Санкт-Петербург: О вегетарианстве и соевом мясе
20 марта - Молодёжные новости. В Международный день без мяса о рынке растительной продукции медиаволонтёр МИРа Надежда Скворцова пообщалась с Михаилом Богомоловым, директором предприятия «Сойка», которое специализируется на производстве и продаже венских продуктов питания с 1997 года.
Являетесь ли вы сам веганом или вегетарианцем?
Сам я не веган и не вегетарианец. У меня растительный тип питания, который предполагает, что я не ем продукты животного происхождения. Я не делю людей на три типа личностей: вегетарианец, веган и сыроед. Для меня это немного другие убеждения, поэтому я не могу себя причислить ни к тому, ни к другому, но моя система питания – веган.
Как появилась идея создания «Сойки»?
Она была создана моим отцом в 1997 году на стыке времён, когда не было никаких соевых продуктов, поэтому в обществе был запрос. Изначально была идея создать продукт, а далее уже появилась мысль на нем зарабатывать. В 90-е было много интересных возможностей, которые можно было воплотить в жизнь, бизнес в том числе. Технологические наработки моего отца затем вошли в сам бизнес.
Какие сложности возникли при запуске производства?
В 1997-м году не так уж было просто начать бизнес. Финансирование было большой проблемой. В те годы всё строилось на большом энтузиазме. Если вы думаете, что сейчас большой энтузиазм у веганов, то это не так – тогда на нём держались целые компании. Энтузиазм был в том, чтобы создавать соевые продукты и давать их рынку. Всё это было организовано с минимумом вложений. Деньги были найдены инвестированием и прочими вариантами. Отец продал квартиру бабушки, чтобы можно было купить какое-то оборудование. Сложностей было достаточно. При этом существовала куча проблем, связанная с отсутствием ингредиентной, сырьевой базы, оборудования как такового, компетентного персонала. Преимущество было одно: такого продукта на рынке больше не было, никаких аналогов. Это было единственным позитивным моментом, всё остальное препятствовало созданию бизнеса.
Какие продукты сейчас популярны у потребителей?
Тофу, молочная группа, растительное мясо. Более точная информация в цифрах конфиденциальна. Как это всё растет, сложно сказать. Насколько мне известно по данным сетей, веганская полка падает сейчас как никогда вниз. Это свидетельствует о том, что веганский тип продуктов мало кому интересен в общей массе. Если рассматривать 1,5-2 % населения, которым это интересно.
Как вы считаете, какое мясо полезнее: соевое или животное?
Я не знаю, какое полезнее, потому что на мой взгляд, что то мясо, что другое является достаточно сомнительным продуктом. Здесь может быть целая дискуссия. Обычное мясо достаточно вредное по содержанию и определенному воздействию на организм. По крайней мере, оно «отупляет» человека. Не даёт ему смотреть на вещи трезво. Также это дает токсичную геометрию тела, это может быть связано с повреждениями сосудов, холестерином.
Что касается мяса растительного, в перспективе оно не так воздействует на мозг, но действует на тело. Есть некоторое растительное мясо, которое вредно для желудка и кишечника. Человек, конечно, не теряет рассудок, но при этом получает свою порцию вреда и тем самым наносит урон общему организму в виде вялости, сонливости, упадка сил. Некоторое растительное мясо в больших потреблениях плохо усваивается. Речь идет и об отдельных текстурированных продуктах. У всех растительных продуктов есть состав и надо смотреть отдельно. Растительное мясо не полезнее, но и не вреднее. В нише создаются определенные иллюзии, и не всё есть правда.
Как вы считаете, почему ввели такую дату как Международный день без мяса?
Всегда придумывают что-то для популяризации экологических инициатив, самые известные из которых день без света, день без воды. Людям нравится быть сопричастными к какому-либо движению, которое делает символичным их безграничный вклад. Как эколог, я считаю, что на самом деле это не даёт какого-то преимущественного вклада. Люди сидят один день без света, воды или мяса, а потом эта индульгенция заканчивается, и они дальше пускаются во все тяжкие. Один день компенсируется 355 другими днями. Это бестолковая вещь, которая создана для популяризации, для того, чтобы обратить внимание и привлечь в это деньги. Некоторые экологические инициативы могут быть реальными. Например, если какой-нибудь человек придумает растительный универсальный продукт, который по себестоимости будет ниже 20 рублей, тогда это будет более реальный вклад, чем подобные «дни без всего».
Веганство – образ мысли или привычка?
Веганство в том виде, какое оно есть – это идеология, идентичная другим субкультурам типа панк среды. На мой взгляд, это достаточно поздняя субкультура, которая появилась в районе нулевых. Она имеет определенно выраженные тенденции. Веганство можно причислить к образу мысли, это не привычка. На моей практике есть бесконечное количество людей, которые не могут отказаться от сигарет и алкоголя, а от веганства отказываются многие, люди приходят и уходят просто по причине изменения личных взглядов на это.
Следует быть особо внимательным к рациону, выбирая вегетарианство, для полноценной жизнедеятельности человеку необходим сбалансированный комплекс веществ, среди которых особенно важными являются белки, которыми богаты далеко не все растительные продукты.
Текст: Надежда Скворцова