ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
23 декабря
15 декабря
13 декабря
12 декабря
21:00
ОБРАЗОВАНИЕ
статья
09 декабря
08 декабря
04 декабря
29 ноября
26 ноября
24 ноября
21 ноября
17 ноября
14 ноября
13 ноября
12 ноября
10 ноября
03 ноября
01 ноября
30 октября
27 октября
20 октября
06 октября
29 сентября
28 сентября
26 сентября
22 сентября
19 сентября
18 сентября
15 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября
08 сентября
01 сентября
31 августа
30 августа
28 августа
27 августа
24 августа
23 августа
21 августа
20 августа
18 августа
17 августа
16 августа
14 августа
13 августа
11 августа
09 августа
02 августа
31 июля
28 июля
26 июля
24 июля
23 июля
16 июля
15 июля
14 июля
05 июля
03 июля
28 июня
26 июня
25 июня
21 июня
17 июня
16 июня
14 июня
13 июня
12 июня
10 июня
07 июня
05 июня
01 июня
31 мая

Санкт-Петербург: «Путь на Восток или БАМ - романтика советской молодёжи»

27 июня, 14:00

27 июня – Молодёжные новости. Так звучит один из популярных лозун­гов бамовцев, строителей легендарной Байкало-Амурской магистрали. 130 000 человек, 108 национальностей, 4242 моста и это тоже о легендарной стройке, на которую так мечтала попасть советская молодёжь. Железная дорога занимает значимое место не только в транспортной доступ­ности региона, но и в памяти и самосознании целого поколения.

Чем жили, что читали и пели бомовцы читай в материале Ксении Борисовой.

Байкало-Амурская магистраль – одна из крупнейших железных дорог в мире. Её протяжённость составляет 4,3 тыс. км. Она проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, через территории с суровыми природно-климатическими условиями, через районы вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. Магистраль тянется через Тайшет, Советскую Гавань, по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Бурятии, Якутии и Хабаровского края. БАМ считается одной из самых известных, сложных и важнейших строек в стране.

Рывком в строительстве железной дороги считается 1974 год. Именно он стал годом второго рождения БАМа: в апреле магистраль объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой и на строительство железной дороги хлынули тысячи комсомольцев. Молодёжь стала основной рабочей силой.

О том, как проходила жизнь в далёкой Сибири, среди таёжных лесов и горных массивов, расскажут ветераны БАМа, которым в своё время довелось не только участвовать в масштабной стройке, но и культурно организовать её рабочие будни.

Борис Иванович Красовский родился 1 января 1947 года в селе Шаровка, Белебеевского района, Республики Башкортостан. Поступил и успешно окончил Ангарский политехнический техникум. Работал бригадиром комсомольско-молодёжной бригады, механиком Управления механизации Ангарского управления строительства. В марте-апреле 1974 года объявили о начале отбора претендентов от Ангарского райкома комсомола в областной комсомольский отряд, на строительство БАМ. На момент начала стройки было 27 лет.

Как Вы попали на стройку?

Моему другу, крановщику тяжёлого крана Сердюку Василию Георгиевичу, было поручено формировать список для включение в отряд. Нам было выделено 50 мест, а желающих записалось 2000 человек. Отбор проводился жёстко: учитывались прежде всего рабочие специальности (я подходил — специальность: механик), участие в общественной жизни, участие в субботниках (я ни одного не пропускал). И я был включен в список.

30 мая 1974 года на Пленуме Иркутского Обкома ВЛКСМ нам вручали комсомольские путевки. Я был одним из 200 человек — посланцев Иркутского комсомола на Всесоюзную стройку и очень гордился этим.

Нам выдали единую форму и мы, 200 человек, 31 мая 1974 года, выехали в Усть-Кут.

На вокзалах Иркутской области по всей железнодорожной трассе, в Иркутске, Ангарске, Тайшете, Братске проводились митинги. Нас приветствовали. Нас напутствовали. Нам столько говорили добрых, тёплых, искренних слов! Желали доброго пути. Многие нам завидовали.

После митинга в Усть-Куте, самолётом АН-2 и вертолётами, всех участников отряда стали «забрасывать» в Казачинско-Ленский район. В то время в северный район области можно было добраться только по воздуху.

С собой кроме личных вещей, палаток, инструментов, мы везли книги. Мне было поручено их сопровождать. Поэтому я прилетел в Казачинское, вместе с книгами, а уже оттуда, вертолетом на площадку, в деревню Седанкина.

«Путь на Восток или БАМ - романтика советской молодёжи», изображение №2

«Путь на Восток или БАМ - романтика советской молодёжи», изображение №3

«Путь на Восток или БАМ - романтика советской молодёжи», изображение №4

Откуда было такое желание молодёжи принять участие в стройке?

