Россия: Краткая история спортивного стиля – от СССР до наших дней
9 апреля – Молодёжные новости. Несмотря на то, что Советский Союз долгое время оставался за железным занавесом, иностранное сотрудничество всё же было, в том числе в лёгкой промышленности. В спортивной одежде это стало ярко проявляться в 50-е годы, после присоединения советских спортсменов к олимпийскому движению.
Особенные отношения сложились с компанией «Adidas» из ФРГ. В 1979 году вышел даже отдельный документ с заголовком «К вопросу о сотрудничестве с фирмой «Адидас» сроком на 20 лет». Правда, достать экипировку «Adidas» всё же было непросто. Интересно ещё, что компания одевала советских спортсменов «обезличено». Лейблы убирали, а характерные лампасы зашивали. К концу семидесятых сначала в Москве, а затем и в других городах наладилось производство кроссовок с тремя полосками по лицензии немецкой фирмы. Стоили они 26 рублей. Выходило значительно дороже кед, представленных на прилавках в изобилии, но значительно дешевле качественных ботинок. Кроссовки с тёмно-синим замшевым верхом и белой подошвой выглядели отлично и воспринимались стильно в сознании советских граждан.
Самый важный вклад в популяризацию спортивного стиля внесла Олимпиада 1980 года, проходившая в Москве. Спортивная эстетика стремительно проникает в дизайн и моду, и прочно там утверждается.
В 1990-е после распада СССР на рынок резким потоком хлынули зарубежные товары, преимущественно дешёвые и не отличавшиеся особым качеством. А вместе с этим появился и доступ к заграничной музыке, американским телешоу, западной субкультуре, которые уже давно построили прямую ассоциацию некоторых элементов спортивной одежды с собой. Скейтеры в кедах, рэперы в широких футболках и худи. Всё это начала перенимать постсоветская молодёжь. Огромные кроссовки, футболки с принтами героев фильмов и оверсайз-толстовки, подражающие стилю западных кумиров. Всё это породило новый культурный код. Спустя какое-то время модные дизайнеры будут обращаться к этому периоду для своего вдохновения. Бренд Демны Гвасалии «Vetements» транслировал именно такую эстетику, а впоследствии знамя подхватили Balenciaga.
В 2000-е на арену выходит и становится лидером компания «Bosco di Ciliegi» Михаила Куснировича, одевавшая российских спортсменов 8 олимпийских игр подряд – с 2002 по 2016 год. Отличительными элементами формы стали крупная надпись «RUSSIA», мотивы жар-птицы и герб Российской Федерации. Спортивные костюмы «Bosco» носили не только спорстмены, но и обычные граждане.
В наше время в тренде athleisure – одежда, одинаково подходящая для отдыха и для занятий спортом.
Текст: Светлана Никульшина.
Фото: Pixabay.