ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
24 февраля
23 февраля
22 февраля
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
15:37
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОБРА
16 февраля
15 февраля
14 февраля
13 февраля
12 февраля
11 февраля
10 февраля
09 февраля
08 февраля
07 февраля
06 февраля
05 февраля
04 февраля
03 февраля
02 февраля
01 февраля
31 января
30 января
29 января
28 января
27 января
26 января
25 января
24 января
23 января
22 января
21 января
20 января
ГОЛОСОВАНИЕ
Нужна ли астрономия в качестве школьного предмета?

«Премия МИРа-2016»: Интервью с номинантом Данарой Курмановой

18 октября, 13:13

Данара Курманова родилась 5 мая 1994г. в городе Уральск (Казахстан), сейчас проживает в Москве. Данара учится на 1 курсе магистратуры на филологическом факультете по направлению «Журналистика» в Российском университете Дружбы Народов. Данара – международный журналист.

Данара, заявленная Вами номинация «Позитивный вклад в информационное пространство». Что Вы под этим подразумеваете? И с чего началась Ваша деятельность в этой области?

- Итак, мне 22 года и почти 10 лет из них я работаю. Все началось с того, что я с детства мечтала быть журналистом и, когда мне исполнилось 13, я решила действовать, потому что во всех интервью с маститыми журналистами я читала, что чем раньше вы начинаете познавать эту профессию на практике, тем оно лучше. 

В 13 лет я начала обходить редакции местных газет, отправлять свои работы и… 19 раз я получила отказ. В 20-ый раз я решила отправить свои статьи в журнал Cosmopolitan. На тот момент в Казахстане это был флагман издательского бизнеса, и я решила, что пусть в таком случае отказов будет круглое число. И если в такой солидной компании, в журнале с такой историей, а Cosmopolitan существует практически 200 лет, мне скажут, что у меня нет способностей, тогда я больше не буду пытаться. 

Однако буквально через несколько часов мне ответили, что со мной готовы работать, меня готовы обучать и готовить к профессии. Так началась моя работа. Почти 10 лет я являюсь автором Cosmopolitan. На тот момент, когда я приступала, я была самым молодым автором Cosmopolitan в мире. Я рассказываю это к тому, что ни в коем случае не нужно сдаваться. Обязательно пробуйте. Не получилось несколько раз, попробуйте еще. Если это ваше, то у вас обязательно все получится.

  Не могли бы Вы подробнее рассказать о том, чем Вы занимались эти 10 лет? В чем заключалась Ваша работа как «автора» Cosmopolitan?

- 10 лет я являюсь автором «Cosmopolitan. Казахстан». 5 лет назад прибавился еще один международный проект. Это журнал «Домашний очаг». Издается он в России и во всем мире он известен под брендом «Good house keeping».  А в 2013 году я отправилась на семинары в Грузию и я не думала, что это приведет к чему-либо, кроме повышения квалификации. Однако Закавказье меня очаровало. Находясь в Грузии, я заговорила по-грузински. Тбилиси – столица Грузии – город многонациональный: там я начала немного говорить по-армянски. В итоге, когда мне предложили сделать цикл статей о Закавказье, я, разумеется, согласилась. 

Дело в том, что с момента развала Советского Союза, давайте признаем, что мы потеряли связи c бывшими советскими республиками, перестали слышать друг о друге. А в 2013 году произошел всплеск: людей заинтересовала Грузия, начали развиваться туристические направления в эту страну, так же, как и в Армению. И мой цикл публикаций предполагал, что из статьи в статью на протяжении года я буду открывать читателям, что такое настоящая Грузия и что такое настоящая Армения. Эта работа, как журналисту, мне показалась очень интересной, потому что я специализируюсь в двух направлениях: первое - это глянец - тут я пишу не только о сфере красоты, но и освещаю вопросы психологии, пишу о бизнес-кейсах, публикую интервью со знаменитостями, то есть акцентирую внимание читателей на чем-то хорошем. 
В Cosmopolitan я долгое время вела свою авторскую рубрику, которая называлась "Как они могут? Женщины, которые вдохновляют". Эта рубрика каждый месяц рассказывала о трех девушках, которые вносят какие - либо позитивные изменения не только в казахстанскую жизнь, но и в решение международных вопросов. Это были девушки, которые занимались благотворительностью, девушки-инвалиды, занимающиеся спортом, и побеждающие на бальных танцах; это были выдающиеся преподавательницы. В общем, если посчитать, за время ведения этой рубрики я рассказала, наверное, о 500 женщинах на страницах Cosmo.