Мы были молоды. Нам очень хотелось совершить что-то большое и великое. Прочитали в газете «Социалистическая индустрия» заметку о том, что начинается строительство Богучанской ГЭС. Оформили отпуск и поехали посмотреть, что за стройка начинается и поработать там. Оказалось, что там только шло проектирование и пока ни о какой стройки речи не шло.

Вернулись в Ангарск. А здесь объявили о строительстве БАМ. Не хотелось остаться в стороне. Хотелось быть в гуще событий. Своими руками построить и оставить что-то конкретное людям.

Кто ехал на стройку, кого брали? Как она проходила?

На стройку века хотели попасть многие. Ведь это была Всесоюзная стройка. Но попадали не все. Брали не всех. Принимали только комсомольцев и коммунистов, беспартийных в отряде не было. После того, как отгремели торжественные фанфары, митинги, приветствия, начались трудовые будни. Но и они не были лишены романтики. Мы устанавливали палатки, обустраивали котлопункт, медпункт, почту. Был сформирован строительно-монтажный поезд 391. Работники поезда были распределены на 2 участка: одни начали строительство временного посёлка, другие – рубили просеку для строительства зимника т.е. зимней дороги, чтобы можно было осуществлять завоз грузов по зимнику. Задачи ставились: к зиме построить временное жилье – общежитие, столовую, первые объекты и проложить зимник. Это всё решалось на подъёме, с энтузиазмом, с большим желанием и хорошим настроем.

Как вы знакомились, отдыхали, культурно-просвещались? Как организовывали жизнь в глухой тайге?

Знакомились мы ещё в пути. Присматривались друг другу. Не только работой были заняты. Создавали вокально-инструментальные ансамбли, пели песни под гитары у костра. С самого первого дня устраивали турниры по волейболу (волейбольные площадки устанавливали сами), шахматные турниры и многое другое . Всё это было на общественных началах. Никаких не было организаторов. Был построен временный клуб СМП-391. Дискотеки проводили под магнитофон. Диспуты и дискуссии устраивали сами. Спорили, обсуждали, мечтали!

«Путь на Восток или БАМ - романтика советской молодёжи», изображение №5

«Путь на Восток или БАМ - романтика советской молодёжи», изображение №6

«Путь на Восток или БАМ - романтика советской молодёжи», изображение №7

«Путь на Восток или БАМ - романтика советской молодёжи», изображение №8

Какой след оставило строительство БАМа для вас? Стало ли оно чем-то важным в вашей жизни?

Строительство БАМ — основная веха не только моей жизни, но и жизни моей семьи. В 1975 году я женился. Жена, Нина Ивановна, жила в Ангарске. После свадьбы наша семья переехала в посёлок Магистральный. Мы вместе работали в СМП-391. В 1983 году меня избрали секретарем парткома СМП-391. Это особая страница в моей биографии. Здесь, в посёлке, родились наши дети. В 1978 году дочь Анна, в 1981 году сын Иван, в 1983 году дочь Татьяна. Позднее, здесь же, родилась моя внучка Софья. Жизнь идёт своим чередом. Много времени я уделяю общественной работе. Из «отрядовцев», кто остался жить в Магистральном, мы создали общественную организацию. Встречаемся с молодёжью, жителями района. Рассказываем историю строительства БАМ. Нам уже за 70 лет.

Если бы пришлось начать всё сначала, ничего бы менять не стал. Жизнь прожита не зря. «Всё, что построено — всё людям останется!», или ещё «Не каждому дано так щедро жить — друзьям на память города дарить!» — так поётся в известных песнях! (Речь о песне Якова Дубровина «Города на память»).

Конышева Любовь Николаевна родилась 20 ноября 1950 года в городе Иркутске. В 1974 году окончила Кемеровский государственный институт культуры. Как молодой специалист, была направлена на работу в село Казачинское, Иркутской области. С 1974 по 1985 годы работала заведующей отделом культуры Казачинско-Ленского райисполкома. До начала строительства БАМ население района составляло чуть больше 4 тысяч человек. Сеть учреждений культуры включала в себя сельские клубы, дома культуры и библиотеки. С началом строительства БАМа, население увеличилось до 25 тысяч человек. На момент начала стройки Любови Николаевне было 24 года.

Как государство организовывало культурную жизнь для БАМовцев?

Приезжала молодёжь, которая сама организовывала свой досуг. Они устраивали различные спортивные соревнования, пели песни под гитару. Потом стали строиться клубы. Появились работники культуры профсоюзной сети. Тогда культурно-просветительская работа стала проводиться по совместным планам работы.

Конечно, молодые ребята вносили коррективы в общий план работы. В библиотеках открывались литературные гостиные, устраивались диспуты, обсуждались произведения современных авторов. В клубах организовывались кружки художественной самодеятельности, театральные коллективы. В районе проводились смотры художественной самодеятельности. БАМовцы с энтузиазмом, задором готовились и принимали в них участие.

