Санкт-Петербург: Что такое графология?
Почему у каждого свой особенный почерк, может ли почерк составлять портрет человека. На все эти и многие другие вопросы о почерке может ответить наука графология. Итак, выясним, как графологи анализируют почерк, что это за профессия, почему графология — не лженаука. Для этого зададим вопросы эксперту- графологу Ларисе Дрыгваль.
Лариса Дрыгваль – преподаватель графологии, кандидат психологических наук, член Всемирной сети профессиональных графологов, почетный член Международной Профессиональной Ассоциации Психологов, а также руководитель Центра изучения почерка.
Почему же графология не лженаука: «”Лженаукой” графологию объявили в советское время, сталинским указом тогда были названы лженаукой все исследования, которые касались генетики, психоанализа, френологии и т.п. Произошло это оттого, что они были популярны на Западе и касались тех вопросов, которые затрагивали тему наследственности. По советской идеологии наследственность не играла большого значения в воспитании советского человека, все определяла среда. Эта парадигма со временем показала свою ошибочность, но шлейф «лженауки» остался за некоторыми подходами в психологии личности до сих пор. Графология имеет достаточное количество исследований, показывающих связь мозга и письма, связи психологических состояний и их отражений в почерке, связи характера и почерка и т.п. Есть свой понятийный аппарат, свои закономерности в анализе, инструментарий, - все, что должна иметь научная дисциплина».
В графологии не всё так просто: к анализу почерка необходимо подходить основательно, в несколько этапов: «Графологический анализ состоит из нескольких этапов. Первый – забор качественного материала, по которому будет проводиться графоанализ. Почерк должен быть написан шариковой ручкой, на чистом листе бумаги А4, объем текста не менее 8 строк, тема – любая. В конце текста поставить подпись, указать пол и возраст. Получив материал для анализа, графолог сначала анализирует каждый элемент почерка: скорость, форму, организацию, наклон, нажим, ширину букв и пр.. Таких элементов более 20. Каждый элемент оценивается с точки зрения нормы или доминантности. Далее все признаки сопоставляются между собой, соединяются в синдромы, которые дают возможность подбирать интерпретации к почерку из специальных графологических таблиц. Весь этот процесс занимает несколько часов. Он довольно скрупулёзный, глубокий, требующий от специалиста сосредоточенности, знаний психологии, аналитического мышления».
На качество анализа влияет и ряд внешних факторов: «Качество материала имеет значение. Важно наличие времени у самого графолога, чтобы была возможность сосредоточиться, поработать с графологическими таблицами, написать психологический портрет, имея возможность правильно и грамотно изложить свои мысли. Имеет значение образование самого графолога (это не могут быть краткосрочные курсы по графологии, обучение длиться довольно долго, должна быть длительная практика и супервизия у наставника). Имеет значение психологическая подготовка графолога, - лучше, если графолог имеет базовое психологическое образование».
Как оказалось, одной подписи недостаточно для полного анализа: «Подпись слишком краткосрочна, в ней мало графологических элементов, чтобы составить по ней комплексный психологический портрет. Лучше всего иметь почерк и подпись для проведения качественного анализа».
Но стать графологом по взмаху волшебной палочки невозможно, да и не каждый может им быть: «Это довольно длинный и серьезный путь подготовки. От того, кто хочет стать профессиональным графологом потребуется способность к длительному обучению, высокий интеллект, аналитические способности, лингвистические способности (чтобы грамотно писать заключения), психологическая база подготовки и много что еще. Но главное, - устойчивая мотивация и интерес к изучаемому предмету. Быстро здесь ничего не получится».
По словам Ларисы, проведя тщательный анализ почерка, по нему можено понять весь психологический портрет человека. В том числе, особенности характера, самооценки, личности, темперамента, психологические состояния, особенности адаптации и пр.
Текст: Анастасия Булычева
Изображение: фотосток freepik