерживал меня во всех моих журналистских идеях, предоставлял площадку для творчества, и несмотря на мой возраст, всегда вел себя со мной на равных. 

Если говорить о человеке, который меня привлек к журналистике, почему меня эта профессия нравится с детства, то тут можно назвать российскую писательницу, Этери Чаландзия. Я полюбила эту профессию, читая именно ее статьи.

Это очень интересно. Особенно полезна для начинающих журналистов история Вашего восхождения на Олимп, хотя, мне кажется, это еще не предел для Вас — все то, чего Вы уже успели добиться в области журналистики.

Марина, Вам спасибо, конечно, за теплые слова, но я не считаю это восхождением на Олимп, или чем-то выдающимся. В данный момент ч не кокетничаю, просто мне кажется, что человек должен свою работу выполнять качественно. Особенно если ты работаешь с общественностью. Это у меня от родителей. Родители у меня ученые - преподаватели: мама — кандидат экономических наук, отец — доктор ветеринарных наук. И работать с людьми, я это поняла, глядя на них, это большая ответственность. 

Вы можете посмотреть мои статьи, и Вы не найдете там ни одного негативного материала. Я знаю, что журналист всегда должен находиться в какой-то борьбе, в конфликте, что профессия заключается в том, чтобы добыть информацию любым путем, но лично мне не кажется, что в этом заключается единственная роль журналистики. Это, конечно, мое сугубо личное мнение, но в данный момент наше инфопространство перегружено негативной информацией. Мы постоянно читаем негативные новости, мы видим их настолько часто, что мы уже к ним привыкли, и они уже не вызывают такую бурю эмоций, какую вызывали раньше. Мне кажется, нам не достает позитивных, вдохновляющих историй, и поэтому их нужно публиковать как можно больше. Их сила в том, что они могут вдохновить. Когда я встречаюсь со своими знаменитыми респондентами, я всегда пытаюсь построить беседу так, чтобы любой человек, читая потом этот разговор в печати, смог извлечь для себя что-то светлое. И не обязательно это должна быть высокая цель, к которой ты стремишься, например, желание стать актером, или певцом. Дело в том, что, чаще всего, люди, которые добиваются таких высот, еще и удивительно светлые. Они настоящие люди. И жизнь у них не всегда легкая и безоблачная, но несмотря ни на что, они преодолевают трудности. И если эти образы будут служить примером для читателей, я буду рада.

Что касается этно-проектов, мне нравится, что мы лишний раз ищем что-то позитивное в определенной нации, в определенном этносе, потому что, нужно признать: несмотря на то, что наше общество развивается день ото дня, все равно не избежать каких-то глупых стереотипов и шаблонов, существующих на национальной почве. Ну, таков мир, это везде.

Может быть, от того, что я начала работать очень рано и, как я говорила, мне все время приходилось доказывать, что возраст – это не тот критерий, по которому нужно оценивать мои профессиональные качества, в работе с этно-проектами я исповедовала ту же философию. Что это значит? Если ты рассказываешь людям о каком-то народе, ты действительно должен знать, как он живет, чтобы открыть какие-то детали, которые простому обывателю могут быть не заметны, например, большая философия кроется в языке или в каких-либо традициях народа. То есть в своей работе я изучала каждый этнос, с которым я работала, досконально. Я стремилась хоть немного понимать язык, старалась даже разговаривать, учить танцы, отправляться в какие-то походы, участвовать во всех праздниках. Когда ты все это пропускаешь через себя, ты воспринимаешь все это острее. Это, в принципе, базовое правило журналистики: «Ты можешь хорошо писать только о том, что ты хорошо знаешь».

Вы сказали, что Ваши родители являются кандидатами и докторами наук. Случалось ли с Вами за годы работы в области журналистики что-то, что заставляло Вас думать: «С меня хватит! Ухожу в науку! Пойду по стопам родителей.»?

- Марин, по первому образованию, я как раз-таки преподаватель, так же как мои родители. Только я – преподаватель иностранных языков. Почему я выбрала именно этот факультет? Мне показалось, что журналисту это не помешает. Во-первых, это связано с филологией, во-вторых, чем больше языков ты знаешь, тем с большим количеством респондентов ты можешь контактировать. Позже техника изучения иностранных языков помогла мне в работе. Так, находясь в Грузии, я заговорила по-грузински, намного хуже по-армянски, но все равно заговорила. Это помогает иногда найти таких героев, которых ты просто ни за что бы не нашел со знанием одного - двух стандартных языков. Это опять-таки социальная ответственность: когда ты журналист, представляющий издание другой страны, по общению с тобой очень часто складывается впечатление о государстве. И вы представляете, какой был успех, когда я брала интервью в Армении: я немного говорила по-армянски, писала для московского издания, при этом являясь казашкой. Сразу понятно, что этот этно-проект действительно функционирует «от и до», и это видно по людям, которые им занимаются.

Вы уже называли имена людей, которые положительно повлияли на становление Вас, как журналиста. А есть ли среди людей, внесших вклад в расширение Вашего мировоззрения, приобщение к разным культурам, представители других народов, с которыми Вам приходилось общаться? Могли бы Вы назвать их имена и рассказать вкратце, как на Вас повлияли встречи с ними?