А вторая моя специализация — этно-журналистика и культура. Дело в том, что в Казахстане по инициативе президента страны, Нурсултана Абишевича Назарбаева, действует уникальный социальный институт, Ассамблея народа Казахстана. В его рамках функционируют культурные центры, объединения всех этносов, которые проживают на территории Казахстана. А Казахстан, как и Россия, страна многонациональная. По статистике на данный момент в Казахстане проживает 130 этносов. А по стратегии и философии государства, все эти этносы образуют один народ, который зовется казахстанцы. И любой человек, который приезжает в Казахстан, будет чувствовать себя комфортно, потому что в рамках этих этно-культурных объединений издаются газеты. Например, Вы, Марина, сможете найти газету на армянском языке. Она распространяется бесплатно. 
Стратегию этой организации я и поддерживала в своих статьях. Я писала о различных народах, путешествовала по странам бывшего Советского Союза и не только. Я рассказывала о культурах, обычаях и традициях народа, то есть старалась подчеркнуть в своих материалах что-то светлое, интересное, показывая, тем самым, насколько красив и многообразен мир, в котором мы живем. 
Также я сотрудничала в Казахстане с армянским, татарским, казачьим, русским, корейским, грузинским и азербайджанским культурными центрами. И поэтому, когда мне предложили стать специально корреспондентом Закавказья, конечно же, меня эта идея увлекал и заразила. Сначала это был цикл больше с туристическим уклоном: я рассказывала о различных уголках Грузии и Армении. Это был такой мини-справочник для человека, который решил посмотреть эти страны. В этом справочнике были освещены ответы на вопросы: Какие достопримечательности стоит посетить? Где можно поесть? Куда отправиться на экскурсию? Потом проект стал расти, он охватил еще и некоторые культурные мероприятия, встречи с известными людьми, которые знамениты на всю территорию бывшего Советского Союза. Материалы из этого цикла выходили в печать не только в Казахстане, некоторые статьи были написаны специально для российских журналов. Так, например, я сотрудничала с такими российскими журналами, как "Gala Биография", "Story", онлайн - журналом "Частный Корреспондент". 
Итак, получилось 3 сегмента: первый — работа этно - культурных объединений в различных странах; второй — культура страны, туризм; третье — этносы в лицах.

За этот проект я получила 2 награды в Казахстане. Это премия "Ансар" от Ассамблеи народа Казахстана (2013г.), звание лучшего молодого журналиста Казахстана (2015 г.), и также я стала членом Союза журналистов республики Казахстан. Также я одержала победу на конкурсе сочинений, посвященном юбилею М.Ю.Лермонтова, проходившем в Пензе в 2014 году. Я писала эссе на тему связи Грузии с М.Ю.Лермонтовым, такой историко-культурный материал, так скажем.

Данара, Вам было 13 лет, когда Вы полноценно начали строить карьеру журналиста. Сложно ли было писать оригинальные и интересные авторские статьи в таком возрасте? Кем был тот Мастер Слова, который обучил Вас азам журналистики?

