Санкт-Петербург: «Художник – это призвание и образ жизни, а не просто профессия...» - интервью с Еленой Фещуковой.
15 июля – Молодёжные новости. Художница Елена Фещукова считает, что творения художника по-настоящему может оценить только время. Она честно работает над каждой картиной, выносимой на суд публики, не допуская халтуры в мельчайших деталях. О себе, о творчестве и какого это быть настоящим художником Елена рассказала медиа-волонтёру МИРа Анне Червяковой.
Какой жанр изобразительного искусства вам импонирует больше всего?
Мои любимые жанры – натюрморт и пейзаж. Натюрморт интересно создавать – подбирать предметы, драпировки, экспериментировать с объёмами и цветовыми сочетаниями. И он не зависит от погоды. Работа в этом жанре развивает способность замечать красоту, изюминку в самых простых вещах: старый ключ, фотоаппарат-мыльница и т.п. Пейзаж сложнее, из-за того, что художник пишет не только то, что видит. Что-то он оставляет, что-то мысленно убирает из кадра, или, наоборот, придумывает. Люди и животные всегда оживляют пейзаж. Очень интересно наблюдать, как меняется одно и то же место в зависимости от времени года, как меняется наш город. Например, дома-бараки, которые я писала несколько лет назад уже исчезли, Косой дом сильно видоизменился. Но на картинах сохраняется история, ее временные срезы.
Что в чужих работах вас привлекает больше всего? И на что в работах, как художник, вы обращаете внимание в первую очередь?
В чужих работах для меня важно общее впечатление, энергия, которая идёт от картины. Если работа «цепляет», то для меня не важен сюжет, цветовая гамма, композиция. Просто хочется смотреть на неё, находиться в ее пространстве. Например, залы Матисса в Главном штабе, картины Врубеля. Из современников очень люблю работы Германа Метелева, Александра Сухих и Кирилла Бородина.
В процессе создания работ, что вас вдохновляет?
В процессе создания работ вдохновляет разное. Например, вещи с историей – старинные телефоны, ключи, керосиновые лампы, старые игрушки. Яркая повседневность – напитки, фрукты, цветы. Очень люблю старые дома в разными окнами, полуразрушенными балконами. Как художественная натура, они очень хороши.
По вашему мнению, можно ли стать художником не имея особого таланта?
Большой вопрос – что такое талант. Часто только время показывает, насколько талантлив был художник. Художником можно и нужно становиться, если чувствуешь в этом потребность. Постоянная практика, насмотренность развивают способности. Кому-то это даётся легче, кому-то сложнее. И как правило, всегда найдётся кто-то, кому откликнется именно твоё творчество.
Можно ли повторять приемы у других художников для создания своих произведений или необходимо искать свой собственный стиль?
Копирование работ мастеров является частью художественного образования. Это помогает изучать приёмы, понимать способы построения композиции. Многому можно научиться, изучая иконопись. Чем больше у художника насмотренность, опыт разных приемов, тем интереснее будет его собственный стиль.
Какое качество самое главное для любого художника, на ваш взгляд?
Не знаю, что важно для любого художника, для меня главное – это борьба с ленью и неуверенностью. Вдохновение ко мне приходит уже в процессе работы. Поэтому нужно побороть страх чистого холста и синдром самозванца, чтобы начать. Ещё важно замечать красоту вокруг.
Текст: Анна Червякова