Санкт-Петербург: Современный тренд: почему модно одеваться в секонд-хендах
В России идея «донашивать за кем-то» все еще воспринимается скептически. Секонд-хенды продолжают плотно ассоциироваться с далекими нулевыми. Во время кризиса одежду покупали в основном в таких местах. Тогда секонды представляли собой не самое приятное зрелище: непонятные темные помещения с огромными кучами одежды, в которые приходилось нырять чуть ли не с головой, чтобы найти что-то стоящее. Вещи примерялись на глаз, а после покупки их кипятили.
Сегодня молодежь все чаще массово обращается к вторичному рынку. Модники даже устраивают настоящую охоту, отслеживая поступление товара. В такие дни с самого утра у секондов выстраиваются огромные очереди. Почему так происходит? Какие преимущества дает покупка в секонд-хенде? Давайте разберемся.
Современные секонд-хенды мало чем отличаются от обычных магазинов. Это чистые помещения, аккуратно развешенная одежда, удобные примерочные. Но самое важное – вся одежда, поступающая на склады, проходит сортировку и тщательную обработку.
ВАЖНО: При дезинфекции одежды в секонд-хендах используется формальдегид – бесцветный газ с тем самым неприятным запахом. Звучит опасно, однако бояться не стоит. Вред здоровью можно получить только при высокой концентрации вещества. Когда одежда поступает в магазин, она проветривается и только после этого вывешивается в зал. К тому же, формальдегид хорошо растворяется в воде, поэтому обязательно стирайте только что купленные вещи.
В масс-маркетах, если подумать, товар примеряет далеко не один человек. И после хранения вещей на складе их никто не обрабатывает. Так что еще не ясно, какая одежда чище. Конечно, у секондов существуют и свои нюансы. Например – отсутствие большой размерной сетки. Особенно сложно найти что-то подходящее на маленькие размеры. Бывают вещи с дефектами. Но плюсов, как выяснилось, гораздо больше.
Моя одежда – моя индивидуальность
Молодость – это то время, когда человек особо остро нуждается в самовыражении. И тут на помощь приходят секонд-хенды – огромное пространство для экспериментов. В отличие от масс-маркетов, где на полках лежат кучи однотипных вещей, в секонд-хенды поступает уникальный товар, который имеет свою историю. Такая одежда поможет создать собственный стиль и подчеркнуть свою индивидуальность.
Но почему молодежь стала привлекать одежда из прошлого? Ответ прост – мода циклична. Многие современные бренды активно вдохновляются стилем прежних эпох. Дизайнеры берут силуэты, популярные в прошлом, и сочетают их с чем-то новым и трендовым. А вот в секонд-хендах большую часть ассортимента представляют вещи, которые уже давно существуют в одном экземпляре. Где еще вы найдете джинсы клеш с заниженной талией, ту самую олимпийку, как у папы в 90-е, огромные пиджаки с подплечниками и многое другое.
Всегда приятно сэкономить
Как оказалось, практически все, что продается в масс-маркетах по 2-3 тысячи в секонд-хенде можно купить за несколько сотен, причем среди откровенного барахла легко найти стильную брендовую одежду за копейки. Главное – знать, где покупать. Помимо низких цен, в секонд-хендах существуют системы скидок, которые иногда достигают 60-80%. Перед обновлением ассортимента, многие секонды распродают вещи по одной цене: будь то футболка или зимний пуховик.
Частыми посетителями секонд-хендов становятся студенты. Секонды дают им возможность покупать хорошую одежду, но гораздо дешевле, чем в обычных масс-маркетах. Кстати, зачастую на перепродажу отдают абсолютно новую одежду. Поэтому для молодых ребят, которые учатся или только начинают зарабатывать, – это ощутимый бонус.