- Я не могу сказать, что мне было сложно. Мне было очень интересно. Трудность, наверное, заключалась только в том, что меня не воспринимали всерьез, во многом мои респонденты. И я могу их понять: им звонят из солидного журнала и говорят, что мы хотим назначить с Вами интервью, а в итоге приходит ребенок. Наверное, у людей это вызывало какие-то смешанные чувства. Но на самом деле это, в буквальном смысле слова, дрессирует, потому что ты начинаешь как можно более тщательно готовиться к интервью, к каждой встрече с человеком, ты учишься узнавать о нем доскональную информацию. Учишься вести беседу так, чтобы на каждый вопрос ему было интересно отвечать, чтобы не задавать вопрос, который ему уже приелся, который он слышал уже сто раз; удивлять его как-то в разговоре, чтобы ему было интереснее рассуждать. Так что сейчас мне кажется, что мой возраст, он даже был плюсом. Правда до сих пор случаются казусы, когда меня приглашают на собеседования в какие - то журналистские проекты и потенциальный работодатель поначалу никак не может поверить, что у меня стаж работы практически 10 лет и я до сих пор учусь в университете. Как же такое может быть?! Ну приходится объяснять, ничего не поделаешь. 
Говоря о том, кто для меня стал мэтром в области журналистики, я хочу выделить Елену Мельникову, которая на данный момент является главным редактором журнала "Домашний очаг. Казахстан". Это человек, который поддерживал меня во всех моих журналистских идеях, предоставлял площадку для творчества, и несмотря на мой возраст, всегда вел себя со мной на равных. 

Если говорить о человеке, который меня привлек к журналистике, почему меня эта профессия нравится с детства, то тут можно назвать российскую писательницу, Этери Чаландзия. Я полюбила эту профессию, читая именно ее статьи.

Это очень интересно. Особенно полезна для начинающих журналистов история Вашего восхождения на Олимп, хотя, мне кажется, это еще не предел для Вас — все то, чего Вы уже успели добиться в области журналистики.

Марина, Вам спасибо, конечно, за теплые слова, но я не считаю это восхождением на Олимп, или чем-то выдающимся. В данный момент ч не кокетничаю, просто мне кажется, что человек должен свою работу выполнять качественно. Особенно если ты работаешь с общественностью. Это у меня от родителей. Родители у меня ученые - преподаватели: мама — кандидат экономических наук, отец — доктор ветеринарных наук. И работать с людьми, я это поняла, глядя на них, это большая ответственность. 

Вы можете посмотреть мои статьи, и Вы не найдете там ни одного негативного материала. Я знаю, что журналист всегда должен находиться в какой-то борьбе, в конфликте, что профессия заключается в том, чтобы добыть информацию любым путем, но лично мне не кажется, что в этом заключается единственная роль журналистики. Это, конечно, мое сугубо личное мнение, но в данный момент наше инфопространство перегружено негативной информацией. Мы постоянно читаем негативные новости, мы видим их настолько часто, что мы уже к ним привыкли, и они уже не вызывают такую бурю эмоций, какую вызывали раньше. Мне кажется, нам не достает позитивных, вдохновляющих историй, и поэтому их нужно публиковать как можно больше. Их сила в том, что они могут вдохновить. Когда я встречаюсь со своими знаменитыми респондентами, я всегда пытаюсь построить беседу так, чтобы любой человек, читая потом этот разговор в печати, смог извлечь для себя что-то светлое. И не обязательно это должна быть высокая цель, к которой ты стремишься, например, желание стать актером, или певцом. Дело в том, что, чаще всего, люди, которые добиваются таких высот, еще и удивительно светлые. Они настоящие люди. И жизнь у них не всегда легкая и безоблачная, но несмотря ни на что, они преодолевают трудности. И если эти образы будут служить примером для читателей, я буду рада.

Что касается этно-проектов, мне нравится, что мы лишний раз ищем что-то позитивное в определенной нации, в определенном этносе, потому что, нужно признать: несмотря на то, что наше общество развивается день ото дня, все равно не избежать каких-то глупых стереотипов и шаблонов, существующих на национальной почве. Ну, таков мир, это везде.

Может быть, от того, что я начала работать очень рано и, как я говорила, мне все время приходилось доказывать, что возраст – это не тот критерий, по которому нужно оценивать мои профессиональные качества, в работе с этно-проектами я исповедовала ту же философию. Что это значит? Если ты рассказываешь людям о каком-то народе, ты действительно должен знать, как он живет, чтобы открыть какие-то детали, которые простому обывателю могут быть не заметны, например, большая философия кроется в языке или в каких-либо традициях народа. То есть в своей работе я изучала каждый этнос, с которым я работала, досконально. Я стремилась хоть немного понимать язык, старалась даже разговаривать, учить танцы, отправляться в какие-то походы, участвовать во всех праздниках. Когда ты все это пропускаешь через себя, ты воспринимаешь все это острее. Это, в принципе, базовое правило журналистики: «Ты можешь хорошо писать только о том, что ты хорошо знаешь».

