Санкт-Петербург: Культура в культурной столице: как литература выживает в 21 веке в Санкт-Петербурге?
19 августа – Молодёжные новости. У начинающих знакомство с поэтической средой Петербурга обычно заводится с «Литературной гостиной». Дело тут в основном в возрасте объединения – свои ворота «ЛитГост» распахнул еще в 2016 году, правда, под другим названием, но суть осталась такой же: каждый вторник петербургские поэты собираются и читают друг другу стихи.
Раньше местом проведения «Гостиной» служил «Pianobar Niko», а сейчас – модный клуб «Грибоедов». Это место с историей: здесь часто проходят концерты, лекции и даже выставки. «ЛитГост» также является ярким пятном в жизни пространства.
Изначально это был просто открытый микрофон, который уже позже оброс резидентами. Объединение стало заниматься организацией сторонних мероприятий, в том числе для города, и сольных концертов своих авторов.
На вопрос, как стать резидентом «Литературной Гостиной», организатор, Артур Коньков, ответил так:
«Это долго, больно и бессмысленно (смеется). Никакой определенной формулы нет, ее просто не существует. Когда я знакомлюсь с автором и понимаю, что я могу ему что-то дать, и он что-то может дать проекту, то это происходит почти сразу. Резиденты – это, прежде всего, люди с амбициями, которые хотят расти не только как поэты, в написании то есть, а как артисты».
Если сравнивать «ЛитГост» с другими поэтическими кружками Санкт-Петербурга, то можно выделить главное: это не открытый микрофон, но и не просто концерт определенного круга лиц, а что-то среднее. Резидентской системы больше нигде нет. Кроме того, одним из важнейших аспектов «Гостиной» является полное отсутствие цензуры.
«Мы немножко повернуты на этом. У нас тут полная свобода слова. Это, мне кажется, основной приоритет, основная ценность», – подчеркнул Артур.
Есть еще одна площадка, которая для многих в литературном плавании становится стартовой, – «Зерно Поэзии». «Зерно» – это про радость и творчество. Создатели проекта уделяют значительное внимание атмосфере внутри творческой группы. Юные поэты собираются вместе и делятся произведениями, при этом никто не чувствует себя чужим.
«К моменту создания площадки лично у меня скопился огромный негативный опыт от участия в открытых микрофонах в разных местах. Чаще всего там была жесткая иерархия: ты попадал в место, где тебе нужно доказать, что ты достаточно хорош. На «Зерне» мы стараемся принимать поэтов и музыкантов такими, какие они есть», – поделилась одна из организаторов мероприятия, Николь Веровая (Трикс).
«Зерно Поэзии» побывало на множестве петербургских площадок, и по итогу выросло до собственного 10-часового фестиваля на крыше. Теперь костяк создателей чувствует, что между ними есть особая духовная связь: даже находясь в одиночестве, или в другой стране, они знают, что справятся. Они начинали маленькими девочками и мальчиками, которые изобретали велосипед, а доросли до дирижаблей.
«Для меня «Зерно» отличается от других мероприятий тем, что оно есть и что оно пытается быть все таким же открытым, таким же объединяющим совершенно разных людей, создающим новые связи. «Зерно» можно порекомендовать тем, кто еще не знает, куда пойти, – здесь их в любом случае примут», – добавила Николь.
Путь от «Зерна Поэзии» для кого-то (и для меня) лежит в бар «Птичья Личность» на Рубинштейна. Здесь каждый четверг собираются члены «Клуба [не]анонимных поэтов и музыкантов». Тут царит более камерная атмосфера, чем на вышеупомянутых мероприятиях.
«Клуб появился случайно и начинался с дружеских поэтических встреч. Один знакомый владелец бара сказал, что очень хочет послушать у себя поэтов. Я кинула клич, собрала несколько знакомых и пришла. Изначально я не видела какого-то продолжения истории, но людям не хватало площадки без сцены, чего-то уютного, больше похожего встречу друзей по интересам», – рассказала создательница площадки Алена Ценина.
По словам Алены, из-за выбранного формата сначала встречи проходили нерегулярно, только потом участники решили собираться каждую неделю. С самого начала было принято решение отказаться от ведущего, который составляет списки, – поэты сами выбирали друг друга. Вскоре появилось название, концепт и общие принципы. На встречи «Клуба» стал приходить фотограф, а музыкантов начали выпускать по времени, чтобы соблюдать баланс текстов и музыки.