- Вообще, каждый человек, с которым я сотрудничала, у которого брала интервью, на меня положительно повлиял. В этом и есть прелесть этно- проекта, что очень много светлых и вдохновляющих людей вокруг, как оказалось. Конечно же, есть и те респонденты, которые мне очень полюбились. Я хочу выделить актера Кахи Кавсадзе. Его все знают по роли Абдуллы в «Белом солнце пустыни». Для меня этот человек – эталон настоящего мужчины. Вообще, у Кахи Кавсадзе очень красивая история любви. Если рассказывать вкратце, его жена, актриса Бела Мирианашвили, болела больше 20 лет, она не могла ходить. И все эти годы Кахи Кавсадзе был с ней, она не сидела ни дня в коляске. Он носил ее на руках.

Другой мой любимый собеседник – это Армен Джиграханян. Так получилось, что в мой самый первый приезд в Москву первыми людьми, с которыми я познакомилась в этом городе, были Армен Борисович и его жена, пианистка Виталина Цымбалюк-Романовская. И, может быть, во много благодаря этой паре, я с первых дней приняла и полюбила Москву. Ведь город для меня был абсолютно незнакомый. И впечатления о нем и о его жителях я сложила именно после общения с этой парой, после интервью с Арменом Борисовичем. Культурный дух Москвы я также увидела в первый день, благодаря репетиции Армена Борисовича в театре.

Приятно осознавать, что у нас с Вами много общего: по первому образованию я тоже преподаватель иностранных языков, по второму – журналист. И, говоря об общих интересах, тоже увлекаюсь такими темами, как взаимоотношения различных национальностей, диалог культур. Отсюда вопрос: случалось ли так, что у Вас возникали недопонимания с представителями каких-либо народов? Или со всеми респондентами Вам было легко найти общий язык?

- Вы знаете, ни разу не было недопониманий ни с одним из этносов. Мне кажется, его и не могло быть, потому что, я говорила, я всегда досконально изучаю этнос, с которым мне предстоит сотрудничать, о котором мне предстоит писать. И когда люди видят, что ты действительно любишь их культуру, стараешься ее познать, относишься уважительно к ним, они, разумеется, откликаются. В нашем мире все очень зеркально: если ты ведешь себя положительно с людьми, то и они реагируют на тебя также.

Вы сказали, что не пишете о негативных новостях, и Ваши статьи – это «позитивные, вдохновляющие истории». А если бы в связи с определенными обстоятельствами Вам бы все-таки пришлось написать «не положительную» статью, каков бы был ее заголовок?

- Заголовок все-таки зависит от тематики, на которую мне бы пришлось писать. Но, конечно же, я бы обошлась без элементов желтой прессы, таблоида и так далее. Наверное, хотелось бы, чтобы это было что-то емкое, привлекающее внимание. Но я не считаю, что я смогла бы написать абсолютно негативную статью. Нет, конечно, мы живем в реальном мире, когда очень часто приходится писать проблемные тексты, но почему-то так получается, что в конце репортажа или беседы с респондентом всегда удается найти что-то обнадеживающее.

Данара, как у человека, преуспевающего в своем деле, у Вас, наверняка, есть цели, которых Вы стремитесь достичь. Не могли бы Вы озвучить некоторые из них?

- Я повторюсь, что я не считаю себя человеком, преуспевающем в своем деле. Я просто стараюсь выполнять свою работу качественно. На сегодняшний день, моя цель – это выучиться и окончить отделение магистратуры, на которое я поступила в этом году.

Продолжите фразу: «Я делаю это, потому что …».

- … потому что я люблю свою работу.

Замечательно! И последний вопрос. У Вас, конечно же, много ярких и запоминающихся историй, но есть ли среди них одна, о которой Вы можете рассказывать неустанно, потому что она запомнилась Вам больше других?

- Мне почему - то всегда вспоминается история, которая произошла со мной в начале моего профессионального пути. Мне нужно было взять интервью у актера Ивара Калныныша, который приехал с гастролями московского театра в один маленький городок. Но, к сожалению, администрация театра была против. К артисту меня не пропускали, и тогда я решила найти возможность все-таки к нему пробраться. Я уговорила одного из работников театра пропустить меня в зал во время спектакля. И проползла на четвереньках через весь зал в сторону того выхода, который ведет к гримеркам. Притаилась и стала ждать артиста. Однако, я не учла того, что пока я ползла по полу, застланному коврами, я собрала всю пыль на себя. И когда Ивар меня увидел, он был в легком шоке, потому что прическа моя развалилась, волосы напоминали гнездо, сапоги были в пыли, на колготках зацепки, платье помято. Можете представить себе уровень доверия к такому журналисту. Чтобы исправить ситуацию, я быстро рассказала Ивару о своих приключениях и добавила: «Получается Вы – первый человек, ради которого я встала на колени.» Артист рассмеялся и дал мне интервью, которое мы потом опубликовали в новогоднем номере. Интервью с ним было очень важным, потому что в новогоднем номере это был наш специальный гость. И когда я на следующий день рассказала в редакции обо всех этих приключениях, они, конечно же, тоже смеялись, а потом спросили: «Данара, раз тебе отказали, почему же ты не развернулась и не ушла?». Я и сама долгое время думала, почему же я не ушла. А потому что мне всегда казалось, что в этом моя работа. Я же не могу опубликовать пустые страницы и написать: «Извините. Со мной не захотели разговаривать». С этой мыслью так и иду.

Забавная история! Всем бы такого упорства! Мне остается пожелать Вам дальнейших успехов! Для меня это интервью стало тем, которое повлияло на меня положительно и вдохновило на новые свершения. Спасибо Вам за беседу, Данара.

- Марина, Вам спасибо большое за интервью! Удачи Вам!

 

Беседовала Марина Товмасян, медиаволонтер МИА МИР

***

Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий.

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро #ПремияМира