Вы сказали, что Ваши родители являются кандидатами и докторами наук. Случалось ли с Вами за годы работы в области журналистики что-то, что заставляло Вас думать: «С меня хватит! Ухожу в науку! Пойду по стопам родителей.»?

- Марин, по первому образованию, я как раз-таки преподаватель, так же как мои родители. Только я – преподаватель иностранных языков. Почему я выбрала именно этот факультет? Мне показалось, что журналисту это не помешает. Во-первых, это связано с филологией, во-вторых, чем больше языков ты знаешь, тем с большим количеством респондентов ты можешь контактировать. Позже техника изучения иностранных языков помогла мне в работе. Так, находясь в Грузии, я заговорила по-грузински, намного хуже по-армянски, но все равно заговорила. Это помогает иногда найти таких героев, которых ты просто ни за что бы не нашел со знанием одного - двух стандартных языков. Это опять-таки социальная ответственность: когда ты журналист, представляющий издание другой страны, по общению с тобой очень часто складывается впечатление о государстве. И вы представляете, какой был успех, когда я брала интервью в Армении: я немного говорила по-армянски, писала для московского издания, при этом являясь казашкой. Сразу понятно, что этот этно-проект действительно функционирует «от и до», и это видно по людям, которые им занимаются.

Вы уже называли имена людей, которые положительно повлияли на становление Вас, как журналиста. А есть ли среди людей, внесших вклад в расширение Вашего мировоззрения, приобщение к разным культурам, представители других народов, с которыми Вам приходилось общаться? Могли бы Вы назвать их имена и рассказать вкратце, как на Вас повлияли встречи с ними?

- Вообще, каждый человек, с которым я сотрудничала, у которого брала интервью, на меня положительно повлиял. В этом и есть прелесть этно- проекта, что очень много светлых и вдохновляющих людей вокруг, как оказалось. Конечно же, есть и те респонденты, которые мне очень полюбились. Я хочу выделить актера Кахи Кавсадзе. Его все знают по роли Абдуллы в «Белом солнце пустыни». Для меня этот человек – эталон настоящего мужчины. Вообще, у Кахи Кавсадзе очень красивая история любви. Если рассказывать вкратце, его жена, актриса Бела Мирианашвили, болела больше 20 лет, она не могла ходить. И все эти годы Кахи Кавсадзе был с ней, она не сидела ни дня в коляске. Он носил ее на руках.

Другой мой любимый собеседник – это Армен Джиграханян. Так получилось, что в мой самый первый приезд в Москву первыми людьми, с которыми я познакомилась в этом городе, были Армен Борисович и его жена, пианистка Виталина Цымбалюк-Романовская. И, может быть, во много благодаря этой паре, я с первых дней приняла и полюбила Москву. Ведь город для меня был абсолютно незнакомый. И впечатления о нем и о его жителях я сложила именно после общения с этой парой, после интервью с Арменом Борисовичем. Культурный дух Москвы я также увидела в первый день, благодаря репетиции Армена Борисовича в театре.

Приятно осознавать, что у нас с Вами много общего: по первому образованию я тоже преподаватель иностранных языков, по второму – журналист. И, говоря об общих интересах, тоже увлекаюсь такими темами, как взаимоотношения различных национальностей, диалог культур. Отсюда вопрос: случалось ли так, что у Вас возникали недопонимания с представителями каких-либо народов? Или со всеми респондентами Вам было легко найти общий язык?

- Вы знаете, ни разу не было недопониманий ни с одним из этносов. Мне кажется, его и не могло быть, потому что, я говорила, я всегда досконально изучаю этнос, с которым мне предстоит сотрудничать, о котором мне предстоит писать. И когда люди видят, что ты действительно любишь их культуру, стараешься ее познать, относишься уважительно к ним, они, разумеется, откликаются. В нашем мире все очень зеркально: если ты ведешь себя положительно с людьми, то и они реагируют на тебя также.