Соотношение цена – качество
Каждый сезон магазины выпускают новые коллекции одежды. Это связано с тем, что тренды постоянно меняются, а потребительский спрос растет. Такое положение вынуждает крупные корпорации наращивать темпы производства, из-за чего ускоряются разработка и тестирование товаров. Известные масс-маркеты все активнее стараются экономить на производстве: часто используют дешевые материалы небрежные технологии изготовления одежды. Компаниям выгодно делать вещи менее долгоноскими, чтобы покупатель как можно быстрее вернулся и купил новое.
В отличие от масс-маркетов, в секонд-хендах можно найти старые вещи из натуральных тканей. Качество одежды «из прошлого» зачастую лучше, так как раньше она шилась не на один сезон. И так как вещи в секондах проверены временем – их с большой вероятностью носили и стирали –, то всевозможные дефекты уже давно выявились. Если после этого одежда выглядит почти как новая, то становится понятно, что она прослужит еще очень долго.
Я не хочу губить планету
Покупка одежды в секонде – это вторичное использование. Помните, что многие ходят по магазинам со своими пакетами или холщовыми сумками? Те же правила действуют в мире одежды. И это логично: чем меньше одежды мы покупаем, тем меньше производим отходов. По данным Российского экологического оператора (РЭО), ежегодно в России выбрасывается 2 млн тонн одежды. Текстиль мало подлежит промышленной переработке и после выброса продолжает свою жизнь на мусорных полигонах.
Так глобальный тренд на экологичность популяризовал секонд-хенды. Они идеально вписываются в концепцию осознанного потребления. Затрачивание огромного количества ресурсов и использование синтетических материалов, делает производство одежды вредоносным для окружающей среды. Индустрия моды несет ответственность за 10% выбросов метана и углерода. Поэтому для многих секонд-хенды стали идеальный способ поддерживать баланс между шопоголизмом и экоактивизмом. Они помогают продлить жизнь ненужным вещам, а главное – уйти от принципов «быстрой моды»*.
* – Быстрой модой или fast fashion называют постоянные обновления ассортимента магазинов, согласно меняющимся модным тенденциям.
Существует несколько принципов быстрой моды:
Скорость. Быстрое обновление коллекций, акцент на новинках и внедрение последних модных трендов;
Доступность. Доступные цены, что позволяет частое обновление гардероба;
Инновации. Активное использование новых материалов и нестандартных дизайнов, для создания стильных и уникальных образов;
Массовость. Ориентация на широкую аудиторию. Сезонные коллекции производятся в больших количествах и широком размерном ряду;
Ориентация на рынок. Быстрое реагирование на изменения в модных трендах и предпочтениях покупателей, адаптация к новым рыночным условиям.
Но одежду в секондах можно не только покупать. В следующий раз, когда во время очередного расхламления гардероба у вас найдется парочка ненужных вещей – не выбрасывайте их. Довольно часто в секонд-хендах и комиссионках существуют точки приема, куда можно сдать одежду. Это позволит избавиться от вещей более экологичным путем.
Не просто шоппинг
Секонд-хенды – это не только про экономию и осознанное потребление, но и про помощь нуждающимся. Так в некоторых магазинах, например в «Спасибо», часть средств, вырученных от продаж, передают в благотворительные фонды. Таким образом можно не только прилично сэкономить, но и совершить доброе дело.
Благотворительные секонд-хенды, такие как «Лепта», периодически устраивают сборы одежды для бездомных, пенсионеров, малоимущих и беженцев. В день акции каждый желающий может принести в магазин ненужную одежду в хорошем состоянии или сдать ее в специальный контейнер.
Конечно каждому самому решать, покупать ли «поношенное». Но для многих молодых людей покупка одежды в секондах стала не просто модной тенденцией, а осознанным выбором, который приносит пользу и удовольствие. Возможно, иногда стоит расширить границы привычного и открыть для себя мир вещей, которые проделали длинный путь, чтобы по странному стечению обстоятельств оказаться у вас в руках.
Текст: Карина Першина