Кроме того, совместно с местными учреждениями культуры, создавались агитбригады, которые обслуживали тружеников сельского хозяйства в период сельскохозяйственных работ (посевную, сенокосную, уборочную). Выезжали в бригады лесорубов, строителей.

«Путь на Восток или БАМ - романтика советской молодёжи», изображение №10

«Путь на Восток или БАМ - романтика советской молодёжи», изображение №11

Для чего всё это делалось?

Цель одна: жизнь на БАМе должна быть интересной, содержательной. К отчету о работе отдела культуры по итогам года в Управление культуры Иркутского облисполкома непременно должна была прилагаться справка о культурном обслуживании строителей БАМ и докладывать было о чём. Ведь не только работой были заняты строители. Они умели работать, но они умели и отдыхать. Отмечу, что молодёжь в то время много читала. У нас резко увеличилось количество читателей.

В чём заключались сложности организации культурно-массовых мероприятий?

Сложности в работе, конечно, были. Это и посменная работа, выезды в командировки. Слабая материальная база учреждений культуры, отсутствие специалистов. Но все проблемы решались.

«Путь на Восток или БАМ - романтика советской молодёжи», изображение №12

Были ли какие-то привилегии у БАМовцев?

Привилегии у строителей БАМ были. Ребята заочно учились, была востребована учебная литература. Даже открыта техническая библиотека. Но и художественная литература была в моде. Читали современных авторов, популярностью пользовались толстые журналы «Роман-газета», «Юность», «Нева». Когда открылись ведомственные библиотеки, комплектование книжных фондов осуществлялось Государственной республиканской юношеской библиотекой. Наши сельские библиотеки такой литературы не получали.

Кинофильмы, БАМовские киноустановки получали самые новые. На экранах БАМовских клубов демонстрировали новые фильмы с разницей с Москвой, может быть, в неделю.

Также БАМовцы имели право открывать целевые вклады для приобретения автомобилей. В то время это было очень востребовано. Строителей очень хорошо снабжали продуктовыми и промышленными товарами. Через ОРСы (отделы рабочего снабжения) строителям осуществляли завоз дефицитных товаров: растворимый кофе, консервированные болгарские овощи, рыбные консервы (например: печень трески), а ещё дублёнки, цигейковые шубы, японские промышленные товары. Но нужно отметить, что ребята особо не гонялись за товарами. Не это было главным.

«Путь на Восток или БАМ - романтика советской молодёжи», изображение №13

Какое самое масштабное и запоминающееся мероприятие было проведено для строителей магистрали?

В период строительства их было много. Это были открытия первых общеобразовательных школ, музыкальных школ, библиотек. Также встреча первого поезда. БАМовские посёлки строили посланцы союзных республик. Например, посёлок Улькан строили посланцы Азербайджана и Украины, посёлок Кунерма строили посланцы Дагестана. К ним приезжали в гости земляки. Устраивали национальные праздники. Но это всё события местного уровня.

«Путь на Восток или БАМ - романтика советской молодёжи», изображение №14

Самым большим и запоминающимся событием стало ежегодное проведение в августе месяце Всесоюзного фестиваля «Огни Магистрали». В рамках этих фестивалей в районах побывали профессиональные артисты: диктор центрального телевидения Юрий Ковеленов, Ольга Воронец, Маргарита Суворова, Надежда Бабкина, Лев Лещенко и Владимир Винокур, Геннадий Хазанов, артисты Московских театров, Иркутской филармонии. Ещё только-только открылось рабочее движении по железной дорогие, а к нам уже приехал симфонический оркестр Иркутской филармонии. Чтобы разместить артистов оркестра, пришлось использовать спортивный зал в районном центре, а зрители приходили на концерт со своими стульями. Надо было видеть, с каким большим интересом слушали классические произведения в исполнении оркестра.

«Путь на Восток или БАМ - романтика советской молодёжи», изображение №15

Ещё на БАМ приезжало много иностранных гостей. Работали студенты Университета Дружбы народов, других ВУЗов страны. У нас даже побывал и выступил с концертом Дин Рид. Все выступления артистов были бесплатными.

Какой след оставили после себя БАМовцы?

Строители БАМ, безусловно, внесли весомый вклад в развитии района. Появились новые БАМовские поселки: Магистральный, Улькан, Кунерма. Многие из молодых строителей создали свои семьи, родили детей и навсегда остались здесь. Но, к большому сожалению, историю строительства БАМ современная молодёжь не знает. Из ложной скромности или по каким-то другим причинам они не рассказывают о своей жизни на БАМе своим внукам. Наша местная общественная организация проводит встречи ветеранов строителей БАМ с населением, учащимися школ района. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О праздновании 50-летия начала строительства БАМ», есть хороший повод вспомнить и рассказать о своей интересной жизни молодому поколению!

Текст: Ксения Борисова

Фото предоставлены из личных архивов Бориса Ивановича Красовского и Любови Николаевны Конышевой