Вы сказали, что не пишете о негативных новостях, и Ваши статьи – это «позитивные, вдохновляющие истории». А если бы в связи с определенными обстоятельствами Вам бы все-таки пришлось написать «не положительную» статью, каков бы был ее заголовок?

- Заголовок все-таки зависит от тематики, на которую мне бы пришлось писать. Но, конечно же, я бы обошлась без элементов желтой прессы, таблоида и так далее. Наверное, хотелось бы, чтобы это было что-то емкое, привлекающее внимание. Но я не считаю, что я смогла бы написать абсолютно негативную статью. Нет, конечно, мы живем в реальном мире, когда очень часто приходится писать проблемные тексты, но почему-то так получается, что в конце репортажа или беседы с респондентом всегда удается найти что-то обнадеживающее.

Данара, как у человека, преуспевающего в своем деле, у Вас, наверняка, есть цели, которых Вы стремитесь достичь. Не могли бы Вы озвучить некоторые из них?

- Я повторюсь, что я не считаю себя человеком, преуспевающем в своем деле. Я просто стараюсь выполнять свою работу качественно. На сегодняшний день, моя цель – это выучиться и окончить отделение магистратуры, на которое я поступила в этом году.

Продолжите фразу: «Я делаю это, потому что …».

- … потому что я люблю свою работу.

Замечательно! И последний вопрос. У Вас, конечно же, много ярких и запоминающихся историй, но есть ли среди них одна, о которой Вы можете рассказывать неустанно, потому что она запомнилась Вам больше других?

- Мне почему - то всегда вспоминается история, которая произошла со мной в начале моего профессионального пути. Мне нужно было взять интервью у актера Ивара Калныныша, который приехал с гастролями московского театра в один маленький городок. Но, к сожалению, администрация театра была против. К артисту меня не пропускали, и тогда я решила найти возможность все-таки к нему пробраться. Я уговорила одного из работников театра пропустить меня в зал во время спектакля. И проползла на четвереньках через весь зал в сторону того выхода, который ведет к гримеркам. Притаилась и стала ждать артиста. Однако, я не учла того, что пока я ползла по полу, застланному коврами, я собрала всю пыль на себя. И когда Ивар меня увидел, он был в легком шоке, потому что прическа моя развалилась, волосы напоминали гнездо, сапоги были в пыли, на колготках зацепки, платье помято. Можете представить себе уровень доверия к такому журналисту. Чтобы исправить ситуацию, я быстро рассказала Ивару о своих приключениях и добавила: «Получается Вы – первый человек, ради которого я встала на колени.» Артист рассмеялся и дал мне интервью, которое мы потом опубликовали в новогоднем номере. Интервью с ним было очень важным, потому что в новогоднем номере это был наш специальный гость. И когда я на следующий день рассказала в редакции обо всех этих приключениях, они, конечно же, тоже смеялись, а потом спросили: «Данара, раз тебе отказали, почему же ты не развернулась и не ушла?». Я и сама долгое время думала, почему же я не ушла. А потому что мне всегда казалось, что в этом моя работа. Я же не могу опубликовать пустые страницы и написать: «Извините. Со мной не захотели разговаривать». С этой мыслью так и иду.

Забавная история! Всем бы такого упорства! Мне остается пожелать Вам дальнейших успехов! Для меня это интервью стало тем, которое повлияло на меня положительно и вдохновило на новые свершения. Спасибо Вам за беседу, Данара.

- Марина, Вам спасибо большое за интервью! Удачи Вам!

 

Беседовала Марина Товмасян, медиаволонтер МИА МИР

***

Информация предоставлена в рамках проекта «Медиа-волонтер», который стартовал по инициативе Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в районах Санкт-Петербурга. Благодаря этому проекту представители Молодежной организации «МИР» активно участвуют в информационном освещении локальных городских событий.

#мымир #мир #молодежь 

#инициатива #развитие #СМИ 

#МИАМИР #молодежныеСМИ #позитив

#добро #ПремияМира