03 декабря
13 ноября
12 ноября
11 ноября
10 ноября

Санкт-Петербург: 113-й элемент таблицы Менделеева получил название "нихоний"

30 ноября, 17:36

У химического элемента № 113 в таблице Менделеева появились имя и символ. Международный союз теоретической и прикладной химии официально присвоил ему название «нихоний» (Nh). Об этом сообщает крупный научно-исследовательский институт Японии RIKEN, сотрудники которого открыли элемент.

За то, чтобы считаться первооткрывателями 113-го химического элемента боролись две команды учёных: российско-американские и японские.

Российско-американский коллектив заявил о получении нового элемента ещё в 2003 году. Учёные «выявили» его во время синтеза 115 элемента, опыты с которым проходили в Объединённом институте ядерных исследований в российском городе Дубна вместе с Ливерморской национальной лабораторией.

Японцы приступили к исследованиям в 2003 году. Элемент был обнаружен в результате столкновения ядра цинка и висмута. За восемь лет они трижды смогли зарегистрировать рождение атомов нихония: в 2004, 2005 и 2012 годах.

По мнению Объединенной комиссии Международного союза теоретической и прикладной химии и Международного союза теоретической и прикладной физики, результаты российско-американских исследователей вызывают сомнения, поэтому первооткрывателями нового 113 химического элемента в таблице Менделеева в 2015 году официально были признаны японские ученые во главе с Косуке Мориты.

Слово «нихоний» является производным от местного прочтения названия страны - "Нихон". Он является радиоактивным сверхтяжелых химическим элементом и относится к 13-й группе седьмого периода периодической системы. Его атомная масса равна 286.

Стоит отметить, что в природе существуют 92 химических элемента от протона до урана, атомный номер которых определяется количеством протонов в ядре. Элементы с количеством протонов от 93 до 100 были получены в реакторах, а выше 100 — на ускорителях частиц. При этом учёным известно, что в земной коре также содержатся нептуний (№ 93) и плутоний (№ 94). Однако изначально элементы получили искусственно и только потом сумели обнаружить в составе минералов.

Нихоний стал первым элементом, который открыла страна Азии.

Автор: Алина Коровина, МИА "МИР"