ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
03 ноября
01 ноября
30 октября
27 октября
20 октября
06 октября
29 сентября
28 сентября
26 сентября
22 сентября
19 сентября
18 сентября
15 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября
08 сентября
01 сентября
31 августа
30 августа
28 августа
27 августа
24 августа
23 августа
21 августа
20 августа
18 августа
17 августа
16 августа
14 августа
13 августа
11 августа
09 августа
02 августа
31 июля
28 июля
26 июля
24 июля
23 июля
16 июля
15 июля
14 июля
05 июля
03 июля
28 июня
26 июня
25 июня
21 июня
17 июня
16 июня
14 июня
13 июня
12 июня
10 июня
07 июня
05 июня
01 июня
31 мая
30 мая
28 мая
25 мая
24 мая
23 мая
20 мая
19 мая
18 мая
17 мая
15 мая
14 мая
13 мая
12 мая
10 мая

Санкт-Петербург: Как я выросла в семье родителей с нарушением слуха и начала профессионально изучать язык жестов

17 ноября, 12:00


Елена Малюкова с родителями, архивное фото

16 ноября – Молодёжные новости. Елена Малюкова – ребенок родителей с полным отсутствием слуха (CODA). С детства она училась общаться с помощью устной речи и жестов.

Корреспондент МИРа Ангелина Склярова рассказала историю жизни нашей героини: про детство, тонкости обучения жестовому языку, специфику общения на нем и про новое занятие Елены – жестовое пение.

Детство в семье глухих родителей

Жестовые слова мама мне начала показывать ещё до года. В возрасте двух лет я уже знала некоторые простые из них, например: «кушать», «мама», «папа», «спать». По мере взросления мой запас жестовых слов расширялся.

Мама старалась меня мотивировать, чтобы я показывала больше слов. Помню, когда мне было 4 года, я подошла к ней на кухню с тарелкой, и тогда она сказала, что покормит меня, когда я покажу жестами, что хочу есть.

Я знаю, что иногда дети глухих родителей с детства являются «проводниками» для них. Им приходится решать недетские вопросы: общаться с врачами, представителями различных социальных служб и так далее. Но меня это обошло стороной, потому что с нами в детстве жила бабушка. Вопросы, которые касались родителей, всегда решала она.

Бабушка очень помогла маме и папе со мной. В младенческом возрасте я часто просыпалась по ночам. Бабушка будила маму, если она не чувствовала рукой мое шевеление. Представляю, как всем было не просто: маме, которая старалась не пропустить мой плач, и бабушке, которой нужно было ночами вставать, а потом на следующий день идти на работу.

Устную речь я в основном слышала от бабушки. Периодически родители ходили к другим слышащим родственникам, поэтому речь существовала в моей жизни. Какие-то слова говорила мама, точнее пыталась проговаривать. У глухих людей речь не чёткая, но она есть. Насколько я знаю, задержки в речевом развитии у меня не было.

Раньше мне казалось чем-то невероятным то, что двухлетний ребёнок понимает и показывает жесты. Вот теперь я сама мама. У меня есть дочка, которой почти два года, и она уже знает около 15 жестовых слов. Кстати, с удовольствием запоминает и новые, потому что воспринимает этот процесс как игру. Любимый жест дочки – это «вкусно».

Я обучаю ее, как это когда-то делали мои родители: в ходе игры или в повседневной жизни я показываю дочке, какое у каждого слова есть жестовое обозначение. И так как дети достаточно быстро запоминают информацию, то в течение дня мы повторяем выученные слова, ведь в этом деле очень важна практика.


Елена Малюкова, архивное фото

Трудности в обществе

Непросто было в моментах, когда посторонние люди с непониманием и раздражением относились к тому, что родители общались на жестовом языке. Помню, как в очереди женщина в их сторону произнесла фразу: «Стоят, руками, машут!». Такого человека не переделать. Считаю, что не стоит реагировать на подобные моменты. К счастью, понимающих людей больше.

Ещё было не столько сложно, сколько обидно из-за того, что родители очень редко ходили на мои утренники, выступления и выпускные. Они это объясняли тем, что не слышат, поэтому им неловко посещать эти мероприятия, ведь они все равно ничего не поймут. Даже сейчас иногда они отвечают также, но я пытаюсь переубедить и объяснить, что для меня важно их присутствие и поддержка.


Дочь и родители Елены Малюковой, архивное фото

Обучение жестам

Если есть желание выучить жестовый язык, то нужно не бояться и погружаться в эту тему. Сейчас много различных ресурсов, с помощью которых можно начать обучение: это и онлайн-школы жестового языка, и электронные словари, и видеоматериалы в Интернете. Стоит только начать. 

Если говорить о сложностях обучения, то, конечно, есть свои нюансы. Существует очень много похожих жестов. Например, слова «Москва», «бабушка» и «старый» – все они показываются кулаком у щеки, но у каждого из них разное направление движения, где-то нужно постучать по щеке, где-то просто провести.

Нужно пробовать разговаривать на жестовом языке с неслышащими людьми – это одна из главных составляющих обучения. Да, бывают ошибки, но важен контекст: в процессе общения они понимают, что ты имел в виду. Также важно проговаривать слова. Глухие люди на это тоже обращают внимание, так им проще понять, о чем речь.

У обучения жестовому языку есть огромный плюс – вы можете сделать человека счастливым просто потому, что вы понимаете, о чем он говорит. Для них это очень важно.

Переводчик жестового языка

Сейчас я нахожусь в декрете, поэтому пока что не работаю. И вот, решила попробовать себя в чем-то новом. У меня есть список целей, и один из пунктов – получить диплом переводчика жестового языка. Я из Березовского, поэтому в родном городе и в Свердловской области я бы не смогла реализовать эту цель, так как образовательных учреждений в данной сфере тут нет.

Но в июне 2023 года мы с семьёй переехали в Санкт-Петербург. Я знала, что в этом городе можно получить диплом, поэтому тут же нашла колледж в Павловске, подала документы и поступила.

Я учусь, чтобы лучше знать жестовый язык. Потому что несмотря на то, что я выросла в семье глухих, я его знаю неидеально. Но у меня к этому лежит душа, и на текущий момент то, чем я занимаюсь, мне очень нравится.


Елена с мужем Виталием, архивное фото 

Жестовое пение

Жестовым пением я начала заниматься недавно. Песни не всегда переводятся дословно, иногда нужно подобрать жесты, которые смогут описать идею автора. В исполнении особенно важно максимально точно передать эмоции и настроение. Также необходимо попадать в ритм музыки. Но все это не так просто, как может показаться со стороны.

Раньше я только смотрела видеоролики. Хочу сказать, что пение жестами – это вид искусства, это возможность передать  чувства и смысл песни при помощи мимики, жестов и движений. Я не могу назвать себя эмоциональным человеком, но в этом занятии я вижу для себя точку роста и развития.

Стереотипы о неслышащих людях

Некоторые люди думают, что жестовый язык универсален. Но на самом деле существует около 150 жестовых языков.

Также люди употребляют термин «глухонемой», хотя это не верно. Многие глухие имеют голос и говорят, часто они могут произносить слова невнятно или очень плохо, но немыми фактически не являются. Можно использовать термин «глухой» или «человек с нарушением слуха».

 

Текст: Ангелина Склярова
Фото: Елена Малюкова