ПРИШЛИТЕ СВОЮ НОВОСТЬ!
Лента новостей
Выбрать категорию:
10 ноября
03 ноября
01 ноября
30 октября
27 октября
20 октября
06 октября
29 сентября
28 сентября
26 сентября
22 сентября
19 сентября
18 сентября
15 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября
08 сентября
01 сентября
31 августа
30 августа
28 августа
27 августа
24 августа
23 августа
21 августа
20 августа
18 августа
17 августа
16 августа
14 августа
13 августа
11 августа
09 августа
02 августа
31 июля
28 июля
26 июля
24 июля
23 июля
16 июля
15 июля
14 июля
05 июля
03 июля
28 июня
26 июня
25 июня
21 июня
17 июня
16 июня
14 июня
13 июня
12 июня
10 июня
07 июня
05 июня
01 июня
31 мая
30 мая
28 мая
25 мая
24 мая
23 мая
20 мая
19 мая
18 мая
17 мая
15 мая
14 мая
13 мая
12 мая

Санкт-Петербург: «Во многих студентах моя инициатива находит отклик»

15 мая, 15:00

Екатерина Лебединская – преподаватель устной речи в Санкт-Петербургском государственном университете. Она рассказала, почему выбрала такой профессиональный путь и какую тактику использует в работе со студентами.

Расскажите немного о том, как вы пришли к преподаванию. Это была мечта детства или спонтанное решение?

В подростковом возрасте я много раз работала вожатой в летнем лагере и часто замечала детей, которым было непросто общаться со сверстниками. Очень хотелось поддержать их, помочь и показать, что они не одни в этой непростой ситуации. Когда-то в школе я тоже сталкивалась с буллингом, была ранимой и переживала негативные события очень болезненно. Поэтому я понимала таких ребят и хотела облегчить им жизнь, смягчить «удар» обстоятельств, чтобы в будущем им не мешал травматичный опыт.

Как вы познакомились с СПбГУ?

После окончания школы и сдачи ЕГЭ я поступила в Саратовский государственный университет, но мне хотелось закончить не только бакалавриат, но и магистратуру. Для продолжения обучения изначально я выбрала МГУ - мечтала поступить именно туда. Однако на 4 курсе, победив со своей статьей в конкурсе научных работ «Медиа в современном мире», я изменила свое решение. Организатором мероприятия был Петербургский университет, и мне так понравилась атмосфера и преподаватели, что я решила дальше учиться именно здесь. В магистратуре я выбрала направление «Журналистика досуга», так как здесь могла заниматься понравившимся мне делом - медиалингвистикой - изучением использования языка в сфере массовых коммуникаций.

Чем вас привлекла журналистика и массовые коммуникации?

Эта сфера помогает избавиться от комплексов, заявить о своих взглядах, познакомиться с новыми людьми и набраться интересного жизненного опыта.

Екатерина Лебединская

Какая главная цель ваших занятий со студентами?

На парах по устной речи мне важно избавить учеников от психологических «зажимов», замотивировать их не бояться импровизировать в любой ситуации. Я очень рада, что во многих студентах моя инициатива находит отклик: я вижу как от занятия к занятию их личность все более раскрывается.

Хочется помогать как интеллектуально (новые знания, доходчивые объяснения), так и психологически (чтобы ребятам было комфортно и они не боялись совершать ошибки). Мне кажется, это должно помочь им в будущем.

Какой подход вы используете при обучении дисциплине устной речи?

Моя основная тактика – вовлечь в диалог через представление каких-то близких и жизненных ситуаций, в которых можно пофантазировать. Для этого необходимо находить интересное в материале и делать на этом акцент. Важно объяснять на понятных и близких примерах и говорить даже сложные вещи понятным языком. К возникающим недопониманиям нужно относиться с юмором. Таким образом найти общий язык с совершенно разными людьми становится легче: уровень доверия повышается, и они уже принимают преподавателя «за своего». Можно использовать необычные «наказания» за невыполненную домашнюю работу, например, чтение анекдотов, пока хоть один человек из группы не засмеется. 

Установить контакт помогает запоминание личной информации: откуда приехал студент, как работает на парах и какие истории случались с ним на занятиях. Важно показать свою заинтересованность в каждом из учеников. Психологический комфорт создается тогда, когда страх совершить ошибку пропадает и возникает любознательность, тяга к предмету.

Я очень мягко и трепетно отношусь к ученикам и стараюсь максимально облегчить им жизнь. Я - нестрогий преподаватель, как говорят китайские студенты, «ласковый».

Что вам больше всего нравится в профессии преподавателя?

Очень радует общение со студентами, возможность заинтересовывать их. Нравится не только помогать им освоить темы и сдать экзамен, но и делать их пребывание в университете психологически комфортным. Их чувство юмора помогает разбавить даже самый сложный материал. Приятно видеть прогресс и достижения учеников. Я рада, что мне удается находить общий язык с ними. Без всего этого было бы сложно. Большинство моих студентов умные и интересные личности. Мне кажется, они также заинтересованы, потому что видят мое искреннее желание помочь и объяснить. Я получаю от занятий огромное удовольствие. 

Какие выводы о преподавании вы сделали за время работы в университете?

Я сделала вывод, что почти к любому человеку можно найти подход, и самый лучший - это юмор. Так преподавателю легче расположить учеников к себе, а им, в свою очередь, проще воспринимать информацию. На прошлой неделе был диалог со студентом:

— Ненавижу стилистику и курсовую по ней.

— Значит, Вам не нравятся наши семинары. Почему же тогда приходите?

— Только ради Вас.

С помощью психологически комфортной атмосферы можно не только привлечь внимание ученика, но и самому наслаждаться каждым занятием. А занимательная подача материала сделает времяпрепровождение в университете еще более интересным.

Какие советы вы бы дали начинающим преподавателям?

  1. В первую очередь, относиться с пониманием к возникающим проблемам: переживания студентов должны быть вам близки и понятны, ведь каждый из нас когда-то был на месте ученика. 

  2. Не стоит бояться совершить ошибку: это не разрушит Ваш образ преподавателя, зато вы поймете какую тактику лучше использовать. 

  3. Чтобы преподавать определенную дисциплину, нужно быть самому в ней заинтересованным. Ваш искренность не оставит студентов равнодушными. 

  4. Необходимо находить нестандартный материал и разрабатывать игровые объяснительные методики - это всегда интересно и необычно. Обычно именно это запоминают студенты, когда заканчивается обучение.

  5. Преподаватель не только передает знания, но и является наставником: налаживайте доверительные отношения со студентами, чтобы в случае чего, даже спустя годы они могли обратиться к Вам за помощью.


Текст: Алиса Макарова
Фото: фотосток freepik, личный архив Екатерины Лебединской