Что отличает эту площадку от всех остальных «тусовок» Петербурга? Алена Ценина на этот вопрос ответила так:
«У нас нет никаких резидентов, привилегированных членов клуба. Мы за то, что все должны быть равны, потому что мы встречаемся для обмена творчеством. У нас может почитать как поэт с многотысячной аудиторией, так и девочка, которая впервые вышла на сцену. Иногда мы делаем специальные вечера, с хэдлайнерами и конкурсами, но в остальное время всем выделено одинаковое количество текстов и все живут по одним и тем же правилам. Кроме того, у нас можно читать и петь не только свое. Мы же про обмен творчеством, помните? Совершенно любым. Можно почитать любимого классика или современника. Главное, говорить авторство».
Если аудитория предыдущих трех комьюнити пересекается, то следующая тусовка несколько от них обособлена. Время перенестись на набережную Фонтанки и посетить беспощадный фестиваль «Свобода». Моя знакомая, поэтесса Анжелика Гребенникова, так обозначила мне основное ее отличие от других поэтических площадок Санкт-Петербурга:
«Мне очень сильно нравится концепт обратной связи от зрителей. Это дает плодотворную почву для размышлений над своим творчеством. Практикуют подобное (из известных мне) только на «Свободе слова». Понятное дело, что это требует сильной регламентации количества выступающих и времени выступления, но уж слишком мне импонирует данный формат – понимаешь, что читаешь не в пустоту».
Одна из создателей проекта, Дарья Прилепина, рассказала, что «Свобода» родилась потому, что остальные объединения были слишком похожи друг на друга. Ей и ее коллеге Андрею Шилинко «надоело ходить по мероприятиям, где им хлопают другие выступающие поэты, ожидая своей очереди». Они создали мероприятие, где есть регламент: выступить за вечер могут только двенадцать человек, большинство из которых до этого читало стихи только маме на кухне. Выступающий может прочитать одно прозаическое произведение, два стихотворения или сыграть три песни.
Кроме того, на мероприятии есть сторонние зрители, которые после могут выразить любое мнение по поводу услышанного. Свобода выражения – в этом идея названия.
«У нас авторы получают не просто бездушные хлопки в пустоту, а живой фидбэк. Зрители же получают новый опыт: они видят не только поэтов, которые давно стоят на сцене двумя ногами, а тех, у кого в руках трясется листок бумаги, кто стеснятся. Это, по сути, рождение автора», – рассказала Дарья.
Мероприятие начиналось в маленьком книжном магазине, а сейчас у проекта есть ответвления. Первым появился поэтический слэм, во время проведения которого зрители голосуют за наиболее понравившегося автора. Во время каждого из трех кругов отсеиваются поэты, набравшие меньше всего голосов, и самые титулованные разыгрывают денежный приз в пропорции 70/20/10. Вторым форматом стала «искренность», для которой организаторы даже арендовали театр «Нити». Авторы заранее отправляют свои тексты (обычно прозаические) и проходят отбор по одному-единственному критерию – искренность. Выступающие читают за ширмой в зале, где полностью выключен свет, зрители тоже реагируют анонимно.
Совсем скоро, 19 августа, в рамках «Свободы» также пройдет фестиваль, где будут блоки с поэтами, музыкантами и диджеями, фотосушка для фотографов и небольшая ярмарка картин. Это, на данный момент, главный итог деятельности объединения.
Конечно, это далеко не все поэтические тусовки Петербурга. Литературная столица продолжает жить и утопать в поэзии, прозе и музыке, предоставляя возможности для развития новым авторам. Когда я спросила у Анжелики Гребенниковой, какое из мероприятий нравится ей больше всего, она ответила так:
«Сложно сказать, ибо все организаторы очень разные, поэтому и стиль проведения мероприятий везде свой. Самая ламповая и уютная тусовка – несомненно, «Клуб [не]анонимных…» в «Птичьей личности», самая движовая и экстравагантная – «ЛитГост», самая юморная – «Зерно», самая беспощадная и разговорчивая – Свобода слова. Любое мероприятие делают люди, а люди везде прекрасные».
И это – самый напрашивающийся итог.
Текст: Дарья Ревкова